Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мудрецы-законодатели




Законы» Платона: забытое, но перспективное.

Тема 1. Введение в философию права

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

 

1. Мудрецы-законодатели. 2. Юридическое мировоззрение. 3. Философские проблемы права. 4. Интерпретации права 5. Принципы права. 6. Мишель Фуко и «Группа информации о тюрьмах».

Письменные задания:

1) Мудро о праве.

Мудрое изречение о праве (возможно римских юристов) и демонстрация несостоятельности либо его, либо противоположного мнения.

2) «Удивительное рядом».

Что в правовой жизни (обычном праве, международном праве, национальном законодательстве и т.п.) больше всего удивляет (приводит в недоумение, выглядит как недоразумение).

Взять одну из книг «Законов» по схеме: первые два человека по списку – 1 книгу, 3-4 человек – 2 книгу и т.д. (+–).

Установить, что разбирает в законодательстве «Афинянин» (Сократ). Каковы результаты его исследования? В чем мудрость его предложений?

Устные задания:

1) Описать какую-либо особенность мышления профессиональных юристов.

2) Сравнить перечни принципов права в преамбулах к отраслевым кодексам (можно и других стран). Установить общее и различия.

Потребность в разработке всеобщего законодательства в городах-колониях ­– разноплеменных и поликонфессиональных.

Биас: "Лучшее государство то, где все боятся закона, как "тирана""

Хилон: "Счастливо то государство, где больше всего слушаются законов и меньше всего ораторов"

Гераклит: "Наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов"; "граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены".

ФАЛЕС: Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. – Не только совершить, но и замыслить не может.

ПЕРИАНДР: Люби законы старые, а яства свежие.

Гераклит: Изобличая чувственное восприятие, говорит: «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские»; «Дурные свидетели – уши и глаза неразумных людей».

Имени Правды не ведали, если бы не было этого»

«Правда настигнет мастеров лжи и лжесвидетелей».

««Все человеческие законы зависят от одного, божественного»

«Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым».

Залевк и Харонд. В колониях, здесь, в новых городах, раньше всего явились писаные законы.

Залевк (лат. Zaleukos; середина VII века до н. э.) — знаменитый законодатель эпизефирских локров в Нижней Италии, считается автором древнейших писаных законов у греков. Важнейшим нововведением Залевка Эфор считает установление определенных наказаний за каждое преступление, что прежде было предоставлено на усмотрение судей.

Греки помнили: что имеет начало, то имеет и конец. Старинные неписаные законы не имели начала, они восходили к незапамятным временам и потому соблюдались. Законодатели боялись, что к новым законам такого уважения не будет, что их станут менять и отменять. А иметь меняющиеся законы — это все равно что не иметь никаких. Поэтому прежде всего они заботились о нерушимости своих предписаний.

Кто захочет внести в закон хоть какое-нибудь изменение, постановили Залевк и Харонд, тот должен явиться в народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут — он должен тут же на месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.

Говорят, что эти меры помогли, и за триста лет в законы Залевка внесены были только два улучшения. Первое было такое. В первоначальном законе говорилось: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишится глаза»; к этому было добавлено: «...а если выколет одноглазому, то должен лишиться обоих». Все согласились, что это справедливо. Второе было такое. В первоначальном законе говорилось: «Кто развелся бездетным, тому дозволяется взять новую жену»; к этому было добавлено: «...но не моложе прежней». С этим тоже все согласились.

Харонд (уроженец сицилийского города Катаны.) Законы X. были написаны для г. Катаны и приняты в других халкидских колониях Италии (особенно в Регии) и Силиции: отсюда их наименование νόμιμα Χαλκιδιχά (Халкидские установления).

) Если же от первого брака у человека были дети, то второй брак ему не разрешался совсем. У Харонда об этом сказано: «Кто в первом браке сумел быть счастлив, тот не порти себе счастья; кто не сумел, тот не повторяй несчастья».

Закон требовал слушаться всех, кто имел право приказывать. Если врач запрещал больному пить вино, а больной пил и выздоравливал, больного казнили за неповиновение врачу. Потому что, кто не слушается приказов, тот не будет слушаться и законов.

За клевету, за трусость, за роскошь наказывали стыдом. Кто уличен в клевете, тот должен носить, не снимая, миртовый венок, чтобы все видели, с кем имеют дело. Кто уличен в трусости, тот должен три дня сидеть на площади в женском платье. А о роскоши закон гласил: «Тонкие ткани и золотые украшения лицам хорошего поведения носить воспрещается, лицам дурного поведения — разрешается».

По преданию, X. оградил свои законы строгими постановлениями от легкомысленных нововведений: так, всякий, кто желал предложить новый закон или отменить старый, должен был являться в народное собрание с веревкой на шее, и в случае, если его предложение не было принято, подвергался смертной казни через удушение (это же постановление приписывалось в древности Залевку). По другому преданию, X. запретил являться в народное собрание с оружием, но сам по оплошности однажды нарушил это постановление; когда ему указали на это, он извлек меч и умертвил себя на глазах всех (то же рассказывалось о Диокле и 3алевке).

Законодателей спрашивали: «Чем пожертвовать: законом или человеком?» 1) Законодатели отвечали: «Законом. Лучше, чтобы остался безнаказанным виновный, чем оказался наказанным невинный: первое — ошибка, второе — грех». 2) «Лучше дурные законы, которые соблюдаются, чем хорошие, которые не соблюдаются», — говорили греки. Оба древнейших законодателя показали это своим примером. У Залевка сын совершил преступление, за которое по закону полагалось выколоть оба глаза. Залевк не стал его оправдывать и только попросил суд, чтобы один глаз выкололи у сына, а второй — у него самого. Харонд запретил в законе появляться в народном собрании при оружии, а сам однажды, преследуя врага, вбежал в собрание с мечом на боку. «Ты нарушаешь собственный закон, Харонд!» — крикнули ему. «Нет, подтверждаю!» — ответил он, выхватил меч и пронзил себе грудь.

Драконт. В Афинах первые писаные законы составил Дракон: в них за все проступки, малые и большие, назначалось только одно наказание — смерть. Его спрашивали, почему так строго. Он отвечал: «Ни меньшего, ни большего наказания я придумать не мог».

Солон:

СОЛОН: В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. Не говори более справедливого, чем родители. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам.

До Солона был закон: «Кто терпит обиду, тот может жаловаться в суд». Солон его изменил: «Кто видит обиду, тот может жаловаться в суд». Это учило граждан чувствовать себя хозяевами своего государства — заботиться не только о себе, но и о других.

До Солона считалось, что междоусобные раздоры — это зло, и сам Солон так считал. Однако он издал закон: «Кто во время междоусобных раздоров не примкнет ни к одной из сторон, тот лишается гражданских прав». Это учило граждан быть хозяевами своего государства не только в мыслях, но и на деле: где все привыкли быть недовольными, сложа руки, там властью легко овладеет жестокий тиран.

Власти не любили, когда народ в разговорах обсуждал и осуждал их действия, а народ не любил, когда ему это запрещали. Солон издал закон: «Бранить живых людей запрещается в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях» (а разрешается, стало быть, и на улице, и на площади, и дома). И добавил: «Бранить же мертвых запрещается везде» — потому что мертвые бессильны защищаться.

Законы Солона учили трудолюбию. Был закон: «Кто не может указать, на какие средства он живет, тот лишается гражданских прав». Говорили, что этот закон Солон заимствовал у египтян. Был другой закон: «Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца такой сын не обязан содержать в старости». Этот закон Солон ввел сам.

Позиция философа как законодателя. Платон «Законы». Фигура Законодателя в эпоху Просвещения. Екатерина II – «философ-законодательница».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.