КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая сфера существует в следующих формахВопрос 52. Общество Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом., В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст- ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т. д.). Основные цели воспитания: • подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); • развить общественно ценные качества личности; • стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; • научить человека взаимодействию с другими людьми; • научить человека труду. 1. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. 2. Общественное бытие имеет две стороны: • объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.; • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: • экономическая; • социальная; • политическая; • духовная. 3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: • производство; • распределение; • обмен; • потребление материальных благ (содержание экономической сферы). • экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; • деятельность институтов управления экономикой; • способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: • производительные силы; • производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: • орудия труда; • сырье и материалы; • здания, сооружения; • транспорт и т. д. Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат: • отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату; • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; • отношения по поводу распределения произведенных материальных благ. Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно: • создает материальную базу существования общества; • способствует решению проблем, стоящих перед обществом; • непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); • влияет на политические процессы; • влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги). 4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры общества: • классы; • страты; • сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); • люди города и деревни; • представители физического и умственного труда; • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); • национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии; • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно: • страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония; • страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания; • страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции. Тенденцией развития современного общества является: • превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; • усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп". 5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: • государство и государственные органы; • политические партии; • общественные организации; • профсоюзы; • иные институты. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть. Основными функциями государства являются: • представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); • регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); • охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; • внешнеполитическая; • интеграционная. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти. 6. Основными элементами духовной жизни общества являются: • духовная деятельность; • духовные ценности; • духовные потребности людей; • духовное потребление; • индивидуальное сознание; • общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия. Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Элементами общественного сознания являются: • обыденное и теоретическое сознание; • общественная идеология и психология; • формы общественного сознания. Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности. Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия. Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй. Формами общественного сознания являются: • политическое; • правовое; • моральное; • научное; • религиозное.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |