Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Інформатика та комп’ютерна техніка

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.

Экономика как социальный институт

Что такое экономика, или «экономическая система общества», экономика как социальный институт? По словам известного американского экономиста П. Самуэльсона, экономическая система общества (он называет ее экономической организацией) призвана решать три взаимосвязанные проблемы:

1. Что должно производить, какие товары и услуги из громадного
множества их различных вариаций и в каком количестве;

2. Как эти товары следует производить, какими группами людей, с
помощью каких ресурсов и на основе какой технологии;

3. Для кого предназначаются эти товары и услуги, как они
распределяются в обществе между различными группами людей.

Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелзера, социолог рассматривает экономическое поведение как конкретный случай общего социального поведения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.

Основная функция экономической системы - способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей.

Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции. Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма - эпохи свободного предпринимательства.

В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.

 

Заключение

 

Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия и т.д.

Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки.

 

В становлении и развитии социальной системы важная роль принадлежит процессу формирования различных типов социальных институтов.

Каким образом происходит процесс институци­онализации. «Социальные институты формируются исторически. Определяющим условием их появления выступает соответствую­щая социальная потребность, для удовлетворения которой необ­ходима та или иная форма активности, совместной деятельности индивидов. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого разные способы. В ходе об­щественной практики они находят приемлемые шаблоны поведе­ния, которые постепенно через повторения и оценку превраща­ются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некото­рое время эти шаблоны поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разра­батывается система санкций. Например, банк, как элемент ин­ститута бизнеса, развивался для удовлетворения потребности в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в ре­зультате превратился в самостоятельный социальный институт»2.

Исходя из этого, институционализации представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация — это замена спонтанного поведения на предсказуемое пове­дение, которое ожидается, регулируется и моделируется.

Каким образом происходит институционализация, напри­мер, общественного движения? На предынституциональном этапе оно, как правило, характеризуется спонтанными про­тестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каж­дое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуе­мой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход со­бытий.

При появлении институциональных моментов в обществен­ном движении начинается:

1. Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается мес­то сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

2. Эти нормы и правила постепенно принимаются и стано­вятся привычными. Одновременно начинает складываться систе­ма статусов и ролей.

3. Появляются устойчивые лидеры, которые признаются офи­циально, согласно принятому порядку. Каждый участник движе­ния обладает определенным статусом и выполняет соответствую­щую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

4. Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

Таким образом, процесс институционализации, т.е. обра­зования социального института, складывается из нескольких этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой тре­бует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, прак­тическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института[1].

Итогом процесса институционализации можно считать созда­ние четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса. Ведь необходимым условием успешно­го функционирования института является выполнение индиви­дами своих социальных ролей, что основано на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении институциональных норм по­ведения. Поэтому институты выступают как нормативные комп­лексы, посредством которых направляются действия людей в та­ких важных сферах, как экономика, политика, культура, семья. Без социальных институтов ни одно современное общество суще­ствовать не может.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлени­ях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствова­ние уже сложившихся. При этом совер-шенствование может проис­ходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида дея­тельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности ин­дивидов и общностей. Общество — это система социальных инсти­тутов, которые находятся в постоянном процессе обновления.

 

 

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

 

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко

(подпись)


[1] См.: Там же. — С. 147.

«ПРОГРАМУВАННЯ МОВОЮ VISUAL BASIC»

Конспект лекцій

для студентів 1-го курсу

економічного факультету

денної та заочної форм навчання

 

 

Луцьк 2012


 

З М І С Т

 

Вступ....................................................................................................................... 5

Лекція 1. Алгоритми обчислювальних процесів................................................... 6

1.1. Етапи розв'язування задачі на ЕОМ.. 6

1.2. Поняття алгоритму. 7

1.3. Властивості алгоритмів. 8

1.4. Види алгоритмів. 8

Контрольні запитання. 19

 

Лекція 2 Програмування на алгоритмічних мовах............................................ 20

2.1. Поняття про мови програмування. 20

2.2. Система програмування Visual Basic. 22

2.3. Поняття проекту VB.. 23

2.4. Інтегроване середовище розробки (IDE) 25

2.5. Вікно форми та його властивості 27

2.6. Основні елементи керування. 30

Контрольні запитання. 39

Лекція 3. Основи системи програмування Visual Basic...................................... 40

3.1. Елементи системи програмування Visual Basic. 40

3.2. Робота у вікні коду. 41

3.3. Використання змінних у програмі 43

3.4. Константи: змінні, які не змінюються. 45

3.5. Функції Visual Basic. 46

3.6. Арифметичні вирази. 50

3.7 Логічні вирази. 50

3.8. Структура процедури Visual Basic. 52

3.9. Оператори системи програмування Visual Basic. 52

Контрольні запитання. 60

 

Лекція 4. Оператори управління......................................................................... 61

4.1. Оператори розгалуження. 61

4.2. Проектування додатка на базі операторів циклу. 64

4.3. Оператори умовного циклу. 64

4.4. Оператор циклу For...Next 69

Контрольні запитання. 72

 

Лекція 5 Масиви.................................................................................................... 73

5.1. Статичні масиви. 73

5.2. Динамічні масиви. 74

5.3. Функція створення масиву Array. 75

5.4. Використання одновимірних масивів. 76

5.5. Використання двовимірних масивів. 78

Контрольні запитання. 82

Лекція 6 Модульне програмування..................................................................... 83

6.1. Створення процедур (підпрограм) загального призначення. 83

6.2. Процедури типу Function. 84

6.3. Процедури типу Sub. 86

Контрольні запитання. 94

Лекція 7 Робота з файлами................................................................................... 95

7.1. Типи доступу до файлів. 95

7.2 Обробка файлових структур даних з послідовним доступом. 96

7.3. Обробка файлових структур даних з довільним доступом. 101

Контрольні запитання. 104

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое семья | Алгоритми обчислювальних процесів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.