Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие в чековом аукционе

3. Покупка акций чековых инвестиционных фондов (их было создано 640 штук, собрали они свыше 60 млн. приватизационных чеков).

4. Продажа чека (приблизительно четверть выданных чеков)

На момент завершения ваучерного этапа (к 8 июля 1994 г.) в России было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общепита, 76,4% предприятий обслуживания населения.

Ваучерный механизм, изначально признававшийся неэффективным, популистским, помимо всего прочего, дал импульс развитию в России англо-американской модели капитализма - с множеством мелких собственников и доминированием менеджеров, с финансовыми спекуляциями, пирамидами, захватами контрольных пакетов акций и т.д. Таким образом, ваучеризация закладывала основу для дальнейшего передела собственности, причем без решения вопроса о процедуре первоначального наделения собственности, а значит и без создания механизма, который обеспечивал бы легитимность этого процесса.

На втором этапе приватизации - денежном (1995-1996 гг.) в качестве главных действующих лиц выступили финансовые институты, преимущественно коммерческие банки. Их активное участие в залоговых, денежных, специализированных аукционах, в инвестиционных и коммерческих конкурсах, в операциях с ценными бумагами придали преобразованиям собственности преимущественно спекулятивный характер. Лишь немногие крупные финансовые структуры могли позволить себе стать хозяином реальной собственности с неизбежными инвестиционными вложениями и значительно более низкой нормой прибыли. Экономика страны сконцентрировалась в финансовом секторе, поведение хозяйствующих субъектов определялось ренто-игровыми мотивами. Прибыльность передела собственности оставляла мало шансов на использование ее по назначению.

С 1997 года Россия переходит к третьему этапу приватизации - по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление государственной собственностью и отказом от рассмотрения приватизации как средства пополнения доходов госбюджета (см. данные Таблицы 1). Новая стратегия предусматривает обязательную реструктуризацию, финансовое оздоровление предприятия, переход к индивидуальному подходу с предпродажным циклом (раскрытие информации об объекте приватизации, отсроченная продажа акций, передача в доверительное управление и т.п.).

Действия государства как собственника в настоящее время определяются как нацеленность на достижение эффективности и прибыльности функционирования имеющегося у него имущества.

Для достижения этой цели предусмотрен целый ряд мероприятий.

Во-первых, предполагается приватизировать большую часть государственных унитарных предприятий, - из 11 тысяч находящихся в государственной собственности ГУПов должно остаться 1-1,5 тысяч наиболее значимых для осуществления функций государства (социальных и оборонных). Достичь намеченной цели предполагается в течение трех лет, т.е. приватизируя по 3 тыс. ГУПов ежегодно. Расширены способы реализации предприятий. Так, крупные предприятия, стоимость которых превышает 5 млн. МРОТ, должны приватизироваться на аукционе, спецаукционе или через производные ценные бумаги продаваться на внешнем рынке. Остальные предприятия, менее крупные и менее ликвидные, приватизируются через коммерческий конкурс, продажу производных ценных бумаг, биржевую продажу, публичное предложение и продажу при отсутствии конкурса. Последние два способа являются новыми и предусматривают при публичном предложении установление некой начальной цены и периода времени, когда эта цена может снижаться (но не ниже 1/2 от первоначальной). Если и при таких условиях покупатель не находится, то используется продажа при отсутствии конкуренции, - цена не указывается вообще и предприятие передается тому, кто предложит большую сумму. Льгот трудовому коллективу уже не предусматривается, поскольку опыт предшествующих этапов показал, что ими пользуются в итоге менеджеры и сторонние инвесторы, покупая предприятие вне конкурса и по пониженной цене.

Во-вторых, для оптимизации структуры своей собственности государство намерено освободиться от 2500 пакетов акций в акционерных обществах из 3500 имеющихся на данный момент. При этом преследуются две задачи: достижение структурного эффекта и финансового результата, а также - формирование твердого собственника там, где пакеты акций плохо распределены.

В-третьих, намечается массовый аудит государственных предприятий и завершение составления реестра государственной собственности. В 2001 году около тысячи государственных унитарных предприятий были подвергнуты проверке, по итогам которой решался вопрос - ликвидировать данное предприятие, приватизировать, или оставить в государственной собственности с определением масштабов отчисления прибыли в бюджет.

В-четвертых, прорабатываются вопросы преобразований естественных монополий и частной собственности на землю.

В целом, государственная политика по управлению и преобразованию собственности постепенно утрачивает политическую окраску и решает проблемы с позиции экономической эффективности. Достигнутое соотношение между государственным и приватизированным секторами - 30:70 признается вполне приемлемым и к массовой приватизации, как было в 1993-1994 гг., когда подавалось по 19 тыс. заявок на приватизацию ежегодно, уже возврат невозможен (например, в 1999 году было подано всего 749 заявок).

Особенности российского процесса приватизации:

1. Директивность в принятии решений о приватизации. Госкомимущество в приказном порядке определяло сроки и механизмы приватизации для предприятий.

2. Приоритетность только одной формы собственности - частной, нацеленность на быстрейшее разрушение системы государственной собственности.

3. Доминирование социально-политических целей над экономическими, - критерии экономической эффективности в процессе приватизации не учитывались.

4. Крайне неравномерное распределение собственности в процессе приватизации, обусловившее отсутствие среднего класса..

5. Форсированное развитие фондового рынка и массовый выброс акций приватизируемых предприятий. В результате акции имели низкую котировку, не способствовали протеканию инвестиционного процесса, использовались для спекуляций и передела собственности.

 

Последствия:

- сокращение поля государственного контроля и регулирования национального хозяйства;

- замена монополизма советского образца монополизмом корпоративным;

- экономическая стагнация, разрыв хозяйственных связей;

- подрыв основных источников инвестиций (сбережений населения, банковского кредитования, внутренних накоплений предприятий);

- отсутствие эффективного собственника; предпринимательская активность направляется преимущественно в спекулятивную сферу;

- спекулятивный характер переделов собственности;

- массовое перепрофилирование предприятий, стагнация и разрушение некоторых отраслей;

- вытеснение конкурентных отношений в экономике распределительными;

- растущее отчуждение работников от собственности, снижение их социальной защищенности;

- снижение ВНП и уровня жизни населения;

- коррупция, развитие теневой экономики;

- негативное отношение к собственникам со стороны широких слоев населения.

Данные последствия обусловлены особенностями приватизационного процесса в России и методами ее проведения.

 

 

Тема 4/1. Формы общественного производства

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Рынок как элемент товарного производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.