Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление и проверка протоколов




Практическая работа студентов

Бактериальное загрязнение определяют путем изучения микрофлоры смывов, сделанных с рук и поверхностей исследуемых объектов.

Смывы с оборудования и инвентаря производят перед началом работы либо после санитарной обработки в санитарные дни.

Смывы с рук следует производить перед началом работы, после пользования туалетом. Взятие смывов с рук персонала, спецодежды, инвентаря и оборудования производят с помощью стерильных ватных тампонов на стеклянных (лучше металлических) палочках или марлевых салфеточек размером 5 х 5 см, завернутых в бумажные пакеты.

Непосредственно перед взятием смыва увлажняют тампон или салфетку стерильной 0,1 %-ной пептонной водой или физиологическим раствором, предварительно разлитым по 2 мл в стерильные пробирки. Салфетки при этом захватывают прокаленным пинцетом. После взятия смыва тампон или салфетку помещают в ту же пробирку, из которой проводили увлажнение. При контроле жирных поверхностей пользуются сухими тампонами или салфетками.

Смывы с крупного оборудования и инвентаря берут с поверхности в 100 см2 в разных местах исследуемого предмета. Для ограничения поверхности используют шаблон (трафарет) площадью 25 см2.

При взятии смывов с рук протирают тампоном ладони обеих рук, проводя не менее 5 раз по одной ладони и пальцам, затем протирают участки между пальцами, ногти и под ногтями.

При взятии смывов с санитарной одежды протирают 4 площадки по 25 см2: нижнюю часть каждого рукава и две площадки с верхней и передней части спецовки.

Смывы исследуют на обнаружение бактерий группы кишечной палочки и определение наличия стафилококков.

 

Задание 1. Ознакомиться с порядком выполнения работы

Материалом для посева при исследовании смывов является смывная жидкость, используемая для увлажнения тампона или марлевой салфетки.

1. Определение общего числа микробов.

К 2 мл изотонического раствора хлорида натрия, используемого для увлажнения тампона, прибавить еще 8 мл.

Тампон тщательно отмыть, с стеклянными бусами, встряхивают в течение 10 мин. Полученное исходное разведение 1: 10 внести в чашки Петри по 1 мл, залить расплавленным, и остуженным до 45 °С мясо-пептонным агаром.

Чашки Петри поместить в термостат, где поддерживается температура 37 °С, на 48 ч.

По истечении этого времени подсчитывают количество выросших колоний.

2. Выявление стафилококков.

Для этого производят посев непосредственно тампоном на чашки с молочно-солевым агаром. Если смывы делают марлевыми салфетками, то посев на плотные питательные среды удобнее осуществлять нанесением на поверхность среды в количестве 0,1 мл смывной жидкости, которую затем тщательно растирают шпателем по всей поверхности агара.

В качестве среды накопления для стафилококков применяют питательный бульон с 6,5,%. хлорида натрия, разлитый по 5 мл в пробирки, куда помещают оставшуюся смывную жидкость.

3. Выявление наличия бактерий кишечной группы. Для этого посев произвести в среду накопления, для чего тампон, которым производили ранее посев на молочно-солевой агар (или марлевую салфетку), погрузить в среду Кесслера, разлитую в пробирки по 5— 10 мл.

Дальнейший ход исследования на обнаружение стафилококков и бактерий группы кишечных палочек производят, как указано в п. 1.

Бактерии группы кишечной палочки и коагулазоположительных стафилококков должны отсутствовать в смывах с контролируемых объектов.

 

Задание 2. Ознакомиться с проведением анализа воздуха.

Чашки Петри с питательными средами оставить открытыми в местах отбора проб в течение 5—10 мин.

Затем чашки закрыть и поместить в термостат при температуре 37 °С на 24 ч. После этого чашки выдерживать при комнатной температуре 1 сут.

О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших на поверхности чашек Петри колоний.

1. Определение общего количества бактерий в молоке.

Готовят специальные разведения для посевов следующим образом. Для получения разведения 1: 10 отбирают стерильной пипеткой 1 мл молока или молочных продуктов и вносят их в 9 мл стерильного физиологического раствора. Из первого разведения 1:10 аналогично готовят последующие— 1: 100 и т. д. Для приготовления каждого разведения берут новую стерильную пипетку. При посеве на чашки Петри посевной материал вносят от большего разведения к меньшему.

От каждого разведения делают посев на 2—3 чашки Петри по 1 мл разведения. Затем в чашки Петри налить по 12—15 мл расплавленного и остуженного до 45 °С мясо-пептонного агара. При посеве и заливке агаром крышку чашки Петри быстро приподнимают и опускают, чтобы чашка не оказалась открытой.

После заливки агара содержимое чашки Петри тщательно перемешать, вращая и покачивая, чтобы равномерно распределить посевной материал. После застывания агара чашки Петри перевертывают крышками вниз и ставят в термостат, в котором установлена температура 37 °С, на 48 ч.

Подсчитать количество выросших колоний в каждой чашке, поместив ее вверх дном (без крышки) на темном фоне, пользуясь лупой. Для подсчета общего количества бактерий в 1 мл или 1 г образца число колоний, выросших на каждой чашке, умножить на соответствующее разведение. Полученные результаты по отдельным чашкам сложить, разделить на количество подсчитанных чашек и рассчитать среднее арифметическое.

2. Определение бактерий кишечной группы в пищевых продуктах на примере молока.

Степень обсеменения продуктов бактериями кишечной группы, или коли-титр, означает наименьшее количество продукта, выраженное в г или мл, в котором обнаружены бактерии группы кишечной палочки.

Подготовить разведения молока и молочных продуктов по методике, описанной выше. По 1 мл от каждого разведения засеять в пробирки со средой Кесслера и пробирки поместить в термостат при температуре 43 °С на 18—24 ч.

Пробирки с посевами просмотреть и установить коли-титр по описанной выше методике.

Продукт считается незагрязненным кишечной палочкой при отсутствии помутнения и образования газа в среде

Задание 3. Ознакомиться с проведением анализа водопроводной воды.

Отбор проб. Для отбора проб воды используют стерильные флаконы вместимостью 0,5 л с притертой каучуковой или корковой пробкой, покрытой бумажным колпачком.

Пробы водопроводной воды отбирают в нескольких точках водопроводной сети: ближайших к насосной станции, наиболее удаленных от нее, в тупиках, а также в точках, где качество воды вызывает сомнение. Кран, из которого отбирают воду для анализа, тщательно протирают тампоном, смоченным спиртом, и обжигают. После стерилизации кран открывают до отказа и спускают воду 10—15 мин. Бумажный колпачок вместе с пробкой снимают с флакона непосредственно перед отбором пробы. Объем отбираемой пробы 500 мл. После отбора проб флаконы закрывают пробками.

Пробы хлорированной воды в количестве 500 мл отбирают во флаконы с дехлоратором. Во флакон, предназначенный для отбора воды, до стерилизации вносят 10 мг серноватистокислого натрия.

Из открытых водоемов отбирают пробы воды с глубины 10—15 см от поверхности и на расстоянии 10—15 см от дна. Если водоем покрыт льдом, то пробы отбирают из проруби с глубины 10—15 см от нижней поверхности льда. Для отбора глубинных проб применяют батометры.

В тех случаях, когда возникает необходимость исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов, пробы воды отбирают в количестве 1—2 л.

Отобранные пробы воды должны сопровождаться документом, в котором указывают наименование источника, дату и час, цель исследования, фамилию лица, производившего отбор проб.

Санитарно-бактериологический анализ проб воды должен быть проведен не позднее 2 ч с момента взятия. В тех случаях, когда это требование не может быть выполнено, допускается проведение анализа воды не позднее чем через 6 ч после отбора проб воды при условии хранения их при 1—5°С.

Исследование воды проводят по двум микробиологическим показателям: определение микробного числа воды и количества бактерий группы кишечных палочек в воде (коли-титр и коли-индекс).

Определение микробного числа. Из каждой пробы воды производят посев не менее двух различных объемов, выбранных с таким расчетом, чтобы на чашках со средой выросло от 30 до 300 колоний. Пробу воды тщательно перемешивают, осторожно продувая воздух через стерильную пипетку с ватой.

При исследовании водопроводной воды стерильной пипеткой отбирают по 1 мл неразведенной пробы и вносят в две параллельные чашки Петри с расплавленным и охлажденным до 45—50°С МПА. Быстро перемешивают, осторожно наклоняя или вращая чашки по поверхности стола, избегая при этом смачивания их крышек и боковых стенок. На крышках чашек восковым карандашом указывают номер или название пробы, разведение, дату посева. После застывания агара, чашки с посевами крышками вниз помещают в термостат и культивируют при ЗГС в течение 24—48 ч.


 

 

Лабораторная работа №8-9

Тема: Микробиология молока и молочных продуктов

Цель: Овладеть методиками лабораторного исследования молока и молочных продуктов. Научиться определять в молоке посторонние примеси.

Материалы и приборы: штатив с бюреткой для титрования, пипетки, колбы, 1% раствор фенолфталеина, 0,1N раствор едкого натра или едкого калия, стаканы химические, мерные цилиндры.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.