Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое посредничество

Групповая психотерапевтическая работа.

Специфика метода – целенаправленное использование групповой динамики или всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цели: раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов участников группы на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Рудестам: реакции другого на тебя и твои на группу могут облегчать разрешение конфликтов вне группы.

Роджерс: центром групповой терапии является поиск аутентичности и открытости отношения с другими.

Ялом: характеристики группы (психотерапевтические факторы):

  1. Сплоченность.
  2. Внушение надежды на благополучие, веры в успешность.
  3. Обобщение, т.е. понимание того, что и другие люди испытывают те же проблемы.
  4. Альтруизм, т.е. ощущение своей нужности и пользы, приносимой другим.
  5. Предоставление информации, рассуждение.
  6. Множественный перенос, т.е. любые трудности прошлого и настоящего, переживаемые человеком, проявляются в отношениях в группе, которые становятся предметом исследования и анализа в этом групповом психотерапевтическом процессе.
  7. Межличностное обучение, т.е. апробация новых форм поведения и взаимодействия, способствующая личностному росту участников.
  8. Развитие межличностных усилий.
  9. Развитие имитирующего поведения.
  10. Катарсис, т.е. обсуждение скрытых или подавленных «неприемлемых» чувств, потребностей => психологическое облегчение, очищение, свобода.

Дж. Морено «Психодрама» - театр спонтанности.

Основа: люди склонны к игре. Спонтанность – это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия.

Рассматривались ролевые конфликта.

Лейтц – последовательница Морено. Рассматривала интерперсональные конфликты.

Роль – это интерперсональный опыт.

Множественное дублирование – сценическая материализация внутреннего драматического диалога протагониста.

Это психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжения на новой, более конструктивной основе.

Суть метода – участие психолога в коммуникативном процессе.

Т.о., данный метод направлен на создание такой ситуации, которая способствует смягчению противостояния участников конфликта и возникновению согласия.

Данный метод чаще применяется при семейном консультировании.

Наиболее распространенным в семейной терапии является поведенческий подход.

Схема работы включает 3 этапа:

  1. Заявление проблемы супругами в терминах поведения.
  2. Высказывание ими своих чувств.
  3. Попытка супругами решения своих проблем с помощью предложения вариантов, отбора наиболее приемлемых вариантов с последующим обсуждением и поиском согласия, отвевающего ряду критериев.

Принципы психологического посредничества:

  1. Ситуационный подход. Фишман: «помогите измениться другому, изменив свои отношения с ним». Ситуацию можно изменить за счет мод – ции ее характеристик.
  2. Принцип «здесь и теперь», т.е. мы не можем изменить прошлое человека, заставить его взять на себя ответственность, но можем предоставить возможность – приход клиента для изменения сложившейся ситуации; попытаться исключить из его репертуара неэффективные способы решения проблемы, помочь ему переопределить ситуацию, предложить ему новые правила построения отношений с людьми.
  3. Посредник нейтрален; он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта.
  4. Посредник работает с процессом, но не влияет на характер принимаемых решений.
  5. Посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к договоренности.
  6. Посредник обеспечивает защищенность участников переговоров.
  7. Посредник несет ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.

Барьеры:

  1. Главное препятствие – нежелание сторон разрешить конфликт.
  2. Использование силовых методов и привычка быть «судьей».
  3. Оценка каждой из сторон своей позиции как более правильной, обоснованной, справедливой.
  4. Подмена поиска решений борьбой за свои интересы.

Проблемное поле исследований конфликта:

  1. Участники конфликта.
  2. Проблема, т.е. предмет конфликта.
  3. Позиции и интересы сторон.
  4. Отношения участников конфликта.

Этапы посредственной работы:

  1. Работа с участниками конфликта порознь => составление картины конфликта. Правила:

1) Следует избегать долго проговаривания человеком своей позиции, ее объяснения и аргументации.

2) Трансформация запроса клиента к другому в запрос к себе;

3) Переход к восприятию проблем конфликта, как общих для его участников;

4) Необходимо смягчить обвинительную позицию участников конфликта с помощью переформулирования высказываний в адрес другого в передачу собственных чувств.

5) Уточнению проблем, подлежащих дальнейшему обсуждению.

6) Осуждение с участниками конфликта возможного характера и результата его разрешения.

7) Задаваемые вопросы должны быть нейтральными и безоценочными, т.е. должны опираться на информацию, полученную посредником в дном разговоре.

8) В случае отказа второго участника от совместной работы следуте приложить усилия, чтобы побудить его к диалогу.

9) Психолог не должен злоупотреблять своими вопросами ибо его активность может привести клиента в более пассивную позицию.

Смехов: «Методика анализа конфликтной ситуации». Включает 10 вопросов:

0 – краткое содержание конфликтной ситуации.

1 – как реально я себя вел?

2 – как я хотел бы вести себя в подобной ситуации?

3 – как я должен был бы себя вести подобной ситуации?

4 – как реально он себя вел?

5 – как он должен был себя вести?

6 – как он хотел бы себя вести?

7 – каким он видел меня в этой ситуации?

8 – каким бы он предпочел видеть меня в подобной ситуации?

9 – каким бы я предпочел видеть его в подобной ситуации?

10 – каковы причины, цели, обстановка всего происходящего.

Интерпретация:

Вопросы 1, 2, 3 – образ Я в конфликте.

4, 5, 6 – образ другого.

7 – образ Я для другого.

8, 9 – предпочтительные взаимные ожидания.

0, 10 – субъективная детерминация происходящего.

  1. Процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы. Важно выделить проблемыe с которой следует начать обсуждение, в которой проще достигнуть соглашения, но которая должна быть значимой => необходимо создать такую коммуникативную ситуации, в которой был бы эффективен диалог.

3 фазы совместной работы:

1) Начальная. Вырабатываются и вводятся новые правила взаимодействия, которые вырабатываются совместно.

2) Основная. Совместное обсуждение участниками конфликта существующих проблем и выработка соглашений, направленных на разрешение проблем. 2 направления:

А) организация конструктивного диалога по различным аспектам предмета переговоров4

Б) создание психологической атмосферы обсуждения, которая бы способствовала ослаблению противостояния сторон и поиску соглашения.

Содержательный план действий соперника:

· Обеспечение последовательности обсуждения.

· Локализация обсуждаемых проблем.

· Их конкретизация.

· Структурирование переговорного процесса.

· Объединение отдельных и частных сообщений в более общие.

· Поддержка позитивных действий.

· Переход от одной обсуждаемой проблемы к другой.

3) Завершение. Закрепление соглашения: уточнение, многократное проговаривание соглашения, согласование формулировок с участниками переговоров, закрепление позитивных психологических результатов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гештальт – терапия (основатель – Перлз) | Волновая поверхность. Фронт волны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.