Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация




 

Понятие «цивилизации»[6] тесно связано с понятием «культура», но не тождественно ему. По своему смысловому содержанию понятие «культура» имеет более широкое значение, так как имеет отношение не только к истории цивилизации, но и к «истории людей», которая начинается задолго до появления древнейших цивилизаций. У культуры своя особая «история», которая связана с эволюцией человека, его формированием как индивида и самореализацией его в качестве свободной личности, наделенной высшими человеческими достоинствами. Значение цивилизации в истории культуры определяется тем, что она создает объективные условия для формирования важнейших институтов культуры, таких как «культура умения», «культура знания», «культура воспитания», и культурной традиции, рождающейся в результате превращения древней «жизненной традиции» в объект размышления[7]. Рефлексия этой традиции, осуществляемая в ходе истории цивилизации, становится той основой, на которую опирается в эпоху Ренессанса процесс культурного самосознания индивида, а затем, в XVIII в XIX веках, и формирования человека в качестве свободной личности, обладающего мужеством «жить своим умом» и способного ставить перед собой любые цели. Хотя возникновение и гибель тех или иных цивилизаций происходит в результате действия объективных законов общественного развития, велика и роль личности в истории. Значительность вклада конкретного человека в историю определяется не только его социальным и профессиональным статусом и тем вкладом, который он вносит в решение актуальных для его времени социально-политических проблем, но и тем, насколько его действия осуществлялись в контексте культуры, насколько они способствовали сохранению и умножению «человеческой культуры». Как мы увидим из дальнейшего изложения, эта проблема была особенно актуальной в переломные периоды общественной истории.

Даже разрушенные до основания природными катаклизмами и социальными противоречиями великие цивилизации древности, оставили после себя не только развалины великолепно устроенных городов, обломки величественных монументов и фрагменты прекрасных произведений искусства. Они оставили нечто большее – культурную традицию, которая сохраняет непреходящее культурное значение и в наши дни. Она выступает в роли хранителя «социальной памяти» человечества, а для конкретного человека в роли учителя «языка культуры», не овладев которым, он оказывается не в состоянии ориентироваться в лабиринтах современной постиндустриальной цивилизации и поэтому рискует утратить важнейшее культурное качество свободной личности – мужество «жить своим умом».

Формирование цивилизации, сменившей родовую форму организации, было достаточно длительным процессом, в котором можно выделить три основных периода. Первый связан с появлением раннеземледельческих культур эпохи мезолита; второй – с формированием городов эпохи неолита, выполнявших функции агроцентров; третий – с возникновением городов-государств, появившихся в «бронзовом веке» на территории Египта, Месопотамии, Эгеиды, Индии и Китая.

Начало постепенного перехода человека от родовой к цивилизованной форме бытия относится ко времени окончания ледникового периода (ранний мезолит). Изменение климата привело к сокращается крупных животных, охота на которых была основным источником пищи для людей палеолитической эпохи, что вызвало необходимость поиска дополнительных способов добывания пищи, а вместе с этим и появление новой общинной формы социальной организации, отличной от родовой. Она была связана с созданием «хозяйств», в которых люди занимались различными способами добывания пищи: охотой (с исчезновением крупных животных она утратила коллективный характер), рыболовством, собирательством трав и злаков. Появление этих хозяйств стимулировало переход людей от кочевого к оседлому образу жизни, что в свою очередь способствовало переходу от собирательства плодов злаковых культур к их культивированию. Первой его формой было пахотное земледелие, главным орудием стала мотыга. Занятые в «хозяйствах» люди объединялись в общины, первоначально состоявшие из владельцев земельных участков. «С увеличением благосостояния, а также ради престижа землевладельцы стали содержать «городские дома» на находящихся вблизи святилищ участках и, в конце концов, переносили свою основную резиденцию к тому скоплению жилищ, которое вырастало вокруг храмового комплекса»[8]. Так возникали древние городские цивилизации, множество которых появилось в третьем тысячелетии до н. э. в долинах великих рек. Об этом свидетельствуют письменные документы Древней Месопотамии. Один из них, поэма «О все видавшем», повествует о великом правителе древнейшего шумерского городского центра Ура, построенного 3500 лет до н. э.

Продуктивное земледелие стало первой технологической формой, предопределившей возникновение хозяйственной деятельность, которая станет основой развития цивилизации и в корне изменит отношение человека к природе и к самому себе. С исчерпывающей полнотой характеристику великого культурного значения, которое имело появление земледелия, дал русский ученый, академик В.И.Вернадский: «Открытие земледелия, сделанное более чем за 600 поколений до нас, решило все будущее человечества. Изменяя этим путем жизнь автотрофных (питающихся неорганическими веществами - Г.П.) зеленых организмов на земной поверхности, человек тем самым создал такой рычаг для своей деятельности, последствия которого в истории планеты были неисчислимы. Человек этим путем овладел всем живым веществом, не только зелеными растениями, так как именно эти последние определяют жизнь всех других существ. Мало-помалу человек изменил живое вещество согласно решению и целям своего разума.

Благодаря земледелию он себя в своем питании освободил от стихийной зависимости от живой окружающей природы, тогда как все другие организованные существа в этом отношении являются ее бессильными придатками»[9].

В эпоху мезолита уже в 9 тыс. до н. э. получают распространение индивидуальные формы охоты, и возникают хозяйства, в которых занятие охотой сочетается с культивирование зерновых (риса, маиса, гороха, бобовых). В следующем тысячелетии активно осуществляется переход к оседлым формам жизни. Древнейшим из подобных хозяйств была нафтийская культура, существовавшая на территории т.н. «плодородного полумесяца» (Ближний Восток).

8-7 тыс. лет до н. э. появляются раннеземледельческие – пастушеские цивилизации, в которых земледелие сочетается с разведением домашних животных (овец, коз) и птицы. В конце мезолита занятие скотоводством и земледелием становится основным, появляются первые земледельческие центры с городской планировкой. В них происходит отделение ремесла от земледелия, происходит переход от натурального обмена к рынку, создаются культовые сооружения, связанные с новыми – земледельческими – культами. Начинают формироваться новые космогонические мифы и ритуалы, в которых принцип организации космического миропорядка символически соотносится с занятием земледелием. Древний культ предков вытесняется культом культурных героев, одним из главных занятий которых является обучение людей земледелию. В роли таких героев выступают боги, первопредки, мудрые правители.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.