Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-государственное строительство, образование СССР и конституция

Лекция

… выразилось в принятии законодательным актом направленным на становление рынка. Первым шагом стал перевод гос. предприятий с гос. содержания на хозрасчет. По наказу СНК о НЭПе, принятому в августе 1921 года, гос. предприятия получили право самостоятельного выхода на рынок, в том числе и на какойто, но под контролем государства. Это потребовало объединения предприятий в тресты. Хозрасчет осуществлялся на уровне треста. Тресты объединяли производственную и коммерческую деятельность предприятий одной отрасли. … осуществляли через синдикаты (торговые фирмы), образуемые трестами на акционерных начала. … 1921 возрождается госбанк, затем коммерческие банки. В условиях перехода к рынку развивается торговля, сначала мелкая розничная, затем крупная оптовая частная торговля. Отсюда возрождаются биржи, где заключались сделки, восстанавливалась кооперация и кооперативная торговля. В условиях рынка гос. хозрасчетные предприятия, получившие права юридического лица начали самостоятельно изыскивать средства для расширения производства. В этих целях они привлекали частный капитал, продавая ему акции. Началось акционирование гос. предприятий было разрешено открывать мелкие и средние частные предприятия, поэтому прекращалась национализация мелкой промышленности, начавшаяся в годы войны.

В условиях рынка перестраивалась плановая система. Ликвидировалась централизованное директивное планирование, оно заменялось прогнозированием, при котором отсутствовал принцип обязательного выполнения плановых заданий, и планы могли корректироваться под влиянием изменчивой рыночной конъюнктуры. В связи с этим функции планирования экономики перешли от ВСНХ к Госплану. Госплан не осуществлял централизованное планирование всего народного хозяйства, а составлял годовые планы-прогнозы по отраслям. ВСНХ перестраивается, в нем ликвидировались отраслевые промышленные главки, и создавались новые ведомства отраслевого управления: главное экономическое управление и центральное управление гос. промышленности (ЦуГПром). Они организовывались по функциональному, а не отраслевому принципу.

При функциональном методе управление нижестоящими органами и предприятиями осуществляется по отдельным функциям (планированию, снабжению, финансированию, техническому обеспечению кадрами). Этот принцип предполагает руководство 1 органом одной отрасли хозяйства по всем вопросам. Главное экономическое управление было плановым органом по всем отраслям промышленности, а ЦуГПром осуществлял оперативное управление всеми предприятиями. Эта перестрока управления предприятиями была связана с переходом от отраслевой к территориальной системе управления промышленности.

…. Передавались подчинения на местах губернским совнархозам. Упразднялась система главкизма. Давая простор развитию частного капитала, государство все таки поддерживало гос. социалистический сектор, используя кредитно-финансовую систему, ценовую политику, государство создавало для своих предприятий более выгодные условия хозяйствования и тем самым вытесняла с рынка частный капитал.

В национально-государственном строительстве взят курс на создание нового советского федеративного государства из независимых советских республик (Украина, Беларусия, Грузия, Армения, Азербайджан).

Между республиками были ликвидированы были ликвидированы границы, были объединены внешняя торговля, транспорт и связь …

В 1922 году на Генуэзской конференции сложился дипломатический союз советских республик, они передали РСФСР право заключать от их имени м\н договоры. В декабре 1922 года Грузия Армения и Азербайджан объединились в ЗСФСР.

Эти процессы поддерживала партия большевиков. Решение XX съезда ВКПб указывали, что без объединения советских республик не возможно их национальное возрождение. Основой национального… Отсталым республикам собственную промышленность помогут создать Россия и Украина, имевшие развитые промышленные предприятия.

...

Развернулись внутрипартийные дискуссии о принципах построения федерации: сталинская и ленинская образовать новую советскую федерацию по типу РСФСР. Сталин предложил, что независимые республики должны были войти в состав РСФСР, верховный орган РСФСР должны стать общефедеральные. Ленин высказался за федерацию, основанную на союзе равноправных суверенных республик, куда РСФРС входила бы на тех же основаниях, что и другие республики. Общефедеральные органы должны были формироваться на основе равного представительства от всех союзных республик. Ленин победил, и первый съезд советов СССР 30 декабря 1922 года принял декларацию и договор об образовании СССР на принципах Ленина. Декларация и договор составили конституцию СССР 1924 года. Разработка конституции развернулась в начале 1923 года, она разрабатывалась конституционной комиссией, образованной из представителей всех республик и возглавляемая Сталиным. XII съезд РКПб в апреле 1923 года рассмотрел работу комиссии и решил, что основными принципами национально-государственного устройства СССР должны стать федерализм, добровольность, право свободного выхода, национально-территориальный принцип, равноправие всех республик. Проект конституции, закрепивший эти принципы был рассмотрен в июле 1923 года ВЦИКом СССР. Он ввел конституцию в действие, окончательно она была утверждена II съездом советов СССР в январе 1924 года. В отличие от конституции 1918 года в новой конституции не было глав о правах и обязанностях граждан, о местном управлении, т.к. эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Главное внимание в конституции 1924 года уделялось устройству союзного государства и взаимоотношения союза с республиками. Основным принципом был федерализм построения союзного государства, т.е. разграничение полномочий между союзом и республиками. Оно достигалось разделением наркоматов на 3 группы: общесоюзные (существовали только в союзе и решали общефелдеральные вопросы военные внешнеполитические), объединенные наркоматы создавались и в союзе и в республиках (решали вопросы совместной компетенции ВСНХ Продовольствия, труда, финансов, РКИ), республиканские наркоматы (только в республиках, их наличие свидетельствовало о том, что целый ряд вопросов республики решали самостоятельно. Например: земледелия, внутр. Дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, соц. Обеспечения).

В построении СССР присутствовал и централизм, однако он занимал подчиненное место, т.к. на его основе строилась деятельность только объединенных наркоматов. Например наркомфин Украины работал на основе постановлений Наркомфина СССР. Важным принципом был демократиз, т.е. выборность всех союзных органов.

Союзные органы власти и управления формировались на основе равного представительства от всех союзных республик. Верховным органом власти был Съезд советов СССР. В период между съездами ЦИК СССР, формируемый съездом. Чтобы реализовать равноправие наций в ЦИК СССР создавались 2 палаты: Совет союза, Совет национальностей. Они были равны, т.к. законопроек получал силу закона только в случае принятии его каждой из палат. ЦИК СССР дейсвовал в сессионном порядке, между сессиями его заменял президиум ЦИК СССР – постоянно действующий орган, формируемый обеими палатами. ЦИК СССР формировал правительство – СНК СССР.

По конституции создавались союзные органы юстиции – верховный суд СССР, ОГПУ при СНК. Однако Верховный суд СССР не был кассационной инстанцией для верховных судов республик. Он только решал споры между республиками. При Верховном суде создавалась должность Прокурора. ОГПУ занималось вопросами гос. безопасности. Председатель ОГПУ входил в правительство с правом совещательного голоса. ОГПУ руководило органами безопасности в союзных республиках. Во главе республиканских органов гос. безопасности стояли уполномоченные ОГПУ. Надзор за ОГПУ осуществлял Прокурор верховного суда СССР.

В результате образования СССР изменился статус союзных республик. Из независимых государств они превращались в зависимые государства, они передали союзу решение военно-политических вопросов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Советское государство и право в период НЭПА 1921 – 1929 гг | Изменения государственно-политической системы СССР в 30-е гг. Конституция 1936 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.