Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоги градостроительной деятельности в Москве с 1991 г. по 2000 г




В период с 1991 по 2000 год поиски прогрессивных идей и интересных альтернативных предложений в градостроительном устройстве существующих центральных, срединных и новых районов застройки Москвы стали единичными и практически нереализуемыми.

Поисковые и реализованные градостроительные работы с 1991 г. по 2000 г.

С 1991 года росла актуальность прежней и новой проблематики в градостроительстве Москвы, тенденции ее дальнейшего благополучного развития становились призрачными, в том числе и благодаря разработке Генплана развития столицы до 2020 года, задуманного как прикрытие указанных выше коммерческих интересов власти и бизнеса.

С начала этого периода в обстановке тотальной коммерциализации строительной отрасли разработка, в том числе на конкурсной основе, и реализация прогрессивных идей и работ по долгосрочному развитию Москвы стала наталкиваться на большие трудности. По воле заинтересованных в быстром обогащении властных и бизнес структур стало осуществляться прямое или завуалированное замедление, отсрочка и сворачивание прогрессивных, перспективных работ. В итоге, с 1992 года, научная деятельность центральных и московских проектных институтов стала прекрашаться или обслуживать интересы столичного строительного бизнеса.

В сфере московской проектной практики того времени нередко происходили существенные и быстрые изменения даже первоначальных, уже утвержденных, градостроительных замыслов и решений. Так случилось с проектом комплексной реконструкции-реставрации исторического района «Остоженка» («Золотой мили»), снесенного волной спекуляции и наживы в строительстве.

В результате проводимых властью реформ в эти годы произошла масштабная деиндустриализация Москвы. Доля населения, занятого в московской промышленности, сократилась с 22,3 % до 13,4 %. Кризис переходного периода подкосил многие производства, НПО и НИИ. Это позволило обеспечить вывод ряда промышленных предприятий из центральной и срединной зон города. Началась реконструкция существующих и реновация бывших промзон.

В этот период одной из первых была выведена с Якиманской набережной текстильная фабрика «Красный текстильщик», производственные и административные корпуса которой перестроили под офисы, а на месте образчика конструктивизма - клуба «Красный текстильщик» (филиала кинотеатра «Иллюзион») возвели бизнес-центр с элитной автостоянкой, рестораном и спортзалами (М. Посохин и др., 1998 г.). Тогда же на Софийской набережной ликвидировали промзону с цехами, литейным производством и инженерным корпусом завода холодильного оборудования «Красный факел» (бывший завод Г. Листа). С тех пор на этом месте, прямо напротив Кремля (!?!), зазиял огромный, заросший бурьяном пустырь с котлованом.

К концу XX столетия некоторые промышленные зоны оказались в состоянии полной деградации и запустения. К примеру, старые, заброшенные корпуса завода «Динамо» на Симоновской набережной Москвы-реки разрушились и заросли кустами и деревьями так, что стали напоминать поглощенные джунглями древние города Индии из рассказов Р. Киплинга.

Активная реализация «новой градостроительной политики», положенной в основу разработки положений и решений нового Генплана развития Москвы до 2020 года, стала наносить непоправимый ущерб архитектурному наследию и облику центра города. Реконструкция кварталов «Остоженки» (А. Скокан, Р. Баишев и др. 1994 г.), «Сретенки» (Б. Тхор, Г. Борисова и др., 1994 г.) превратилась поистине в «золотую жилу» для предприимчивых заказчиков-застройщиков и народившихся спекулянтов рынка недвижимости. Размашисто-аллегорическое обустройство Мемориала Победы на Поклонной горе (Ю. Лужков, А. Полянский, Л. Вавакин, З. Церетели и др., 1995 г.) и противоречивая подземно-надземная реконструкция Манежной площади (М. Посохин, Д. Лукаев, З. Церетели и др., 1997 г.) дали примеры обескураживающей трансформации крупных градостроительных пространств под знаменем безвкусицы и китча. И там и там получилось что-то вроде «российского Диснейленда», резко снижающего величие и представительный характер этих объектов и рождающего вопиющий контраст с уникальным и многозначным историческим контекстом времени, события и места.

Срединная зона Москвы также, по воле городской власти, отметилась в этот период началом проектирования и реализации, внушительных и неоднозначных по своему решению и воздействию на столичный облик, градостроительных объектов. У руководства города стало все больше проявляться желание повлиять на судьбу Москвы и оставить долгий след в градостроительной истории столицы. На Краснопресненской набережной началась реализация очень дорогого проекта ММДЦ «Москва-Сити» (Б.Тхор, С. Гусарев, Г. Сирота и др., 1995 г.) – колоссального комплекса из супервысотных зданий. Другой крупный объект – Российский культурный центр «Красные холмы» (Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов и др., 2000 г.) на берегу Москвы реки получился почему-то и внушительным и неприступным.

