Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступление и цивилизация

Г. Маркузе в работе «Эрос и цивилизация» комментирует учение З. Фрейда о происхождении цивилизации из преступления.

По Фрейду, отец монополизировал право обладания женщиной и подчинил остальных членов орды своей власти. "Судьба сыновей была сурова; когда они возбуждали ревность отца, то или умерщвлялись, или кастрировались, или изгонялись. Им ничего не оставалось, как сосуществовать в малых сообществах и добывать себе жен грабежом..." («Человек Моисей и монотеистическая религия»). Какую бы работу ни предстояло совершить первобытной орде, ее бремя ложилось на сыновей, которые, будучи недопущенными к удовольствию, оставленному для отца, стали "свободными" для того, чтобы направить энергию инстинктов на не приносящую удовольствия, но необходимую деятельность. В известном смысле первобытный отец посредством насильственного ограничения удовольствия и обязательного воздержания задал модель для последующего развития цивилизации и подготовил почву для прогресса.

З. Фрейд доказывал тезис о том, что социальность возникает в результате объединения людей, связанных виной за совместно совершенное преступление – убийство тирана-прародителя. Отцеубийство он считал «основным и изначальным преступлением человечества и отдельного человека». Допуская, что после убийства отца последовало довольно долгое время междуусобицы братьев по поводу отцовского наследства, Фрейд предполагает, что осознание опасности и безуспешности этой борьбы, память о совместно осуществленном акте освобождения и взаимная эмоциональная привязанность, сложившаяся за время изгнания, приводили братьев в конечном счете к единению, своего рода общественному договору. «Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении…», – писал он.

Комментируя учение З. Фрейда, французский социолог Д. Кола отмечает, что заказное убийство в мире североамериканской преступности называется контрактом. В связи с этим он считает более реалистичной фрейдистскую интерпретацию модели общественного договора. Братство и равенство в данной интерпретации возникает в результате совместного убийства – это братство в преступлении и равенство в запрете кровосмешения .

Искупая совершенное преступление, братья табуируют как память об этом событии, так и те отношения, которые его вызвали. Так, согласно З. Фрейду, возникла первая форма социальной организации: «…с отказом от импульсивных порывов, признанием взаимных обязательств, учреждением особых, объявленных нерушимыми (святыми), т. е. первыми началами нравственности и права».

Маркузе: «Строго говоря, началом цивилизации является клан братьев, в котором подавление проистекает из табу, принимаемых самими управляющими братьями, и производится в общих интересах сохранения группы как целого. А решающим психологическим моментом, отделяющим клан братьев от первобытной орды, является чувство вины, благодаря которому возможен прогресс иного типа, нежели в орде, - прогресс цивилизации. Это "Оно" становится внутренним свойством индивидов и, таким образом, сохраняет главные запреты, ограничения и отсрочивает удовлетворение. На этом стоит цивилизация»

В то же время табу на обладание женщинами клана ведет к расширению и слиянию с другими ордами. Организованной сексуальностью положено начало более крупным объединениям, что рассматривалось Фрейдом как функция Эроса в цивилизации. Роль женщин приобретает все большее значение. "Добрая часть властных функций, высвободившихся после устранения отца, перешла к женщинам, наступили времена матриархата" Патриархальная контрреволюция замещает матриархат и упрочивается путем институционализации религии. Материнское право было отменено вновь восстановившимся патриархальным порядком.Первоначальное преступление и сопутствующее ему чувство вины на протяжении истории воспроизводилось в различных формах: в конфликте старого и нового поколений, в мятежах и восстаниях против установленной власти и в последующем раскаянии – восстановлении и прославлении власти. Прогресс осуществлялся путем совершенствования цепей.

В дальнейшем, с прогрессом цивилизации, ее неотъемлемым спутником становится «постоянный рост чувства вины». Этот процесс можно рассматривать как субъективную сторону отмеченной выше тенденции прогрессирующей криминализации конкретных аспектов социальной деятельности. С увеличением числа отцов после «патриархальной контрреволюции», их дополнением и замещением общественной властью, а также распространением запретов и сдерживающих моментов увеличивается число агрессивных позывов и их объектов. Согласно З. Фрейду, усиление чувства вины становится платой за прогресс. И это нарастающее чувство является субъективным основанием процесса прогрессирующей криминализации конкретных аспектов социальной деятельности.

В основании цивилизованного общества лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, на отказе от их удовлетворения. Общество должно быть подчинено дисциплине труда как основного занятия, дисциплине моногамного воспроизводства, существующей системе законодательства и порядка. Согласно с этим Фрейд пишет: «…закон запрещает людям только то, что они могли бы сделать под давлением своих влечений». Первоисточником права явилось преступление-отцеубийство. Первые законодатели - преступники. Дальнейшее становление права связано с возникновением чувства вины и потребности в наказании. То есть народ, совершив первоначально с наслаждением какое-либо преступление под давлением своих влечений, в последующем осознав содеянное, раскаивается и накладывает на нее запреты, которые затем насильственно навязываются следующему поколению.

5. Смертная казнь — предусмотренная за­коном высшая мера наказания, состоящая в лишении человека жизни по при­говору суда.

Существуют два основных взгляда на сущность и цели смер­тной казни

Согласно другому взгляду, смертная казнь — это прежде всего возмездие за совершенное преступление, ко­торое должно последовать независимо от каких-либо сооб­ражений целесообразности. Это — акт торжества справедли­вости, и никакие утилитарные соображения здесь неумест­ны (И. Кант). При­знание необходимости смертной казни в данном случае является абсолютным и обусловлено только самим фактом тяжкого преступления

Согласно одному из них, смертная казнь — это прежде всего средство предупреждения новых тяжких пре­ступлений как со стороны преступника путем его физическо­го устранения, так и со стороны потенциальных преступни­ков путем их устрашения реальной угрозой смерти Призна­ние необходимости смертной казни здесь является относи­тельным, т. к. обусловлено успехом в предотвращении тяжких преступлений.

Первое теоретическое обоснование необходимости отмены смертной казни было дано в труде «О преступлениях и нака­заниях» (1764) итальянского юриста и просветителя Ч. Беккариа, утверждавшего, что «впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность».

Доводы против смертной казни:

1. У Беккариа и его последователей одним из самых сильных яв­ляется тот, что в ходе многочисленных наблюдений не уда­лось установить эмпирическую связь между смертной каз­нью и количеством тяжких преступлений, т е доказать, что с введением или расширением ее применения количество преступлений уменьшается, и, наоборот с отменой — уве­личивается. Т. о, взгляд на смертную казнь как на средство предупреждения тяжких преступлений оказывается несос­тоятельным

2. Кроме того, применение смертной казни создает видимость борьбы со злом, от­влекая внимание от более сложных мер, которые действительно нужно принять для предупреждения тяжких преступле­ний

3. Возможны и даже неизбежны ошибки при вы­несении смертного приговора, ценой которых становятся жиз­ни невинных людей Ошибки неизбежны даже при нормальном судопроизводстве, в условиях же чрезвычайные трибу­налов и комиссий их вероятность многократно возрастает

4. Принцип неприкосновенности человеческой жизни. Никто, в т ч государство, не вправе посягать на жизнь чело­века, даже если это жизнь убийцы. Государство не может хоть в какой-то мере уподоб­ляться убийце, отвечая ему его же действиями

5. Ужасает не только факт, но и процедура смертной казни — планомерный и хладнокровный процесс умерщвления чело­века Есть данные, согласно которым большинство людей, которые бывали свидетелями смертной казни, относятся к ней отрицательно, и, наоборот, сторонники смертной казни, как правило, на ней не присутствовали. Хотя ответственность за применение смертной казни лежит на государстве, исполняет приговор конкретный человек, который по указанию и при поддержхе государства занимается таким противоестественным заняти­ем, как умерщвление людей

6. Поскольку преступник должен быть все-таки наказан, в качестве альтернативы смертной казни чаше всего предлагает­ся такая мера наказания, как пожизненное заключение, ко­торое может оказаться не менее, а даже более суровой ме­рой Известны случаи, когда преступники предпочитали смер­тную казнь пожизненному заключению.

