Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения




Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения

Совокупное предложение — это реальный объем нацио­нального производства при каждом возможном уровне цен;

общее количество товаров и услуг, которое может быть произ­ведено и предложено на рынок в соответствии со сложив­шимся уровнем цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий — сокращает его, т.е. между уров­нем цен и ВНП существует временная зависимость.

Современная экономическая наука полагает, что на различ­ных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну, состоящую из трех отрезков — горизонталь­ного, вертикального и промежуточного.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1) горизонтального (АВ). ВНП может изменяться (увеличи­ваться или сокращаться) при неизменном уровне цен; \

2) промежуточного (ВС). Увеличение объема производства ВНП сопровождается ростом цен;

3) вертикального (СО). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью за­действованы, объем производства постоянный. Модель совокупного предложения может быть представле­на кривой, которая обладает способностью смещаться под воз­действием неценовых факторов.

Неценовые факторы совокупного предложения:

1) изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, появление импортных ресурсов отразятся на цене ресурсов, издержках и на объеме производства;

2) изменение в производительности ресурсов. Повышение про­изводительности ресурсов сопровождается снижением издер­жек производства и расширением предложения, и наоборот;

3) изменение в налогообложении (рост налогов сокращает произ­водство, уменьшение налогов расширяет производство). Неценовые факторы вызывают изменения в совокупном

|предложении, сдвигая кривую влево и вверх или вправо и вниз.

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения

влево и вверх будет способствовать росту цен(инфляции, вызванной ростом издержек производства)

Если кривая совокупного предложения сдвигается вправо и вниз при неизменном совокупном спросе, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте произ­водственных возможностей экономики.

Что касается ценовых факторов, т.е. зависимости между уров­нем цен и совокупным предложением, то они рассматриваются по-разному в классической и кейнсианской экономических школах.

 

Процесс общественного воспроизводства предполагает эко­номическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнооб­разны — соответствие между ресурсами и потребностями, про­изводством и потреблением, спросом и предложением и т.д.

При анализе макроэкономического равновесия необходимо
соблюдать такие требования, как:

1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей;

2) полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала);

3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления;

4)наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы;

5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономическо­го уровня.

. При анализе макроэкономического равновесия широко ис­пользуются совокупные показатели — ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и сово­купного предложения достигается, когда желание покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг при дан­ном уровне цен совпадает с желанием продавцов такое же количество товаров и услуг при том же уровне

 

Графическое пересечение кривых совокупного спроса и крупного предложения отображает равновесный реальный национального производства и равный уровень цен (рис. 6.2.).

Рис. 6.2. Модель макроэкономического равновесия

 

совокупного спроса смещается на горизон­тальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяет­ся реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неиз­менными. Реальный объем производства возрастает.

На промежуточном отрезке кривой совокупного предложе­ния изменение совокупного спроса приводит к изменению цен и объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП.

На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реаль­ный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неиз­менным.

Проблема макроэкономического равновесия — одна из са­мых острых и дискуссионных в экономической науке. Сущест­вуют две основные точки зрения по данному вопросу — клас­сическая и кейнсианская.

Классическая школа рассматривала модель макроэкономи- ческого равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произ­веденный объем продукции автоматически обеспечивает по­лучение такого дохода, который достаточен для полной реа­лизации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 6.4.)

 

Рис. 14.4 Макроэкономическое равновесие (модель классической школы):

АS — совокупное предложение;

АD — совокупный спрос на исходном уровне;

А1D1 — совокупный спрос на повышенном уровне;

Q — объем ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов;

Р1 — уровень цен при исходном совокупном спросе;

Р2— уровень цен при повышенном спросе

Эта концепция основана на учении А, Смита о свободе рын­ка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делан» невозможными как пере­производство, так и недопотребление общественного продук­та. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея».

Последователи классической школы в наше время утвержда­ют, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложе­ния. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструмен­тами саморегулирования служат цены, заработная плата и про­центная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.

Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается Вр так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 6.5). Зара­ботная плата на основе официального законодательства и до­говорной системы может снизиться, а безработица может реально возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокраще­нию спроса на труд.

Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения А8 имеет вертикальный вид, а изменение сово­купного спроса влияет только на уровень цен, но не затраги­вает объемов производства и занятости трудовых Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.

 

Рис. 165. Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)

 

АS — совокупное предложение;

АD — совокупный спрос на исходном уровне; а А1D1— совокупный спрос на повышенном уровне;

Qобъем ВНП при исходном совокупном спросе;

Q1— объем ВНП при повышенном спросе.

 

Краткие выводы

1. Основные признаки национальной экономики — наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъек­тами страны; общая экономическая среда, в которой действу­
ют хозяйствующие субъекты; общая система экономической
защиты.