В эти же годы в области жилищного строительства также произошла быстрая и существенная трансформация, как на количественном, так и на качественном уровне. Капиталистическая Москва стала наводняться множеством малых и больших, эксклюзивных и роскошных жилых «оазисов», которые представляли собой не что иное, как охраняемые и неприступные для посторонних дома-крепости за высокими оградами с современным комфортом и удобствами для нуворишей. Ярким примером здесь стал высотный жилой комплекс «Алые паруса», возведенный управляющей компанией «Дон-Строй» (М. Блажко и др., 2000 г.) на Авиационной улице в прибрежной зоне шлюза № 1 Москвы реки. Подобный, но полносборный и более низкий по этажности, жилой комплекс в стиле Большого Кремлевского дворца (!?!) был возведен на Рубцовской набережной реки Яуза (Ю.Григорьев, А. Надысев и др., 2000 г.).

После непродолжительного спада, в Москве возобновилось-развернулось и достигло к 2000 году рубежа около 4,0 млн. кв. м в год массовое многоэтажное жилищное строительство на окраинных, свободных или бывших производственных территориях. Это был разгар реализации застройки Люблинских полей фильтрации, теперь район «Марьинский парк» (Л. Вавакин, Ю. Юров, Д. Ильиш и др., 2000 г.); районов «Северное Бутово» (Я. Белопольский, Н. Лютомский и др., 1998 г.) и «Южное Бутово» (Ю. Григорьев, В. Гудков, А. Надысев и др., 2000 г.).

В эти же годы на периферии столицы и за МКАД, после долгого перерыва, происходило строительство малоэтажного жилья. С 1992 года последовали проектные эксперименты, а потом и реализация сборных малоэтажных жилых домов в районе «Жулебино» (Д. Ильиш, В. Россихин, А. Надысев, 1994 г.). Потом был построен жилой комплекс из 3-этажных коттеджей «Сетунь» на Минской улице (А. Муранский, И. Плешакова, 1995 г.) и целый ряд других. Но особенно активно малоэтажное строительство велось в пригородах столицы. Здесь власть и бизнес не щадили даже заповедные угодья ЛПЗП Москвы, где с 1992 года по Указу № 1 президента Р.Ф. возводилось множество, наспех спроектированных и построенных, поселков дач-коттеджей.

В дорожном строительстве в начале периода произошел провал и было введено в строй лишь 5,0 км магистральных улиц. Но потом начались лихорадочные попытки наверстать упущенное: вводом в строй 10,2 км магистралей и реконструкцией 113,3 км; разворачиванием «эпопеи колец» - обновления МКАД и запуска первых участков ТТК. Правда, МКАД очень быстро опять оказалась переполненной, как и другие магистрали столицы. В 1995-1996 годах открылась новая линия метро от «Чкаловской» до «Марьино», но затем темпы метростроя резко упали и до 2000 года удалось проложить лишь 6,3 км путей с тремя станциями.

В итоге транспортные пробки не уменьшились, а пассажиропотоки сильно увеличились, однако, полный паралич транспорта был все же отсрочен на некоторое время.

В эти годы проектно-строительный комплекс Москвы оказался в центре «реформ», но после недолгого спада стал быстро возвращать прежние позиции. Однако, очень скоро столица, по воле своего руководства, стала жертвой «новой градостроительной политики». Невероятные сроки, объемы и масштабы капитального строительства неизбежно приводили к: перенаселенности-переполненности столичного мегаполиса жителями и мигрантами; перекосам и нарушениям как в сохранении существующей, так и развитии новой городской застройки; явному отставанию соцкультбытового и транспортного обслуживания жилых районов, отдаленных от центра; ухудшению экологии городской среды; изменению, утрате уникального облика города.

Новый Генплан 1999 года, исходивший из пределов населения столицы на 2020 год в 8,2 – 9,0 млн. человек, а общего числа автомобилей всего в 2,9 млн., не предусматривал мер, адекватных тяжести указанных проблем. В материалах Генплана говорилось лишь о строительстве жилых районов в пределах и за пределами МКАД, прокладке новых колец и развязок, расширении «вылетных» магистралей, создании их дублеров и прочих паллиативах. При этом средневековая радиально-кольцевая планировочная структура Москвы трансформации не подвергалась, а, напротив, развивалась и множилась, увеличивая клубок городских проблем.

Удивительно, но Генплан даже не предусматривал действенных мер организационного порядка по: сдерживанию роста нелегального населения; ограничению автомобилизации; стабилизации строительства жилья и уплотнению жилой застройки; развитию разных видов общественного транспорта и, прежде всего, метрополитена - самого эффективного и скоростного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.