Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура доходов




Организация бухгалтерского учета доходов и расходов

 

При организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях большое значение имеет первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, объем и содержание отчетности.

Организация бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческих организациях осуществляется в соответствии с общими требованиями методологии, однако в том случае, если предпринимательская деятельность осуществляется для уставных целей, необходим раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по уставной деятельности.

Для отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) (с последующими изменениями и дополнениями) используется счет 96 "Целевое финансирование и поступления", по кредиту которого отражается поступление целевых средств, по дебету списание средств, израсходованных на те или иные благотворительные программы и проекты.

 

 

В связи с тем, что целевые средства поступают, как правило, из разных источников и предназначены для осуществления разных проектов, необходимо вести аналитический учет по счету 96 по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления (отдельными объектами аналитического учета являются средства, по которым предоставлены льготы жертвователям).Организация аналитического учета в разрезе поступления способствует контролю за полнотой и своевременностью поступлений членских взносов и других платежей, обязательных для учредителей (участников).

Ведение аналитического учета облегчит составление отчетности о целевом использовании полученных средств. В процессе реализации уставных целей некоммерческие организации используют имущество. Источники его формирования можно разделить на две основные группы:

1) целевые поступления в денежной и натуральной формах,

доходы от предпринимательской деятельности.

2) целевые поступления в денежной и натуральной формах,

вступительные и членские взносы.

Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-
хозяйственные расходы. Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов и перечислений.

Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решениями собственника (для учреждений).

Как уже отмечалось, некоммерческие организации могут не создавать уставный капитал. Однако некоторые некоммерческие организации создаются в такой форме, при которой их участники не имеют права на переданное этим организациям имущество. Таким образом формируется уставный фонд в порядке, предусмотренном Планом счетов.

Если же уставный фонд формируется за счет вступительных и членских взносов, а также за счет добровольных и целевых взносов и пожертвований, что должно быть обязательно оговорено в учредительных документах, его учет ведется на счете 85 "Уставный капитал".

Порядок отражения в учете вкладов учредителей в уставный фонд соответствует общепринятой методике.

 

Взносы учредителей в денежной и натуральной форме

 

Некоммерческие организации, созданные в форме благотворительного фонда, основаны на имущественных взносах учредителей. Размер и порядок внесения взносов определяются учредителями фонда. Учредители имеют право передать фонду право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. Благотворительные организации, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь обладают правом собственности на имущество, переданное учредителем; такое имущество учитывается на балансе.

 

Целевые поступления (пожертвования), получаемые от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных лиц (гранты)

 

Формы благотворительных пожертвований могут быть как натуральными, так и денежными. Пожертвования могут носить целевой характер - для решения определенных задач либо выделяться без каких-либо условий. Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В том случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

 

Ассигнования из федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов

Поступление этих средств осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Как правило, они направляются на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий с целью привлечения некоммерческих организаций к выполнению приоритетных задач.

 

Субсидии со стороны государства

 

Субсидии предоставляются на развитие и осуществление уставной деятельности благотворительных организаций и на другие цели.

Финансирование благотворительных организаций со стороны государственных органов и органов местного самоуправления зачастую связано с понятием социального заказа. Государственный социальный заказ обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных источников, используемых для решения социально значимых проблем.

Реализация государственных и муниципальных программ, а также размещение на их основе социального заказа осуществляются с помощью двух организационно-финансовых механизмов:

1) размещение заказа на выполнение социальных услуг;

2) поддержка проектов и программ.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это своего рода механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Перечень мероприятий, связанных с осуществлением программы, определяется ее целями.

Чтобы эффективно использовать бюджетные средства при предоставлении населению социальных услуг, необходимо определить, какие виды услуг, кому и в каком объеме будут финансироваться из бюджетных средств.

Поддержка проектов и программ проводится на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные мероприятия в качестве средства реализации целей государственных и муниципальных программ.

Финансирование органами государственной власти и местного самоуправления проектов и программ некоммерческих организаций осуществляется, как правило, на конкурсной основе и может быть полным или частичным.

Государство может также предоставлять некоммерческим организациям субсидии на осуществление уставной деятельности.

Предоставление субсидий отличается от размещения государственного заказа и от поддержки программ тем, что в этом случае покрываются определенные виды расходов, связанных с осуществлением основной деятельности благотворительных организаций, и эта поддержка не связывается с выполнением конкретных программ. Такой принцип соблюдается и при безвозмездной передаче государственного имущества в собственность благотворительной организации с целью обеспечения, совершенствования и развития их основной деятельности.

Существуют и другие формы государственной поддержки благотворительных организаций. Применительно к благотворительным организациям Москвы основные формы их поддержки со стороны государства закреплены в Законе города Москвы "О благотворительной деятельности".

Из рассмотренных источников формирования имущества, относящихся к группе целевых поступлений в денежной и натуральной форме следует выделить гранты, за счет которых в последнее время все большее число благотворительных организаций реализуют свои проекты и программы.

В российском законодательстве понятие "грант" трактуется по-разному в зависимости от вида: грант Президента Российской Федерации, государственный, благотворительный и т.д.

 

Наименование документа   Определение
Федеральный закон от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Благотворительные пожертвования, носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

Закон г. Москвы от 5.07.1995 № 11-46 «О благотворительной деятельности» Благотворительный грант - целевые средства, предоставляемые благотворительной организации физическими и юридическими лицами на реализацию благотворительных программ.
Инструкция Госналогслужбы России от 20.08.1998 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставление отчетности в налоговые органы» Под термином «грант» для целей налогообложения понимают целевые средства, доставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и / или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изменениями от 17.05.1997, 19.07.1998) Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты)

 

Основными формами поддержки благотворительных программ и проектов со стороны государства являются:

субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенции - грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества;

субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов);

бюджетный кредит - средства бюджета, предоставленные на возвратной основе.

Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер.

Прямое финансирование - это, например, оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией. Прямое финансирование направлено на достижение конкретной цели, решение конкретной проблемы и определяется в зависимости от наличия финансовых средств и потребностей в них.

Косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот. Оно ориентировано на некоммерческий сектор в целом, в том числе и на благотворительные организации.

 

Доходы от предпринимательской деятельности

 

К источникам доходов некоммерческой организации относятся также доходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, что разрешено законодательством. Это может быть производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, реализация продукции, работ, услуг, приобретение и реализация долей, паев, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, доходы от внереализационных операций. К числу последних, например, можно отнести излишки, выявленные при проведении инвентаризации, невостребованную дебиторскую задолженность, доходы от сдачи имущества в аренду, получение доходов по приобретенным акциям, облигациям и иным ценным бумагам и другие поступления.

При осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческие организации приравниваются к коммерческим, становятся, таким образом, субъектами предпринимательской деятельности, которая регламентируется соответствующим законодательством.

 

Структура расходов

 

Некоммерческая организация в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) должна иметь самостоятельный баланс или смету. Исполнительный директор или другое лицо, уполномоченное высшим органом управления некоммерческой организации, утверждает смету, отражающую статьи расходов и их состав, необходимые для выполнения уставной деятельности. Смета представляет собой перечень планируемых поступлений и расходов материальных и денежных средств.

Если некоммерческая организация не занимается коммерческой деятельностью, а действует только в рамках уставной непредпринимательской деятельности, все расходы, связанные с такой деятельностью, в том числе и административные, учитываются на счете 86 "Целевые финансирование и поступления".

Административные расходы, связанные с осуществлением того или иного уставного проекта, необходимо учитывать раздельно по субсчетам в соответствии со сметой затрат.

Целевые поступления благотворительной организации должны быть равны целевым расходам.

В состав расходов входят расходы:

связанные с выполнением благотворительных программ;

связанные с содержанием благотворительной организации;

связанные с предпринимательской деятельностью;

средства, направленные на внутрихозяйственные расчеты;

потери и списания.

Все хозяйственные операции, осуществляемые некоммерческими организациями, связанные с выполнением уставной деятельности, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В процессе хозяйственной деятельности некоммерческие организации могут совершать в отношении имущества, находящегося в ее собственности или на ином вещном праве, любые сделки, не противоречащие законодательству, уставу этой организации, указаниям жертвователя.

Как уже отмечалось, поступления в благотворительной организации в суммарном выражении должны соответствовать расходам. Это означает, что целевые средства, полученные на осуществление тех или иных уставных целей, должны быть использованы по назначению в течение срока реализации программы. Средства, использованные не по назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета.

 

Расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации.

 

Это расходы, связанные с командировками и служебными поездками, заработная плата административно - управленческого персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения от расходов на оплату труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный и текущий ремонт, арендная плата, оплата за телефон, почтово-телеграфные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, расходы, связанные с публикацией отчета о деятельности некоммерческой организации, прочие расходы.

 

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью

 

Согласно законодательству некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с целью достижения уставных задач.

Следует отметить необходимость ведения раздельного учета затрат, связанных с осуществлением уставной и коммерческой деятельности. Часть этих расходов может возмещаться за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов в распоряжении некоммерческой организации.

Проблемы организации бухгалтерского учета, с которыми сталкиваются некоммерческие организации, связаны с отсутствием соответствующей законодательной базы, и они в своей деятельности вынуждены руководствоваться нормативными документами, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.