Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки и ценообразование на предприятии




ИЗ УМП

Равновесие фирмы в долгосрочный период.

Издержки производства в краткосрочный период деятельности.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Издержки производства в краткосрочный период деятельности.

Издержки и ценообразование на предприятии.

В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ

Затраты производственных факторов (ресурсов), используе­мые для производственной и реализационной деятельности в денежной форме, есть издержки. Следовательно, издержки - это все материальные, природные, энергетические, информацион­ные, трудовые и прочие затраты, выраженные в денежной фор­ме. От размера издержек во многом зависит реализационная це­на, так как в ее основе лежат затраты ресурсов.

Издержки начали исследовать еще классики политиче­ской экономии: А. Смит ввел понятие «абсолютные издерж­ки», а Д. Рикардо - «сравнительные издержки». Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на производство единицы продукции на среднем предприятии.

Существенный вклад в изучение издержек внес К. Маркс. По Марксу, «издержки производства - это то, что стоит товар капиталисту, а именно сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы.

Неоклассическая концепция рассматривает издержки как сумму затрат на приобретение факторов производства, т.е. как денежную оценку затрат физических и духовных способ­ностей предпринимателя. Понятие издержек рассматривается применительно к предприятию (фирме).

Издержки с позиции социально-экономических отноше­ний делятся на издержки общества и издержки фирмы.

К издержкам общества относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости продукции.

Издержки фирмы - денежные затраты на потребленные в производстве и реализации ресурсы (средства производства и

заработная плата).

Следовательно, издержки фирмы состоят из издержек производства и издержек реализации (обращения) или ком­мерческих издержек.

Издержки производства - это денежное выражение за­трат на производство продукции.

В России в 90-х гг. XX столетия издержки производства промышленной продукции были выше, чем в США, в 2,7 раза, Японии - 2,8, Франции, Германии, Италии - 2,3, Велико­британии - 2 раза.

Издержки обращения (реализации) - денежное выраже­ние затрат на реализацию продукции.

Издержки обращения делятся на два вида:

дополнительные издержки обращения - это денежное выражение затрат, связанных с продолжением процесса про­изводства в сфере обращения (торговли). Это расходы на транспортировку, содержание складских помещении, хране­ние, сортировку и упаковку продукции. Они увеличивают це­ну реализуемой продукции;

чистые издержки обращения - это денежное выражение за­трат, связанных с расходами на выплату заработной платы про­давцам, кассирам, административно-управленческого персоналу в торговле, на рекламу. На долю чистых издержек в современ­ных условиях приходится до 70% всех издержек обращения.

В Западной экономической литературе издержки в сфере обращения получили название «трансакционные издержки». Это понятие в научный оборот ввел американский экономист Р. Коуз.

Д. Нот выделил издержки:

- связанные с поиском информации о рынках и условиях движения товаров и услуг;

- на определение условий и оформление сделок;

 

- на выявление качества товаров, затрат на разработку стандартов, на охрану фирменных знаков;

- на защиту правового режима с помощью юридических систем;

- потери из-за необдуманного поведения на рынке. В рыночной экономике все издержки фирмы рассматри­вают как альтернативные издержки.

Альтернативные издержки - это одни и те же издержки, оцениваемые с точки зрения выгоды на производстве различ­ных товаров и услуг. При этом выявляется недополученная полезность или упущенная возможность от этих издержек при альтернативном их использовании.

На экономическом языке это означает, что те издержки, или расходы на производство товара, от которых мы отказы­ваемся, есть альтернативные (вмененные) издержки.

Вмененные издержки - издержки, от которых следует от­казаться, чтобы получить другой товар.

Идея альтернативных издержек принадлежит австрий­скому ученому Ф. Визеру, который критиковал затратную

концепцию Маркса.

С точки зрения экономиста и бухгалтера разделяют

издержки фирмы:

• на экономические;

• бухгалтерские.

Экономические издержки - это альтернативные издержки в форме явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек.

Явные (внешние) - это выплаты фирмы (предприятия) из сво­его кармана. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. К ним относятся расходы на заработную плату рабочих и служащих, на сырье, материалы, транспортные услуги, от­числения на соцстрахование, амортизация и т.д. В российской действительности они образуют себестоимость продукции.

Неявные (внутренние или вмененные) - это альтернатив­ные издержки, связанные с использованием ресурсов, при­надлежащих владельцам фирмы. Однако эти издержки фир­ма, выплачивает не из своего кармана. Они являются издерж­ками на собственные ресурсы фирмы, по объему они равны денежным платежам, которые могли быть получены за ис­пользование собственных ресурсов. Их называют вмененны­ми или издержками упущенных возможностей. Это может быть доход предпринимателя от использования собственного труда в своей фирме; арендная плата, которую могла полу­чить фирма от сдачи имущества в аренду; ссудный процент от предоставления собственных денег; земельная рента от пре­доставления земли и т. д.

В бухгалтерском отчете неявные издержки не отражаются. Бухгалтерские издержки - это денежные расходы на про­изводство и реализацию продукции. Они отражаются на бух­галтерских счетах. Бухгалтерские издержки состоят только из явных (внешних) издержек, т. е. это выплаты фирмы из сво­его кармана.

В бухгалтерской и статистической отчетности эти из­держки выступают в виде себестоимости продукции.

