Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические аспекты медицинского вмешательства в репродукцию человека. Новые репродуктивные технологии: гуманитарная экспертиза




Лекция №4

Биоэтические проблемы профессиональной деятельности медицинской сестры

1. Принципы отношений медицинской сестры и пациента. Профессиональная этика медицинской сестры.

 

Принципы отношений медицинской сестры и пациента

В отношениях медицинской сестры и пациента действуют те же принципы, что и в работе врача, но, естественно, в специфическом преломлении. Принципы справедливости, уважения автономии личности, великий медицинский принцип «не вреди», «делай благо», правило информированного согласия одинаково значимы и для медицинской сестры. Свое обещание сестры милосердия реализуют в самоотверженном уходе за больными, в старательной поддержке усилий врача, в разумных рекомендациях пациентам относительно поведения, режима, образе жизни, основанных на науке и сестринском опыте.

Для медицинских сестер не менее, чем для врачей важны культура общения, воспитанность, душевность, способность сопереживать, высокая духовность, оптимизм, воля, психическая устойчивость. Лучшие и необходимые качества медицинских сестер группируются в «Моральный кодекс медицинской сестры», имеющий воспитательное и нормативное значение. Первый такой кодекс был разработан в 1950 году и после многократных обсуждений и дополнений был принят и утвержден Международной ассоциацией медсестер. Он состоит из 11 статей.

В России в настоящее время Ассоциацией медицинских сестер разработан собственный этический кодекс, что знаменует важный этап в развитии отечественного сестринского дела. Основной принцип сестринской практики – уважение достоинства человека, всемерная защита и сохранение жизни как высшей ценности.

Открытие в России в 1991 году факультетов высшего сестринского образования, выпускники которых могут продолжить образование в клинической интернатуре и аспирантуре по сестринскому делу, завершило формирование этой профессии и обеспечило прекрасные перспективы дальнейшего развития.

 

 

1. Общая характеристика моральных проблем, связанных с репродукцией человека.

2. Этические, социальные и религиозные проблемы аборта.

3. Этические аспекты контрацепции.

4. Этические аспекты искусственной инсеминации.

5. Экстракорпоральное оплодотворение и вопросы морали.

6. Моральные дилеммы суррогатного материнства.

7. Религия и проблемы репродукции человека.

 

Общая характеристика моральных проблем, связанных с репродукцией человека

Современные международные нормы утверждают за каждым человеком право быть здоровым, иметь детей и самостоятельно распоряжаться этими ценностями.

При проведении консультаций, диагностических и лечебных действий реализация прав по планированию семьи вынуждает врачей и пациентов распутывать сложнейший узел морально-этических, юридических и социальных проблем.

Основные их них таковы:

Правовой статус эмбриона человека.

На каком этапе развития эмбрион должен считаться человеком.

Правомерны ли и в каких пределах манипуляции с половыми клетками и эмбрионом человека в лечебных и исследовательских целях.

Правомерно ли прерывание беременности вообще; если да, то по каким показаниям: медицинским, социальным или достаточно только желания женщины; на каких сроках возможно.

Допустимо ли использование контрацептивов, в каких случаях.

Правомерна ли консервация половых клеток.

Каковы юридические и моральные основания суррогатного материнства.

Ни одна из этих проблем сегодня не имеет единого решения. Каждая из них ветвится на множество мелких вопросов, столь же сложных и противоречивых.

Этические, социальные и религиозные проблемы аборта

Слово «аборт» в переводе с латинского означает выкидыш. Он может быть самопроизвольным, значит естественным, при несовместимой с жизнью патологией плода или из-за болезни женщины. Закон естественного отбора распространяется и на людей, но аборт может быть и искусственным, что всегда порождало и порождает сейчас массу вопросов и проблем.

Существуют две противоположные точки зрения на аборт:

1.Аборт – личная проблема женщины, никого более она не касается, и вмешиваться никто, кроме врача не должен.

2.Аборт – это убийство, он оскорбляет нравственное чувство человека, а потому это сложнейшая этическая проблема, касающаяся каждого человека.

Доминирующим с древнейших времен было негативное отношение к аборту и врачей, и церкви, и большинства населения. Наши предки знали, что существо, которое вынашивает в себе женщина, становится человеком задолго до своего появления на свет. Поэтому уже в клятве Гиппократа содержится осуждение абортов. Государство в разные эпохи подходило к этой проблеме практически, в зависимости от потребности в населении – то не обращало внимания, пуская дело на самотек, то вводило жесткие законодательные меры, вплоть до тюремного заключения и смертной казни. Объективности ради следует заметить, что эти меры мало влияли на количества абортов.

Вплоть до настоящего времени религия и церкви различных направлений имеют собственные представления по проблемам аборта, контрацепции, стерилизации. В некоторых странах мнение церкви оказывает существенное влияние на настроения населения, а кое-где и определяющее, доходя до законодательного регулирования репродуктивной деятельности, как, например, в Польше.

Еще во II веке н.э. христианский принцип «не убий» стал распространяться на плод в чреве матери. Под влиянием христианской морали в средневековой Европе законодательно устанавливается смертная казнь за изгнание плода. Вплоть до Нового времени аборт, как врачебное действие, практически не применяется.

Лишь в середине XIX века аборт признается допустимой акушерской операцией в тех случаях, когда беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за аборт устраняется из законодательства европейских государств, однако плодоизгнание сохраняет мрачный статус преступления против жизни, против семьи и общественной нравственности.

Наиболее последовательно и категорично выступает против аборта католическая церковь. В одной их энциклик римского папы: «Мы должны еще раз заявить, что следует абсолютно исключить в качестве дозволенного средства регулирования рождаемости прямое пресечение уже начавшегося процесса рождения, и в особенности прямой аборт – пусть даже по здравоохранительным мотивам». Только в разработанной в 1994 году «Хартии работников здравоохранения» по инициативе Папского совета по апостольству делается одно уточнение: «Когда аборт происходит как предвиденное, но не поставленное в качестве цели…, но просто как допускаемое следствие неизбежного терапевтического акта ради здоровья матери, это является нравственно законным».

Можно условно выделить три основных позиции в подходах к решению проблем репродукции человека: либеральная, умеренная и консервативная.

Либеральная точка зрения постепенно укрепляет свои позиции в европейском общественном мнении. Ее суть: женщина имеет право распоряжаться собственным телом, в том числе принимать решение об аборте.

Умеренная точка зрения тоже по-своему логична: зародыш постепенно накапливает качество человечности, и необходимо рассматривать баланс интересов его и матери конкретно для каждого триместра.

Консервативная точка зрения проста и категорична: аборт есть умышленное убийство, и никакого морального оправдания быть не может. Зародыш с момента зачатия – это личность, имеющая основные права человека и, прежде всего, право на жизнь. Самая крайняя консервативная позиция – любой аборт недопустим, исключений нет.

Всемирная медицинская ассоциация в 1983 г. предпринимает попытку определить общие ориентиры в этой противоречивой проблеме и вырабатывает достаточно взвешенную декларацию о медицинских абортах:

1. Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

2. Обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери и ее не родившегося ребенка ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое решение требует уважения.

4. Определение отношения к этому вопросу и правила его решения в данном государстве вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.

6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Этические аспекты контрацепции

Контрацепция, с точки зрения медицины, а также, исходя из реального отношения к жизни, несомненно положительна. Это проверенный способ профилактики абортов и всех драматических проблем, с ними связанных. Однако представители многих религиозных конфессий отстаивают иные позиции – от полного неприятия контрацепции, до ее допустимости в некоторых отдельных случаях. Пожалуй только в двух аспектах деятели Церкви единодушны:

1. При отсутствии детей контрацепция в супружеской жизни аморальна, ибо единственная цель супружеских отношений – рождение детей.

2. Контрацепция аморальна, когда способствует блуду и прелюбодеянию.

Теологи, которые полностью отвергают контрацепцию, видят выход в воздержании в браке или использовании естественных бесплодных периодов у женщины. С их точки зрения, любые проявления сексуальной активности, не связанные с деторождением, являются сластолюбием, потаканием плоти, унижением святого акта, что несовместимо с процессом духовного совершенствования христианина. Воздержание, хотя и труднодостижимо, но возможно с Божьей помощью.

Ряд богословов отстаивают более реалистическую позицию, усомнившись в исключительной направленности брака на деторождение. Опираясь на библейское учение, они правомерно подчеркивают, что одно из предназначений брака – это возможность нравственной реализации полового влечения, противодействие блуду. Потому пропаганда воздержания в браке несовместима с вероучением. Отсюда вытекает поддержка контрацепции с целью ограничения количества детей и предоставление супругам большей свободы для проявления и развития из взаимных чувств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.