КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные теории менеджмента
Неоклассические школы управления Классические школы управления Менеджмент (Пестова Татьяна Леонидовна) Исторические аспекты менеджмента [А1] А. Македонский, Сократ, Платон. Оуэн – социалист-утопист, разработал теорию, связанную с социальным управлением предприятия. Период систематизации – период, в течение которого был разработаны все системы управления. Информационный период – использование компьютерной техники. Все рассматриваемые школы относятся к периоду систематизации: · школа научного управления (автор – Тейлор (1856-1915)): Тейлор определил менеджмент как управление производством Принципы организации физического труда: ü установление рабочему научно-обоснованного дневного задания и контроль его выполнения; ü оптимизация приемов и методов выполнения работы на основе анализа и последующего упрощения и исключения лишних движений; ü хронометраж и установление научно-обоснованных норм времени на выполнение работ; ü отбор рабочих на основе научных критериев, их обучение и расстановка на те рабочие места, где они принесут наибольшую пользу; ü разработка точных инструкций каждому рабочему, в которых дается описание оптимальных методов выполнения работ; ü организация обслуживания рабочего места, введение строгого регламента на применение и использование материалов, инструмента и оборудования; ü установление индивидуальной системы оплаты труда, дифференцированной в зависимости от выполнения установленных норм; ü максимально возможное разделение труда в управлении. Принципы организации административной деятельности: ü выделение собственно-управленческой деятельности в особый объект исследования; ü отделение админситративной работы от исполнительской, производственной; ü функциональное разделение труда в управлении; ü установление цели деятельности предприятия в целом и каждого работника; ü организация системы учета и отчетности на предприятии; ü создание планового или распределительного бюро, которое должно устанавливать технологию изготовления продукции и осуществлять контроль над её соблюдением; ü создание штата мастеров, часть из которых должна закрепляться за распределительным бюро, а другая наблюдать за точным выполнением указаний этого бюро. · административная школа управления (автор – Анри Файоль) Принципы управления: ü разделение труда – специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского; ü власть и ответственность – ответственность всегда является следствием власти; ü дисциплина – уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения; ü единоначалие – обеспечивает единство точки зрения, действия и распорядительства, то есть имеет место тенденция к преобладанию; ü единство цели и руководства – предполагает ответственность руководителя за результаты деятельности конкретного подразделения или результата реализации определенной функции управления (специфические функции – горизонтальное разделение труда); ü подчинения частных интересов общим; ü вознаграждение; ü централизация – определяет концентрацию власти или право принятия решения на определенном уровне управления; ü скалярная цепь – цепь начальников от самого высшего до самого низшего уровня, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если тщательное её содержание может нанести вред; ü порядок – всему и каждому свое место и все или каждый на своем месте; ü справедливость; ü стабильность рабочего места для персонала – излишняя текучесть является и причиной и следствием плохого управления (норма – до 20%); ü инициатива – это обдумывание и выполнение плана; ü корпоративный дух – в единстве сила. Файоль рассмотрел операции, которые обязательно должны выполняться во всех организациях, независимо от их размера и отраслевой принадлежности: ü технические; ü коммерческие; ü финансовые; ü страховые; ü учетные; ü административные (общие функции управления): § планирование; § организация; § координация; § мотивация; § контроль.
