Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обенности оганизации бухгалтерского дела в православном приходе

Православный приход - это религиозная организация, имеющая статус юридического лица. Для всех организаций, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе и для прихода, обязательным является применение:

Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ (п.1 ст.4), и разработанного на его основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в редакции Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н и 24.03.2000 N 31н (п.2);

Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Учет финансово - хозяйственной деятельности православного прихода должен осуществляться также в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях", а также согласно тем законодательным, нормативным документам и положениям по бухгалтерскому учету, которые обязательны либо для всех юридических лиц, либо для некоммерческих организаций, либо для религиозных организаций. В соответствии со ст.6 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.

Согласно Уставу русской православной церкви высшим органом управления прихода является Приходское собрание (п.34), его исполнительным и распорядительным органом - Приходской совет (п.44). Приходской совет состоит из председателя – церковного старосты, его помощника и казначея (п.45).

Председатель Приходского совета - церковный староста представляет совет в деловых, финансово - хозяйственных и административных вопросах, а также в суде (п.48), подписывает совместно с настоятелем все официально исходящие от прихода документы (п.50), подписывает банковские и другие финансовые документы (п.51).Таким образом, церковный староста выступает с позиции гражданских правоотношений как руководитель прихода - религиозного объединения, имеющего статус юридического лица.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено четыре варианта решения вопросов организации учета в православном приходе. Руководитель прихода в зависимости от объема учетной работы может: создать бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером (применяется в крупных приходах); иметь в штате бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

В гражданских правоотношениях обязанности главного бухгалтера прихода выполняет казначей. Он, как и церковный староста, должен быть штатным работником. Если казначей ведет работу на добровольных началах и в штате организации (прихода) не значится, то фактически в этом случае применяется четвертый вариант ведения бухгалтерского учета, т.е. официально руководитель прихода будет совмещать обязанности бухгалтера и ставить все требуемые подписи на первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета и в отчетности.

Казначей - это только его помощник, никакой юридической ответственности за сохранность документов и за выполнение возложенных на него обязанностей он не несет. Хотя верующий человек старается работать по совести, все же следует иметь письменный документ, подписанный руководителем прихода, в котором будет определен перечень обязанностей казначея. Поскольку этот документ является организационно - распорядительным и юридической значимости не имеет, то за невыполнение своих обязанностей в этом случае казначей не будет привлечен к ответственности.

К началу календарного года должна быть составлена бухгалтером и утверждена руководителем прихода учетная политика. Организации формируют ее самостоятельно, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (согласно п.3 ст.5 Федерального закона N 129-ФЗ) и на основе законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

В учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета в религиозных организациях, связанные, например, с отражением хозяйственных операций по закупке свеч, возврату свечных огарков, с оформлением хозяйственной операции по приему пожертвований, с выбором того или иного варианта учета из предусмотренных в Инструкции по применению Плана счетов, с определением порядка и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств (не реже установленного законодательством по бухгалтерскому учету) и методов оценки активов и обязательств.

В учетной политике прихода должен присутствовать рабочий план счетов бухгалтерского учета (перечень синтетических счетов и субсчетов). В учетной политике должна быть указана применяемая форма бухгалтерского учета: либо автоматизированная с использованием определенной компьютерной программы, либо ручная с указанием применяемых учетных регистров. Учет пожертвований Основным финансовым источником осуществления деятельности православного прихода являются пожертвования. Пожертвования прихожан носят добровольный характер. Они могут быть переданы через ящик для пожертвований, на котором должна иметься надпись, определяющая, что эти пожертвования поступают на содержание храма, его ремонт, на благотворительность и другие цели, соответствующие Уставу Русской Православной Церкви и гражданскому Уставу прихода. Такое указание на ящике для пожертвований будет доказательством того, что поступившие средства не облагаются налогом на прибыль в соответствии с гл.25 НК РФ (пп.1 п.2 ст.251).