Основная настойчивая рекомендация ООН — полная отмена смертной казни. ООН от имени мирового сообщества предла­гает соблюдать определенные ограничения по ее примене­нию: 1) смертная казнь является исключительной мерой наказания, и перечень самых тяжких преступлений, наказуемых смертью, «не дол­жен выходить за пределы умышленных преступлений со смер­тельным исходом или иными исключительно тяжкими по­следствиями», 2) к смертной казни не могут быть приговоре­ны лица моложе 18 и старше 70 лет, 3) смертный приговор не должен приводиться в исполнение в отношении беремен­ных женщин и матерей, имеющих грудных детей, 4) поскольку именно в делах, связанных со смертным приговором, чаще всего нарушаются права обвиняемых, ООН особое внимание обращает на необходимость строгого соблюдения права об­виняемого на защиту, на открытое слушание дела, на апел­ляцию, на прошение о помиловании и т д.

Вл. Соловьев «О смертной казни»:

1. Если смертная казнь дешевле, чем тюрьма, то так следует избавляться от всех, кто в тягость. 2 Отмена смертной казни не вела к росту преступности. 3. Она нечестива, бесчеловечна, постыдна. 4. Исключает человека из общего блага, которое должно быть общим.

С.Н. Булгаков «О смертной казни». Это убийство ради убийства, убийство как самоцель.

В.В. Розанов. Черная месса. Использовать ту же терминологию, который описывается поведение преступника.

А. Камю «Размышление о гильотине»

- действие это не менее безобразно, чем преступление, и что еще одно убийство не только не возмещает ущерба, нанесенного обществу, но добавляет к прежнему позору новый.

- Чиновники и журналисты, которым по долгу службы приходится сталкиваться с ней, похоже, осознав ее одновременно вызывающую и постыдную сущность, изобрели для обсуждения этой темы свой особый язык, сведенный к обтекаемым стереотипным формулировкам. В результате, рассеянно просматривая за завтраком утреннюю газету, мы случайно узнаем, что некто приговоренный «возвратил свой долг обществу», или «искупил свою вину», или «в пять часов правосудие свершилось». Чиновники могут назвать осужденного и «заинтересованным лицом», и «пациентом», или сокращенно — ПКС (приговоренный к смерти). Ну что можно думать об этих чиновниках, называющих гильотину «велосипедом», а приговоренного «клиентом» или «тюком».

- Каким образом может быть показательным тайное убийство, совершаемое во дворе тюрьмы? Оно служит лишь для того, чтобы периодически информировать граждан о том, что они умрут, если им случится кого-то убить; такое же будущее можно смело обещать и тем, кто не убивает. Чтобы наказание было действительно примерным, оно должно быть устрашающим. Государство скрывает сведения о казнях и обходит молчанием публикации и свидетельства. То есть оно не верит в ценность показательного характера смертной казни — разве только или в силу традиции, или не давая себе труда задуматься об этом.

- По данным судебных органов, огромное большинство известных им убийц, бреясь утром, не знали, что они совершат убийство вечером.

- Статистические данные, подготовленные в начале века в Англии, показывают, что из 250 повешенных 170 ранее лично присутствовали на одной или двух казнях. Еще в 1886 году из 167 приговоренных к смерти, прошедших через тюрьму в Бристоле, 164 присутствовали по крайней мере на одной казни;

- Его заставляют пользоваться специальным режимом (в тюрьме Френ, это режим № 4 с прибавками молока, вина, сахара, варенья, масла); за тем, чтобы он питался, следят. В случае необходимости его заставляют делать это силой. Животное, предназначенное на убой, должно быть в отличной форме;

- Однако замечено, что, за редким исключением, осужденный идет на смерть угрюмо, в каком-то вялом, подавленном состоянии. Несомненно, именно это подразумевают журналисты, когда пишут, что приговоренный мужественно принял смерть. Это означает, что приговоренный не наделал шума, не вышел за рамки своего положения «тюка» и что все ему за это признательны.

- Опрос, проведенный в 1951 году в сортировочном центре тюрьмы Френ среди приговоренных по общеуголовным статьям, выявил 29% хронических алкоголиков и 24% лиц, склонных к алкоголизму. Наконец, 95% детоубийц являются алкоголиками. Что касается государства, которое сеет алкоголь, то оно не может удивляться тому, что пожнет преступление20. Впрочем, оно не удивляется и ограничивается тем, что отрубает головы, в которые само влило столько алкоголя.

В целом смертная казнь интерпретируется как государственный ритуал, воспроизводящий жертвоприношение, благодаря которому был сотворен мир (Паньгу, Пуруша).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Путь преступления | Идеальная тюрьма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.