Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.1. Товар в системе маркетинга





Из приведенных свойств полезности можно сделать ряд важных выводов, позволяющих глубже понять закономер­ности развития хозяйства.

Потребление продуктов происходит в определенных пропорциях, которые являются довольно устойчивыми.

Для производственного потребления эти пропорция определяютсятехнологией производства, а для личного — традициями. Знание этих пропорций позволяет установить набо­ры продуктов. Максимизация полезности, что является кри­терием поведения потребителей, означает последовательный переход от низшего набора к высшему.

1. Убывание полезности с ростом запаса благ обусловливает справедливость прогрессивного налогообложения доходов.

2. Всякие дефициты резко меняют оценку полезности и создают ажиотажность спроса.

3. Избыток денег приводит к дефициту товаров. В этой связи обесценивание денег становится неизбежным, и возникает инфляция средств платежа или качества товаров.

■ В первом случае качество товара не меняется, однако цена его возрастает.

■ Во втором — цена товара формально остается прежней, но его качество падает.

Предпочтение импортных товаров отечественным, про­являемое населением, подтверждает, что процесс снижения качества товаров в нашей стране весьма устойчив и имеет тенденцию к усилению.

Наблюдение за ситуацией на продовольственных рынках показывает, что чем больше привоз, тем ниже цены, и на­оборот. Точно так же колеблется и полезность товара. Оче­видно, что эти конъюнктурные колебания не имеют никакого отношения к изменению стоимости и полностью определяются соотношением между предложением товара и спросом на него.

 

Раздел 2. Товар в маркетинговой деятельности (6 часов)

При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит такому понятию, как товар, ведь именно он должен удовлетворять определенные потребности личности и общества совокупностью своих качеств.

В настоящее время отдельные исследователи трактуют понятие «товар», вкладывая в него совершенно различное содержание. Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Общепринятое определение товара — «продукт труда, про­изведенный для продажи» — остается, несомненно, спра­ведливым и в маркетинге. Однако в большей части литера­туры по маркетингу подчеркивается не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использо­вать, потреблять: «товар — это средство, с помощью кото­рого можно удовлетворить определенную потребность» или «товар — это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому... он автоматически включает все составные элементы, необхо­димые для материального удовлетворения нужд потребите­ля».



Все множество типов и видов товаров может быть упо­рядочено с помощью различных классификационных схем. Прежде всего товары могут быть классифицированы на товары личного пользования и производственного назначения.

Товары личного пользования могут допускать индиви­дуальное, семейное, групповое пользование и классифици­руются в следующие группы:

1.Товары длительного пользования:например, ав­томашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, средства вычислительной техники, электронные игры и др. Это обыч­но наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении (пользовании). Ассортимент (набор) этих товаров по­стоянно растет, что определяется, с одной стороны, новы­ми возможностями научно-технического прогресса, с другой — новыми потребностями людей.

2. Товары краткосрочного пользования.К их числу мож­но отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, про­дукты питания и т. п.

3. Товары особого спроса— товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты.

4. Услуги— действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся не только пошив обуви, ремонт мебели, уборка помещений, размножение информации, доставка товаров, но и качественно новые, например, наем телохранителей, частные детективные услуги.

В целом ассортимент всех типов товаров личного поль­зования обнаруживает постоянную тенденцию к росту, что способствует более полному удовлетворению потребностей различных слоев общества.

Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:

1. Основное оборудование.Оно предназначено для производства основных видов продукции. Например, это токарные, фрезерные, шлифовальные станки, электротехнологическое оборудование, вычислительная техника.

2. Вспомогательное оборудование.К нему могут быть отнесены, например, воздуховоды, трубопроводы, распределительные устройства, лифты, подъемники.

Следует отметить, что границы между основным и вспо­могательным оборудованием зависят от типа производства. На электростанции, например, трансформаторные подстан­ции, распределительные устройства должны быть отнесены к основному оборудованию, а станки для механообработки, необходимые для мелких ремонтных дел, по существу, явля­ются вспомогательным оборудованием.

3. Узлы - и агрегаты.Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и тех­нологической завершенностью. К ним могут быть отнесены коробки передач, блоки шестеренок для преобразования вра­щательного движения, блоки автоматики, дисплеи и т. п.

4. Основные материалы.Это материалы, которые образуют
основную объемную или массовую составляющую долю в выпускаемой продукции (например, мука, древесина, пластмасса).

5. Вспомогательные материалы,необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы и т. п.).

6. Сырье— природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.

7. Производственные услуги— осуществление разнообразных технологических операций, например, гальвани­ческой обработки крупногабаритных деталей или обеззара­живания территорий. Сфера оказания производственных ус­луг за последнее время значительно выросла.

8. Интеллектуальные товары,к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологичес­ких операций, а также программы для ЭВМ, рецептуры и т. д. За последнее время рынок этих товаров выявляет тенденцию к значительному расширению ассортимента.

Как видно, классификационная схема позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Однако и она, как любая другая, все-таки достаточно условна. В частно­сти, персональный компьютер может служить не только как товар личного пользования, но и одновременно служить для производственных целей (сбор производственной или дело­вой информации, ее переработка, использование и т. п.).

Вместе с тем классификация товаров оказывается ис­ключительно полезной, так как она позволяет фирме очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетин­говой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

Большинство распространенных схем классификации то­варов до сих пор не включают многих видов товаров, по­явившихся за последнее время. Так, до сих пор слабо отра­жаются производственные услуги, например, сбор или ана­лиз информации, технологические услуги, программное обес­печение, методики, рецепты и т. п.

В настоящее время в системе международной и внутренней торговли все большее распространение получает другой клас­сификационный подход, основу которого образуют следую­щие классы товаров:

1. Единичный товар.Он рассматривается как первооснова
всех дальнейших товарных форм. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения (например, зубная паста, станок). Связан с самыми ранними стадиями товарного производства.

2. Товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и производственного назначения — парфюмерные наборы, туристское снаряжение, системы машин, установок, агрегатов, действующие в комплексе. Так, только
в США выпускаются 250—300 тыс. основных типов и типоразмеров машин и оборудования, образующих множество взаимосвязанных групп машиностроительной продукции. В товарах-группах конструктивно-технологические изделия
достаточно однородны, но различаются по одному или нескольким, немногим признакам (типоразмеру, режимам работы и т. п.)- Товары-группы характеризует ассортиментный взрыв. Товары объединяются в комплектные поставки для отраслей, предприятий, цехов и т. д.

3. Товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем. Вместе с тем необходимо усилить комплексность проектирования, оказания инжиниринговых услуг. Это достигается поставкой товаров-объектов, в качестве которых выступают металлургические комплексы, нефтеперерабатывающие заводы, морские порты и аэропорты, комплексы туризма и т. п. Однако при этом возникает опасность развития одновременно с этой формой экспорта товаров и экспорта экологической напряженности, усиления монокультуры и интервенции чужой культуры, усиления контроля национальных экономик транснациональными компаниями.

4. Товар-программа. Это преимущественно интеллек­туальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления, робототехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий.
Наблюдается резкое смещение инвестиций в область ранних стадий исследований и разработок. Колоссальные научные и организационные трудности, высокая степень коммерческо­го риска требуют международного сотрудничества. В этой группе товаров исключительно велика доля интеллектуальной составляющей. Доля материально-вещественных вложений в этих товарах обычно составляет 2—10% от общих затрат. В товарах-объектах она может составлять 30—50%, в товарах-партиях — 60—70, в единичных товарах — 80— 90%.

Характерной особенностью, даже законом развития ми­рового рынка является возрастание потока интеллектуаль­ных, наукоемких товаров. За один портфель-компьютер мож­но приобрести два-три состава нефти, за граммы химически чистого вещества получить миллионы долларов.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 139; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.