В конце каждого дня (либо с иной периодичностью) специальная комиссия вскрывает этот ящик, подсчитывает поступившую сумму и составляет Акт вскрытия ящика для пожертвований. Затем эта сумма сдается в центральную кассу прихода по приходному кассовому ордеру (по строке "Принято от " указывается " По Акту вскрытия ящика для пожертвований", по строке "Основание" указывается, например, "На ремонт храма"). В Кассовой книге это отражается записью: Д-т 50 "Касса", К-т 86 "Целевое финансирование".

В дальнейшем в учете следует предусмотреть отражение целевого расходования этой суммы. Пожертвования могут быть приняты непосредственно в кассу прихода. В этом случае заполняется приходный кассовый ордер с указанием фамилии и инициалов жертвователя, паспортных данных. В этом случае на руки жертвователю выдается отрывная квитанция к приходному кассовому ордеру. Внесенная жертвователем сумма освобождается от налога на доходы с физических лиц согласно НК РФ. Пожертвование может быть внесено и анонимно. В этом случае в приходном кассовом ордере по строке "Принято от " указывается "Анонимное пожертвование". Пожертвования могут быть также перечислены жертвователями почтовым переводом или через отделение Сбербанка РФ.

В первом случае почтовый перевод приходуется в кассу в указанном порядке. Учет кассовых операций ведется религиозными организациями в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. Следует обратить внимание на то, что православный приход, как и другие юридические лица, обязан вести учет наличных расчетов в Кассовой книге. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 установлено, что религиозные организации в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ. Пожертвования на расчетный или другие счета в банке поступают и от физических, и от юридических лиц. В платежном поручении должна быть сделана запись, позволяющая отнести поступившие средства к пожертвованиям, направляемым на реализацию уставных целей прихода.

Жертвователи - юридические лица с 1 января 2002 г. могут перечислять пожертвования в адрес прихода за счет чистой прибыли. Если сумма пожертвования превышает 5-кратный минимальный размер оплаты труда, то между юридическим лицом - жертвователем и приходом должен быть заключен договор дарения в письменной форме (согласно ст.ст.572 - 582 части второй ГК РФ).

В договоре должно быть указано определенное назначение передаваемых денежных средств и другого имущества, иначе это поступление будет считаться дарением, и облагаться налогом на дарение. Приход может получить средства с указанием на то, что это благотворительный взнос, и это также соответствует Уставу Русской Православной Церкви и гражданскому Уставу прихода.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению рекомендуется отражать расход целевых средств сначала на счете 20 "Основное производство" и счете 26 "Общехозяйственные расходы". Однако эти счета предназначены для учета производства продукции, выполнения работ, оказания услуг: счет 20 - "для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации", счет 26 - "для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом". Таким образом, корреспонденция счетов по отражению затрат некоммерческой организации, к которой относится и православный приход, в Инструкции не предусмотрена. В преамбуле к Инструкции говорится, что "в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией".

Использование счета 86 не только для учета целевых поступлений, но и для учета расходования этих средств не меняет общего подхода к использованию этого счета. Следовательно, счет 86 можно использовать не только для учета поступления пожертвований, но и для учета расходования поступивших пожертвований, указав это в учетной политике.

 

Учет материалов

Материалы в православном приходе могут приобретаться и использоваться непосредственно на богослужебные цели (свечи, ладан и др.), на хозяйственные нужды, для целей благотворительности. Предлагается два варианта их учета (выбранный вариант должен быть зафиксирован в учетной политике прихода). В случае использования первого варианта материалы не приходуются.

При безналичных расчетах делается запись: Д-т 86 "Целевое финансирование", К-т 51 "Расчетные счета" (оплата счетов за материалы и отражение их в составе расходов на осуществление уставной деятельности).

При приобретении материалов за наличный расчет делаются две записи: Д-т 71 "Расчеты с подотчетными лицами", К-т 50 "Касса" (выдача наличных денег под отчет на приобретение материалов);

Д-т 86, К-т 71 (отражение расходов на осуществление уставной деятельности согласно утвержденному авансовому отчету с приложенными к нему товарными и денежными чеками, накладными).

Первый вариант учета материалов может быть использован, например, при приобретении ладана, некоторых хозяйственных материалов (конверты, бумага, канцелярские принадлежности). В случае применения второго варианта учета материалы приходуются либо на балансовом счете 10 "Материалы" по различным субсчетам, либо за балансом. При безналичных расчетах делаются записи:

1) Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т 51 "Рас четные счета" (перечисление денежных средств за материалы в соответствии со счетами);

2) Д-т 10, К-т 60 (оприходование материалов согласно накладной);

3) Д-т 86, К-т 10 (списание материалов на уставную деятельность при их выдаче по требованию).

При расчетах за наличные делаются следующие записи:

1) Д-т 71, К-т 50 (выдача наличных денег под отчет на приобретение материалов);

2) Д-т 10, К-т 71 (оприходование материалов согласно накладной, товарному и денежному чекам);

3) Д-т 86, К-т 10 (списание материалов на осуществление уставной деятельности при их выдаче по требованию).

За балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" приходуются обычно материалы, предназначенные для использования на нужды благотворительности.

Если приходом приобретается имущество длительного пользования и не для использования в предпринимательской деятельности, то не выполняется одно из условий отнесения этого имущества к основным средствам. Эти условия перечислены в п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Приобретаемые приходом богослужебные предметы и хозяйственный инвентарь не отвечают последнему условию: способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В этой ситуации, на наш взгляд, возможно, использовать для учета такого имущества балансовый счет 10 "Материалы".

Учет хозяйственного инвентаря следует вести на субсчете 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Для учета богослужебных предметов следует открыть отдельный субсчет с соответствующим названием.

Можно попытаться вернуться к дореволюционному опыту отражения богослужебных предметов в специальных описях (или реестрах) с подробным описанием.

 

Учет расчетов по заработной плате

Православные приходы должны соблюдать требования, установленные в новом Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ). Приход как юридическое лицо выступает в качестве работодателя. Приходским собранием должно быть утверждено штатное расписание прихода. С каждым наемным работником прихода (регентом алтарником, счетоводом, шофером, библиотекарем и т.д.) должен быть заключен трудовой договор.

Трудовой договор может быть заключен также и с членами приходского совета, если в этом есть необходимость и если это предусмотрено штатным расписанием. Священнослужители (священники, диаконы) в число наемных работников не входят. Служение Церкви определяется церковным правом. Поэтому действие ТК РФ в отношении священнослужителей ограниченно.

Приход вносит за священнослужителей единый социальный налог (ЕСН), их служение засчитывается в трудовой стаж, священнослужители имеют на общих основаниях право на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Каждому работнику прихода присваивается табельный номер, и на каждого принятого, на работу заполняются личная карточка формы Т-2, налоговая карточка и ведется учет отработанного времени в табеле формы Т-12. В случае отсутствия налоговой карточки налоговые органы налагают штраф в размере 50 руб. за каждую карточку.

Ежемесячно заработная плата отражается в расчетно-платежной ведомости. Данные о начисленной заработной плате проставляются на основе форм Т-2 и Т-12. Из начисленной суммы заработной платы производятся удержания: обычно это ранее выданный аванс и налог на доходы с физических лиц. Ставка налога составляет 13%. Некоторые суммы не подлежат налогообложению. Например, это пособия по временной нетрудоспособности и налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные). Чаще всего бухгалтер прихода сталкивается со стандартными налоговыми вычетами. Для штатных работников, не имеющих особых льгот, они составляют 400 руб. в месяц.

При наличии детей дополнительно производится другой стандартный налоговый вычет - в ежемесячной сумме 300 руб. на каждого ребенка до достижения им 18 лет, а в некоторых случаях - 24 лет (студенты дневной формы обучения, аспиранты и т.д.). Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям размер данного налогового вычета увеличивается вдвое. Оба этих стандартных вычета производятся до тех пор, пока заработная плата работника, исчисленная нарастающим итогом, не превысит 20 тыс. руб. Вычитая из начисленной заработной платы сумму удержаний, определяем сумму к выдаче. По начисленной сумме (с учетом некоторых льгот) рассчитывают величину ЕСН. При сумме заработной платы работника за год до 100 тыс. руб. ЕСН составляет 35,6%.