1) Школы человеческих отношений Мэри Паркер Фалет (1868-1933): · определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц; · выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех сторон; · руководитель должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. Элтон Мейо (1180-1949): Принципы социальной философии: · признание решающего влияния на рост производительности труда нематериальных, а психологических и социальных факторов; · рассмотрение всех проблем производства и управления через призму человеческих отношений; · демократизация управления; · признание важности неформальных межличностных взаимоотношений; · важность взаимоотношений между руководителями и подчиненными; · признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе; · ответственность не перед кем, а за что; · создание на предприятии подлинной общности интересов; · развитие чувства не только индивидуальной, но и совместной ответственности; · делегирование управления; · вовлечение работников в процесс принятия решения и их участия в управлении организацией; · разрешение конфликтов путем компромиссов; · обеспечение горизонтального взаимодействия работников; · обеспечение действия системы взаимных связей и информации, которая должна с одной стороны информировать работников о деятельности и планах организации, а с другой предоставлять руководству информацию о требованиях работников; · использование на ряду с формальными неформальных каналов коммуникации. 2) Бихевиористская школа (школа поведенческих наук) Пирамида потребностей по Маслоу:
1) Количественные школы управления · процессный подход: управление (50-ые) – это не дискретное действие и решение, а скорее непрерывный многоаспектный процесс. В организации выделяют 4 вида различных процессов: ü основные – непосредственно направленные на производство базового продукта; ü вспомогательные (обслуживающие) – непосредственно не связанные с производством, но направленные на обеспечение успешного протекания прочих процессов (учетные, аналитические операции и управленческие процессы); ü венчурные – направленные на производство неосновного продукта организации; ü связующие – объединяющие первые 3 в единое целое и пронизывающие всю организацию; · системный подход (начало 70-х): организация – это система, то есть некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют следующие системы: ü закрытые – имеет жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися и самодостаточными и относительно не зависят от элементов внешней среды; ü открытые – не имеют жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой и, как правило, имеют механизм адаптации к элементам внешней среды; Теория «7S» или теория «Мак-Кинзи» - рассматриваются факторы, которые являются наиболее существенными с точки зрения развития организации: ü стратегия – планы и направления действия, устанавливающие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения целей; ü навыки – отличительные особенности ключевых людей в организации; ü общепризнанные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, который организация доводит до своих членов; ü система – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации; ü структура – внутренняя композиция организации, отражающая её разделения на подразделения, их иерархическую субординацию и разделение власти между ними; ü штат – важные группы кадров, охарактеризованные по определенному признаку; ü стиль – способ, каким руководители управляют организацией. · ситуационный или кейсовый (начало 80-х) – также как и системный скорее является способом мышления, чем набором конкретных действий, предпринята попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными ситуациями с тем, чтобы добиться целей организации наиболее эффективным способом. Осуществлен синтез 2 идей: ü уникальность – каждая ситуация в своем роде неповторима; ü универсальность – существует одно наилучшее решение. Ситуационное воззрение основывается на следующем: ü организационные феномены укладываются в логические структуры; ü в близких по характеру ситуациях руководители действуют схожим образом. 2) Эмпирическая школа управления Теория Томаса Питерса и Роберта Уотермена – «В поисках эффективного управления»: · ориентация на действия достижение успехов – эффективные компании проволочкам (затягиванию) противопоставляют быстроту решений и конкретные действия, они создают целевые творческие коллективы, которые вырабатывают идеи, проверяют их и оперативно реализуют; · лицом к потребителю – эффективные компании проверяют выработанные идеи и на потребителе, учатся у людей, которых обслуживают и почерпнули идеи своих лучших продуктов у потребителей; · самостоятельность и предприимчивость – склонные к нововведениям компании способствуют тому, чтобы было много лидеров и новаторов, они поощряют оправданную степень риска и поддерживают удачное начинание, ориентация на нововведения является доминирующей; · производительность зависит от человека – эффективные компании рассматривают персонал, как главный источник достижений в области качества и производительности, они не одобряют отношений типа «мы и они» и не считают основным источником повышения эффективности капиталовложения; · связь с жизнью, ценностное руководство – эффективные компании исходят из того, что основная философия организации и корпоративная культура играют главную роль в её достижениях; · верность своему делу – шансы на высокую эффективность выглядят гораздо предпочтительнее у компаний, которые разумно придерживаются того дела, которое знают; · простота формы, скромный штат управления – организационная структура в эффективных компаниях отличается простотой и гибким реагированием на изменения во внешней среде, штат управления оптимальный; · свобода и жесткость одновременно - эффективные компании предстают одновременно и централизованными и децентрализованными, с одной стороны они готовы распространять автономию вплоть до цехов и участков, с другой – они являются абсолютными централистами в том, что касается тех немногих ценностей, к которым они привержены.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |