Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля и позитивное право




Тема 3. Право и нравственность

ЧТОБЫ БЫЛО СДЕЛАНО ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ

Естественные законы неизменны и вечны. Наука об этих законах является истинной моральной философией. Если мы рассматриваем эти теоремы как возвещенные Богом, повелевающим по праву всем, тогда они правильно названы законами.

 

1. Воля. 2. Вина и ответственность. 3. Юристы и врачи. 4. Учение И. Канта о праве и нравственности. 5. Уголовный вопрос с нравственной точки зрения.6. Дело Ходарковского.

Письменные задания:

1) Медицина и юриспруденция: межкорпоративная рефлексия

2) Континуум вины и ответственности: какие бывают казусы, исторические, межотраслевые и межгосударственные различия?

Устные задания:

1) На примере конкретных норм права поискать моральные истоки, или наоборот, в нормах морали зафиксировать их правовое происхождение в прошлом.

2) Предложить ответ на один из казуистических вопросов И.Канта

В греческом понимании естественный закон – это Логос, разум. Естественное право идентифицируется с разумом.

По Ульпиану, правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Позитивное право ассоциируется с волей.

Фома Аквинский полагал, что Бог не столько Правящий Ум (как у Аристотеля), сколько Воля. Разум не может быть без воли. Поэтому и закон, хотя и исходит от разума, но обусловлен волею. Закон –не посредственное требование разума, а устанавливаемое через посредство веления того, кому принадлежит забота об общем благе. Фома признает божественный закон устанавливаемым разумною волею Божиею, человеческий - человеческою волею, регулируемою разумом.

Гроций. Право есть воля сильнейшего: право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь. Многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща. Воля людей может служить источником обязательных правил чрез посредство соглашения, отсюда третий вид права - право человеческое, jus humanum. Так как источником и божеского и человеческого права является одинаково воля (божеская или человеческая), то обе они могут быть противопоставлены, как право произвольное, jus voluntarium, праву естественному, как основанному не на воле, а на естестве, природе. Сообразно этому различию источников, jus voluntarium отличается изменчивостью, право естественное - неизменяемостью.

Спиноза: "Воля монарха творит право, но при условии, что в его руках меч, потому что положительное право опирается на силу". Но, если всякое право выражает собою волю монарха, то это еще не значит, чтобы всякая воля монарха превращалась в право. Воля монарха должна быть непременно дополнена волею народа. "Народ может сохранить при монархе довольно широкую свободу, если он добьется того, чтобы могущество монарха ограничивалось только могуществом народа и поддерживалось только помощью последнего"

Кант признает суверенитет только за народом, за общею волею. "В государстве имеются три власти, т. е. соединенная общая воля выражается в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть (основанная на законе) в лице правителя, и судебная власть (признающая за каждым Мое - и - Твое согласно закону) в лице судьи"

Гегель: «Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой - воля, которая свободна, так что свобода составляет ее субстанцию и определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа».

Свобода есть такое же основное определение воли, как тяжесть основное определение тела. Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Для себя сущая, или абстрактная, воля есть лицо.

Германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818—1892). Доводы Иеринга против волевой теории права:

– если бы существо права составляла воля, не могло бы быть и прав у субъектов, не имеющих воли, у малых детей, у сумасшедших, идиотов; между тем в действительности везде за ними признаются права.

– с точки зрения волевой теории пришлось бы признать всякое соглашение обязательным; между тем в действительности обязательны только договоры, имеющие своим предметом сколько-нибудь существенные интересы;

– субъект права не тот, чья воля распоряжается объектом права, а тот, осуществлению интересов кого служит этот объект, не диспозитарий, а дестинатарий, не опекун, распоряжающийся имуществом, а опекаемый, в интересах которого опекун распоряжается.

Во́ля – самоопределение. Законом воли является преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

По Канту, право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Право есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой всех других

Гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основано на следующих априорных принципах: 1) свободе: ни один не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (так, как он представляет себе благополучие других людей); каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется хорошим, если только он этим не наносит ущерба свободе других стремиться к подобной цели — свободе, совместимой по некоторому возможному общему закону со свободой всех (т. е. с их правом искать счастья); 2) равенстве его с каждым другим как подданного; каждый член общества имеет по отношению к каждому другому принудительные права, за исключением главы общества; 3) мамостоятельность члена общества как гражданина, т. е. как входящего в число законодателей. Этот основной закон, который может исходить только от общей (объединенной) воли народа, и называется первоначальным договором.

Тот, кто имеет право голоса в этом законодательстве, называется гражданином. Этот договор нет нужды предположить как факт (более того, как таковой, он вообще невозможен) есть всего лишь идея, разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить от объединенной воли целого народа, и что на каждого подданного, поскольку он желает быть гражданином, следует смотреть так, как если бы он наряду с другими дал свое согласие на такую волю.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.