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД:

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

Религиозные организации, как и любые другие, осуществляют страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они имеют код по ОКОНХ 98700 и относятся к первому классу профессионального риска. Для этого класса установлен страховой тариф 0,2% от начисленной заработной платы.

При начислении и выдаче заработной платы производятся следующие основные бухгалтерские записи:

1) Д-т 86, К-т 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (начисление заработной платы);

2) Д-т 70, К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" (удержание налога на доходы физических лиц);

3) Д-т 50, К-т 51 (получение денег с расчетного счета в кассу

на выдачу заработной платы);

4) Д-т 70, К-т 50 (выдача заработной платы);

5) Д-т 86, К-т 69 "Расчеты по социальному страхованию и

обеспечению" (начисление ЕСН и страхового взноса на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

6) Д-т 68, 69, К-т 51 (перечисление налога на доходы

физических лиц, ЕСН и страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Если приход не имеет объектов налогообложения, то ему не требуется сдавать годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию. Это указано в Разъяснениях Госналогслужбы России от 22.05.1995 N ВГ-6-01/286 и в Письме МНС России от 12.05.1999 N ГБ-6-02/20@. Но поскольку в приходе начисляется и выплачивается заработная плата, которая является объектом обложения ЕСН и налогом на доходы физических лиц, то заполняются и представляются в налоговый орган отчетность по налогу на доходы физических лиц (по форме 1-НДФЛ один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным) и отчеты о сумме исчисленных и уплаченных авансовых платежей по единому социальному налогу (срок представления - до 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Декларации по другим налогам представляются при наличии объектов налогообложения.

Кроме того, представляется отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации по суммам, входящим в ЕСН, и по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Православные приходы, как и все некоммерческие организации, должны сдавать в органы статистики статистическую отчетность. Помимо этого приходами сдается специальная отчетность по доходам и расходам в патриархию. Срок ее сдачи - до 1 февраля года, следующего за отчетным.

По окончании налогового периода религиозное объединение (приход) представляет в налоговые органы по месту своего учета отчет о левом использовании полученных средств по форме, утверждаемой МНС России (п.14 ст.250 НК РФ). Приходы, не ведущие предпринимательскую деятельность, освобождены от уплаты большинства налогов.

Обязанность уплаты налога на прибыль не возникает при поступлении и расходовании пожертвований на осуществление уставной деятельности и благотворительных взносов.

Согласно п.2 ст.251 гл.25 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в том числе на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц, использованные по назначению.

К указанным целевым поступлениям, в частности, относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования.

Из п.1 ст.582 части второй ГК РФ следует, что, во-первых,

пожертвования могут делаться религиозной организацией (приходом) гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры. Во-вторых, пожертвования могут поступать также в адрес самой религиозной организации. К целевым средствам относятся также средства, полученные в рамках благотворительной деятельности (пп.4 п.2 ст.251 НК РФ).

Согласно ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Однако непосредственно религиозная организация не может получить средства в рамках благотворительной деятельности, поскольку ее цели определены п.1 ст.6 Федерального закона N 125-ФЗ. Целями благотворительной деятельности согласно ст.2 Федерального закона N 135-ФЗ являются, в частности: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан; охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Приходы в настоящее время ведут большую работу по социальной поддержке граждан по направлениям, совпадающим с целями благотворительности, но, чтобы получить льготу по налогу на прибыль, они должны создать другую организацию соответствующими целями. Не подлежат обложению налогом на прибыль согласно пп.15 п.1 ст.251 НК РФ гранты (поступление средств от зарубежной организации, которая имеет статус благотворительной).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обенности оганизации бухгалтерского дела в благотворительном Фонде | Финансовые рынки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.