2. Национальная экономика должна стремиться к динами­ческому равновесию, равновесию совокупного спроса и совокупного предложения, равновесию спроса и предложения де­нег, равновесию на рынке труда и т.д.

3. В современной экономике государство выполняет сле­дующие основные функции: формирование правовой основы экономической деятельности, защита и развитие конкуренции; организация производства товаров и услуг общественного пользования; перераспределение доходов и т.д.

4. Система национальных счетов позволяет применять ста­тистическую информацию для оценки и анализа макроэконо­мических процессов в любой стране мира. Валовой нацио­нальный продукт, произведенный в течение года, —- основной показатель экономического состояния общества.

5. ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг, произ­веденных с использованием внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени, чаще всего года; рассчи­тывается тремя методами:

а) по добавленной стоимости — как сумма добавочной стои­мости всех отраслей национальной экономики, в т.ч. сферы услуг;

б) по расходам — как сумма конечных потребительских рас­ходов на товары и услуги, государственных закупок това­ров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и им­порта услуг;

в) по доходам — суммируются доходы всех хозяйствующий субъектов страны.

5. Показатели динамики экономического развития много­численны, основными из них являются ВНП, ВВП и НД на душу населения.

6. В практике чаще всего анализируют экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост может измеряться в натуральном и стои­мостном выражении.

7. Ведущим фактором экономического роста в настоящее время является НТП. С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы становятся главными.

8. Экономическое развитие общества происходит неравно­мерно, включает непрерывные колебания деловой активности (взлеты, падения, кризисы); отражает положительные и отри­цательные тенденции.

9. Ученые-экономисты выделяют ряд циклов экономиче­ского развития, среди которых длинноволновые циклы, охва­тывающие период от 45 до 60 лет, и промышленные экономи­ческие циклы с периодом от 8 до 12 лет

10. Макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономической системы, при котором произведенная продук­ция полностью реализована, а спрос — удовлетворен. Оно предполагает, что имеющаяся рабочая сила, производственные мощности задействованы полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются.

11. Проблема макроэкономического равновесия остается одной из самых острых в экономической науке. Основополагаю­щими остаются две точки зрения на данную проблему — клас­сическая и кейнсианская.

12. В переходной экономике достижение равновесия являет­ся одной из целей проводимых преобразований. Переход к ры­ночной системе равновесия — весьма сложный, противоречи­вый и длительный процесс.

 

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена необходимость существования единой международной системы национальных счетов?

2. Как вы понимаете экономическое содержание понятия ВНП?

3. В чем отличие реального ВНП от номинального?

4. Каким образом и с какой целью рассчитывается показа­тель реального ВНП?

5. Что такое дефлятор ВНП и как его рассчитать?

6. Что такое двойной счет СНС?

7. Является ли ВНП точным измерителем благосостояния страны?

8. Какова взаимосвязь показателей ВНП, ВВП, ЧИП, НД?» чем экономический смысл показателей, входящих в систему национальных счетов?

9. Что вы понимаете под экономическим ростом? Отождеств­ляете ли вы понятия «экономический рост» и «экономическое

развитие»?

10. Каковы факторы экономического роста? Какое значение имеет экономический рост в современных условиях?

11. Что такое экономический цикл и какова его сущность?

12. Какие виды и типы экономических циклов вы знаете?

Охарактеризуйте их.

13. Назовите имена ученых-экономистов, которые внесли существенный вклад в разработку проблем цикличности.

14. Как вы думаете, необходимо ли государственное регули­рование цикличности производства?

15. Н.Д. Кондратьев утверждает, что периоды высоких волн больших циклов характеризуются крупными социальными потрясениями (революциями, репрессиями, спадами). Под­твердите это утверждение перечнем исторических событий, имевших место в период низких или высоких волн большого Цикла.

16. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факто­ров он формируется?

17.. Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер?

18. Ожидается дальнейший рост цен, как это повлияет на со­вокупный спрос?

19.Что такое совокупное предложение? Какие факторы влияют

на совокупное предложение?

.20Начертите кривую совокупного предложения. Из каких зков состоит кривая?

21. Что понимается под макроэкономическим равновесием?

входит в понятие «совокупные расходы»?

22.При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие?

Литература

 

1.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб­ник. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, пере­ходная экономика: Учебное пособие / ред. А.В. Сидорович. М.: МГУ ДИС.

3.Микро-, макроэкономика: Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.: ЛитерПлюс, 2006.

4.Мочерный СВ., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк ВВ. Экономическая теория: Учебник. М.: ПРИОР, 2000.

5.Экономика: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2002

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.