КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения
Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения Совокупное предложение — это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен; общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на рынок в соответствии со сложившимся уровнем цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий — сокращает его, т.е. между уровнем цен и ВНП существует временная зависимость. Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну, состоящую из трех отрезков — горизонтального, вертикального и промежуточного. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (АВ). ВНП может изменяться (увеличиваться или сокращаться) при неизменном уровне цен; \ 2) промежуточного (ВС). Увеличение объема производства ВНП сопровождается ростом цен; 3) вертикального (СО). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства постоянный. Модель совокупного предложения может быть представлена кривой, которая обладает способностью смещаться под воздействием неценовых факторов. Неценовые факторы совокупного предложения: 1) изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, появление импортных ресурсов отразятся на цене ресурсов, издержках и на объеме производства; 2) изменение в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурсов сопровождается снижением издержек производства и расширением предложения, и наоборот; 3) изменение в налогообложении (рост налогов сокращает производство, уменьшение налогов расширяет производство). Неценовые факторы вызывают изменения в совокупном |предложении, сдвигая кривую влево и вверх или вправо и вниз. При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево и вверх будет способствовать росту цен(инфляции, вызванной ростом издержек производства) Если кривая совокупного предложения сдвигается вправо и вниз при неизменном совокупном спросе, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики. Что касается ценовых факторов, т.е. зависимости между уровнем цен и совокупным предложением, то они рассматриваются по-разному в классической и кейнсианской экономических школах.
Процесс общественного воспроизводства предполагает экономическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнообразны — соответствие между ресурсами и потребностями, производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. При анализе макроэкономического равновесия необходимо 1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей; 2) полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала); 3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления; 4)наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы; 5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономического уровня. . При анализе макроэкономического равновесия широко используются совокупные показатели — ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается, когда желание покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг при данном уровне цен совпадает с желанием продавцов такое же количество товаров и услуг при том же уровне Графическое пересечение кривых совокупного спроса и крупного предложения отображает равновесный реальный национального производства и равный уровень цен (рис. 6.2.). Рис. 6.2. Модель макроэкономического равновесия
совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяется реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неизменными. Реальный объем производства возрастает. На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит к изменению цен и объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП. На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реальный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неизменным. Проблема макроэкономического равновесия — одна из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Существуют две основные точки зрения по данному вопросу — классическая и кейнсианская. Классическая школа рассматривала модель макроэкономи- ческого равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произведенный объем продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 6.4.)
Рис. 14.4 Макроэкономическое равновесие (модель классической школы): АS — совокупное предложение; АD — совокупный спрос на исходном уровне; А1D1 — совокупный спрос на повышенном уровне; Q — объем ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов; Р1 — уровень цен при исходном совокупном спросе; Р2— уровень цен при повышенном спросе Эта концепция основана на учении А, Смита о свободе рынка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делан» невозможными как перепроизводство, так и недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея». Последователи классической школы в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред. Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается Вр так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 6.5). Заработная плата на основе официального законодательства и договорной системы может снизиться, а безработица может реально возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокращению спроса на труд. Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения А8 имеет вертикальный вид, а изменение совокупного спроса влияет только на уровень цен, но не затрагивает объемов производства и занятости трудовых Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов. Рис. 165. Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)
АS — совокупное предложение; АD — совокупный спрос на исходном уровне; а А1D1— совокупный спрос на повышенном уровне; Q — объем ВНП при исходном совокупном спросе; Q1— объем ВНП при повышенном спросе.
Краткие выводы 1. Основные признаки национальной экономики — наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны; общая экономическая среда, в которой действу 2. Национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию, равновесию совокупного спроса и совокупного предложения, равновесию спроса и предложения денег, равновесию на рынке труда и т.д. 3. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: формирование правовой основы экономической деятельности, защита и развитие конкуренции; организация производства товаров и услуг общественного пользования; перераспределение доходов и т.д. 4. Система национальных счетов позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов в любой стране мира. Валовой национальный продукт, произведенный в течение года, —- основной показатель экономического состояния общества. 5. ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени, чаще всего года; рассчитывается тремя методами: а) по добавленной стоимости — как сумма добавочной стоимости всех отраслей национальной экономики, в т.ч. сферы услуг; б) по расходам — как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта услуг; в) по доходам — суммируются доходы всех хозяйствующий субъектов страны. 5. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основными из них являются ВНП, ВВП и НД на душу населения. 6. В практике чаще всего анализируют экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. 7. Ведущим фактором экономического роста в настоящее время является НТП. С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы становятся главными. 8. Экономическое развитие общества происходит неравномерно, включает непрерывные колебания деловой активности (взлеты, падения, кризисы); отражает положительные и отрицательные тенденции. 9. Ученые-экономисты выделяют ряд циклов экономического развития, среди которых длинноволновые циклы, охватывающие период от 45 до 60 лет, и промышленные экономические циклы с периодом от 8 до 12 лет 10. Макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономической системы, при котором произведенная продукция полностью реализована, а спрос — удовлетворен. Оно предполагает, что имеющаяся рабочая сила, производственные мощности задействованы полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются. 11. Проблема макроэкономического равновесия остается одной из самых острых в экономической науке. Основополагающими остаются две точки зрения на данную проблему — классическая и кейнсианская. 12. В переходной экономике достижение равновесия является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесия — весьма сложный, противоречивый и длительный процесс.
Контрольные вопросы 1. Чем обусловлена необходимость существования единой международной системы национальных счетов? 2. Как вы понимаете экономическое содержание понятия ВНП? 3. В чем отличие реального ВНП от номинального? 4. Каким образом и с какой целью рассчитывается показатель реального ВНП? 5. Что такое дефлятор ВНП и как его рассчитать? 6. Что такое двойной счет СНС? 7. Является ли ВНП точным измерителем благосостояния страны? 8. Какова взаимосвязь показателей ВНП, ВВП, ЧИП, НД?» чем экономический смысл показателей, входящих в систему национальных счетов? 9. Что вы понимаете под экономическим ростом? Отождествляете ли вы понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»? 10. Каковы факторы экономического роста? Какое значение имеет экономический рост в современных условиях? 11. Что такое экономический цикл и какова его сущность? 12. Какие виды и типы экономических циклов вы знаете? Охарактеризуйте их. 13. Назовите имена ученых-экономистов, которые внесли существенный вклад в разработку проблем цикличности. 14. Как вы думаете, необходимо ли государственное регулирование цикличности производства? 15. Н.Д. Кондратьев утверждает, что периоды высоких волн больших циклов характеризуются крупными социальными потрясениями (революциями, репрессиями, спадами). Подтвердите это утверждение перечнем исторических событий, имевших место в период низких или высоких волн большого Цикла. 16. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? 17.. Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер? 18. Ожидается дальнейший рост цен, как это повлияет на совокупный спрос? 19.Что такое совокупное предложение? Какие факторы влияют на совокупное предложение? .20Начертите кривую совокупного предложения. Из каких зков состоит кривая? 21. Что понимается под макроэкономическим равновесием? входит в понятие «совокупные расходы»? 22.При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие? Литература
1.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. 2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / ред. А.В. Сидорович. М.: МГУ ДИС. 3.Микро-, макроэкономика: Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.: ЛитерПлюс, 2006. 4.Мочерный СВ., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк ВВ. Экономическая теория: Учебник. М.: ПРИОР, 2000. 5.Экономика: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2002
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |