Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство о бухгалтерском учете




Система любого законодательства представляет собой совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. В законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление.

Центральное место в системе законодательства Российской Федера­ции о бухгалтерском учете занимает Федеральный закон «О бухгалтерс­ком учете» устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный Федеральный закон имеет характер специального нормативного акта со специфическим предметом регули­рования, в который включаются общественные отношения, складывающиеся по поводу создания и использования бухгалтерской информации.

Современные тенденции нормотворчества в полной мере отразились и в законодательстве о бухгалтерском учете. Учетные правовые нормы помимо Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержатся в раз­личных нормативно-правовых актах, отличающихся друг от друга по уров­ню и виду органа, издавшего акт. В большинстве случаев нормативные акты, содержащие бухгалтерские нормы, носят комплексный характер, поскольку включают в свой состав положения, касающиеся различных сфер человеческой деятельности.

Как известно, первичным элементом любой системы законодатель­ства является статья нормативно-правового акта. Отдельные статьи феде­ральных законов наряду с нормами, непосредственно регулирующими тот или иной специфический вид общественных отношений, содержат и учетно-правовые нормы.

Законодательство о бухгалтерском учете в полной мере можно отне­сти к комплексному законодательству, так как оно включает нормы не­скольких отраслей права, которые регулируют по своему видовому со­держанию общественные отношения, составляющие относительно само­стоятельную сферу общественной жизни. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства является сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Единство и взаимопро­никновение отраслевых групп общественных отношений определяют сущ­ность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

В этом смысле под законодательством о бухгалтерском учете необхо­димо понимать совокупность нормативных актов и отдельных учетных правовых норм, регулирующих бухгалтерский учет.

Основным нормативным актом по бухгалтерскому учету, как говори­лось выше, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Все остальные нормативные акты по бухгалтерскому учету, принятые до вступ­ления его в силу, действуют в части, не противоречащей ему.

Принятие Федерального закона о бухгалтерском учете обеспечило единообразие учета имущества, обязательств и хозяйственных операции, осуществляемых организациями; составление и представление сопоста­вимой и достоверной информации об их имущественном положении, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Правила этого Закона, касающиеся информации в денежном выра­жении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, были органически включены в систему российского законодательства, прежде всего гражданского, финансового, административного, налогового. Закон о бухгалтерском учете и изданные в его развитие правовые акты распространяются на все предприятия и организации, находящиеся на территории Российской Федерации в том числе на филиалы и предста­вительства иностранных фирм, если иное не предусмотрено международ­ными договорами, заключенными Российской Федерацией. Это должно означать, что на предприятиях с иностранными инвестициями бухгал­терский учет ведется на основании российского законодательства. Что касается иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, то российские налоговые органы требуют от них вести налоговый учет по формам, предусмотренным рос­сийским налоговым законодательством, и в необходимых случаях пред­ставлять налоговым органам описание учетной системы, включающее в себя информацию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценку готовой продукции, производствен­ных запасов и незавершенного производства, принятую в бухгалтерском стандарте, плане счетов и т. д.

Закон о бухгалтерском учете имеет определяющее значение не толь­ко для указов Президента РФ и постановлений Правительства Российс­кой Федерации, но и для других федеральных законов, в которых вопро­сы бухгалтерского учета и отчетности рассматриваются попутно наряду с отношениями, входящими в основную тематику «отраслевого» закона. Правила, установленные Законом о бухгалтерском учете, как специаль­ным законодательным актом, имеют приоритетное значение по сравне­нию с диспозитивными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный Федеральный закон имеет такое же значение и в отношении налогового законодательства, в том числе и Налогового Ко­декса Российской Федерации, когда налогоплательщиком является орга­низация. В том же случае, когда предпринимательская деятельность осу­ществляется без образования юридического лица, учет доходов и расхо­дов ведется в порядке, установленном налоговым законодательством.

По сути бухгалтерский учет представляет собой сложное многоуров­невое отражение, и экономическую жизнедеятельность следует рассмат­ривать как его объект в том смысле, что она обобщенно включает в себя отдельные факты жизнедеятельности, составляющие ее собственную структуру: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции. Однако это вовсе не означает, что сами по себе эти факты, которые в законодательстве названы объектами учета, менее значимы. Они представляют собой объекты более низкого порядка по сравнению с экономической жизнедеятельностью организации в целом.

Существенной особенностью Закона о бухгалтерском учете является то, что он создает методологические основы сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемые путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Наряду с обычными правовыми нормами, содержащими какие-либо правила поведения, условия их осуществления и санкцию за нарушение, закон вводит нормы методологического харак­тера и нормы-стандарты, устанавливая чисто профессиональные приемы и способы учета обобщенных данных бухгалтерского учета по определен­ным экономическим принципам (синтетический учет), учета на лице­вых, материальных и иных аналитических счетах (аналитический учет), а также систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерс­кого учета (план счетов). В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации. Это означает, что по вопросам методологии бухгалтерского учета не могут приниматься законы. Их оп­ределяют органы, которым предоставлено право утверждать: план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению, положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения и организации учета хозяйственных операций, со­ставления и представления бухгалтерской отчетности. Нормативные акты и методологические указания, издаваемые Минфином РФ, обязательны для исполнения всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвести­циями. Под стандартами по бухгалтерскому учету в Федеральном законе понимаются как нормативные акты, утверждаемые органами государ­ственной власти, так и другие акты федеральных органов исполнитель­ной власти.

Стандарты в понимании Федерального закона о бухгалтерс­ком учете — это не нормативы, утверждаемые профессиональными объе­динениями бухгалтеров, как это бытует в ряде экономически развитых стран. В России возможность таких стандартов предусмотрена при осу­ществлении профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг (ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг). Нормативные акты и ме­тодические указания по бухгалтерскому учету могут издавать органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Сейчас такое право согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №394-1 от 02.12.1990г. предоставлено Центральному банку (п.5 ст. 4 закона). Исходя из ч. III п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете, нормативные акты и методологические указания ЦБ России не должны противоречить норма­тивным актам и методологическим указаниям Минфина России, что озна­чает приоритет последнего в области регулирования бухгалтерского учета.

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется, с одной стороны, путем нормативно-правового регулирования, субъектами которого являются Правительство РФ и органы, которым федеральными законами предос­тавлено право такого регулирования, а с другой — путем правопримени­тельной деятельности организаций в процессе локального нормотворче­ства. В первом случае осуществляется установление правовых норм, ре­гулирующих бухгалтерский учет и отчетность в нормативных правовых актах Правительства РФ, как отмечалось выше, и в ведомственных нор­мативных правовых актах.

Во втором случае нормы права не устанавливаются, а реализуются в локальных решениях, принимаемых конкретными организациями.

Конституция Российской Федерации относит статистический и бухгал­терский учет к ведению Российской Федерации (п. «р» ст.71). Закон о бухгалтерском учете и изданные в его развитие правовые акты по кругу лиц распространяются на все виды юридических лиц, предусмотренные ГК РФ, т.е. на организации, находящиеся на территории Российской Федерации а также на филиалы и представительства иностранных орга­низаций, если иное не предусмотрено международными договорами Рос­сийской Федерации. Филиалы и представительства инос­транных организаций, находящиеся на территории РФ, могут вести бух­галтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международ­ным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Кроме того, здесь необходимо упомянуть об одном немаловажном отличии сферы действия Федерального закона «О бухгалтерском учете» от сферы действия Положе­ния по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое не распространяется на банки (абз. 1 п.2 Положения). Действие закона по кругу лиц распространяется только на организации. В отношении граж­дан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, данный закон не применяется.

Закона о бухгалтерском учете содержит отсылочную нор­му, определяющую для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иной режим учета доходов и расходов, по сравнению с установленным в Законе о бухгал­терском учете.

Следует отметить чрезвычайно полезную тенденцию: основываясь на зарубежном опыте законотворчества, российское законо­дательство все чаще содержит юридически точные и позволяющие избе­гать неоднозначного толкования определения субъектов, предметов и яв­лений, в связи с которыми возникают те или иные регулируемые соот­ветствующим нормативным актом общественные отношения.

Закон устанавливает, что имущество, обязательства и капитал органи­заций отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выра­жении. Бухгалтерский учет необходимо вести в рублях. Имущество, при­обретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически про­изведенных расходов на его покупку; полученное безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенное (изготов­ленное) в самой организации — по стоимости его изготовления на осно­ве калькуляции, причем текущие расходы на производство продукции, работ и услуг включаются в себестоимость и учитываются отдельно от расходов на капитальные вложения (инвестиции) (ст.8 Закона). Погаше­ние расходов на долгосрочно и многократно применяемое имущество, прежде всего на приобретение основных средств и нематериальных акти­вов, производится путем амортизационных отчислений. В законе под­черкнуто, что амортизация начисляется независимо от результатов хо­зяйственной деятельности организации в отчетном периоде (ст. 11 Закона). Другие методы оценки имущества и обязательств, включая начисле­ние оценочных резервов, применяются в случаях, предусмотренных за­конодательством и другими нормативными актами, регулирующими ме­тодологию бухгалтерского учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предполагает, что бухгал­терский учет методологически рассматривается как информационная си­стема, функционирующая непрерывно со дня регистрации организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в пол­ном соответствии с правилами и порядком, установленными законода­тельством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается в законода­тельном порядке требованием своевременной регистрации всех хозяйствен­ных операций без каких-либо пропусков и изъятий путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтер­ского учета. Системность бухгалтерского учета подтверждается и нормой, требующей, чтобы данные аналитического учета соответствовали оборо­там и сальдо по счетам синтетического учета (ст.8 Закона).

Bсe другие методологические принципы и методы бухгалтерского уче­та должны быть определены в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, а также в инструкциях по применению плана счетов бухгалтерско­го учета и других подзаконных нормативных актах.

Закона о бухгал­терском учете содержит два основных вида правовых норм регулирующих учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в процессе их деятельности: обычные нормы права и техни­ческие нормы. Последние, хотя и основаны на нормах законодательства, но носят специфический характер, обусловленный особенностями мате­матических действий с данными счетов синтетического и аналитическо­го учета. Несоблюдение технических норм бухгалтерского учета не озна­чает еще прямого, умышленного нарушения законодательства, а может лишь свидетельствовать о незнании или неправильном применении пла­на счетов, положений по бухгалтерскому учету. Нарушение этих обяза­тельных правил, безусловно, ведет к искажению бухгалтерского учета, но может служить смягчающим обстоятельством при квалификации уголов­но-наказуемых деяний. Деление правил бухгалтерского учета на нормы законодательства и технические нормы имеет значение и для определе­ния сведений, которые могут составлять коммерческую или служебную тайну. Бухгалтерская информация составляет служебную или коммерчес­кую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммер­ческую ценность, к ней нет свободного доступа на законном основании и поэтому организация принимает меры по охране ее конфиденциально­сти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну (п.4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Организация, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и нормативными актами, содержащими технические нормы, самостоятель­но формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей хозяйственной деятельности. Эти особенности дол­жны быть отражены в приказе или распоряжении руководителя организа­ции или лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации, которые утверждают рабочий план счетов бухгалтерс­кого учета, содержащий синтетические и аналитические счета, другие доку­менты учетной политики. Эти документы, а также процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использо­вания) должны храниться организацией не менее 5 лет после года, в кото­ром они использовались для составления бухгалтерской отчетности в пос­ледний раз (п.2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Принятая организаци­ей учетная политика должна вводиться с начала финансового года и применяться последовательно из года в год. Пересматривать ее можно лишь при существенном изменении законодательства или нормативных актов, содержащих технические нормы, а также при разработке самой организаци­ей новых способов ведения бухгалтерского учета или серьезном изменении условий ее деятельности

Среди других законодательных актов, посредством которых осуществ­ляется правовое регулирование бухгалтерского учета, необходимо отме­тить часть вторую Налогового Кодекса, а также законы по отдельным видам налогов. Нормы этих законов, определяющие порядок формиро­вания объектов налогообложения и исчисления самих налогов, составля­ют основу для учетного отражения налоговых обязательств.

В российских условиях, помимо Федерального закона «О бухгалтер­ском учете», специально посвященного регулированию соответствую­щих отношений, в данной сфере применяются и отдельные нормы фе­деральных законов, определяющие особенности учета в организациях, относящихся к различным видам юридических лиц, либо обладающих особым статусом (например, субъекты малого предпринимательства) или действующих в особых, специфических сферах (например, кредитные организации).

В сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности действуют также правовые нормы, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации. Правом установления юридических норм, прямо или кос­венно регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, обладает и Прави­тельство Российской Федерации. Среди актов Правительства Российской Федерации, принятых по вопросам бухгалтерского учета, прежде всего следует назвать: постановление Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетности», рас­поряжение Правительства РФ от 21.03.98 № 382-р «О приведении дей­ствующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международны­ми стандартами», распоряжение Правительства РФ от 22.05.98 № 587-р «Об утверждении плана внедрения положений (стандартов) бухгалтерс­кого учета в практику», постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности эко­номических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке»; по­становление Правительства РФ от 21 апреля 1995г. № 399 «О совершен­ствовании информационной системы представления бухгалтерской от­четности»47; постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выстав­ленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (с изменениями от 15 марта 2001 го­да) и другие нормативные правовые акты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.