Явные издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки - это издержки, непосредственно свя­занные с объемом выпускаемой продукции. Они изменяются при расширении или сокращении производства. К ним отно­сятся расходы на найм рабочей силы, на закупку сырья, опла­ту электрической и тепловой энергии и т. д.

Косвенные издержки - это издержки, которые остаются неизменными при любом объеме производства. Это наклад­ные расходы, арендные платежи, оплата труда предпринима­теля, отчисления на соцстрахование и др.

С развитием предпринимательства и рынка в России понятие «себестоимость» должно уступить понятию «эко­номические издержки». В российской действительности предпринимательская прибыль, получаемая после реализации товаров и услуг, не входит в себестоимость продукции. В этом отличие себестоимости от экономических издержек.

Себестоимость - это бухгалтерские издержки, по размеру она соответствует средним издержкам. В российской практике себестоимость - денежное выражение издержек производства и реализации продукции. В ней учитываются все материальные и трудовые затраты в денежной форме. Определение себестоимо­сти необходимо для того, чтобы знать окупаемость затрат фирмы на производство и реализацию продукции. В ней находит отра­жение уровень технической оснащенности фирмы, уровень ор­ганизации производства, качество продукции, рациональные ме­тоды управления и т.д. Она является основой любой цены.

Себестоимость складывается из следующих элементов затрат (структура себестоимости):

• материальные затраты (стоимость сырья, энергии и т.д.);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды (Госстрах, пенси­онный фонд, обязательное медицинское страхование и т.д.);

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты (налоги, отчисления во внебюджетные фонды, плата за аренду и т. д.);

• расходы по управлению и обслуживанию производства.

В совокупности все эти расходы образуют производст­венную себестоимость. Если к ней прибавить коммерческие расходы (расходы по сбыту продукции), расходы по подго­товке кадров, на содержание административно-управленческого персонала, транспортные расходы, то полу­чится полная себестоимость продукции.

По признаку участия в производственном процессе раз­личают «основные» и «накладные» расходы.

Основные расходы - это затраты, связанные непосредст­венно с изготовлением продукции (стоимость сырья, мате­риалов, топлива, заработная плата и т. д.).

Накладные расходы - это затраты, связанные с обслужи­ванием процесса производства и управления. К ним относятся общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие затраты.

Общехозяйственные расходы - затраты на содержание аппарата управления фирмы с начислениями, износ инвентаря фирмы общего назначения, амортизация основных фондов фирмы, расходы на командировки, почтовые расходы, расхо­ды на подготовку кадров, налоги, сборы и другие платежи фирмы.

Общепроизводственные расходы - это затраты на содер­жание аппарата управления подразделений фирмы (цеха, от­дела, бригады) с начислениями, износ инвентаря подразделе­ний, амортизация основных фондов цехов, бригад и т.д.

Коммерческие расходы - это затраты, связанные со сбы­том продукции (упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой, рекламой и т.д.).

По методу отнесения затрат на себестоимость продукции бывают прямые и косвенные расходы:

прямые - затраты, израсходованные на сырье, материалы, топливо, заработную плату рабочих с отчислениями и т.д.;

• косвенные - затраты, связанные с содержанием и экс­плуатацией оборудования, а также общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. Они распреде­ляются на себестоимость продукции пропорционально основ­ной заработной плате рабочих.

Важнейшим условием повышения эффективности произ­водства является снижение себестоимости продукции. Глав­ными факторами снижения себестоимости являются: повы­шение технического уровня производства, улучшение органи­зации производства, повышение производительности труда, экономия в расходовании производственных ресурсов.

Существует два подхода к определению цены: марксист­ский и рыночный.

Согласно марксистскому подходу цена - денежное выраже­ние стоимости товара. Причем стоимость определяется затрата­ми труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара.

В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров.

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость,и ценность (полезность) товара. Последняя определя­ется законом спроса и предложения (цена = стоимость + цен­ность, или полезность).

Рыночная цена выполняет следующие функции:

. информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

. стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.;

. распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

. учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

. балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением.

По степени свободы цены бывают:

. :жестко фиксированные (твердые цены). Они назнача­ются органами ценообразования;

. регулируемые. Такие цены регулируются государством,

прежде всего их верхний предел;

. рыночные - свободные от вмешательства государства;

. сопоставимые - это цены различных лет;

. расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

. прейскурантные - это указатели цен;

. прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством;

договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены, назначенные ко­миссией или аукционом.

 

Умп+++2. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

Анализируются следующие показатели деятельности предпри­ятия в краткосрочном периоде:

• общий, средний и предельный продукт;

• общие, средние и предельные издержки производства;

• совокупный, средний и предельный доход;

• максимизация прибыли.

Для наглядности изложения темы предлагаем условный при­мер. Производство осуществляется с использованием фиксиро­ванного (капитал) и переменного (труд) факторов (табл. 1).

Таблица 1

Количество единиц фиксированного фактора производства (К) Количество единиц переменного фактора производства (L) Общий продукт, произведенный за определенное время (ТР) Предельный продукт МР=∆ТР/ L∆ Средний продукт АР=ТР/ L
          -
Рис.2

1 2 3 4 5 6 7 L

Рис. 3


ТР (единиц) Q (единиц продукции на единицу труда)

На рис. 2 и 3 приведены кривые зависимости общего ТР, сред­него АР и предельного МР продуктов от L.

Очертание кривой ТР на рис. 2 (вогнутость переходит в вы­пуклость) отражает действие закона убывающей отдачи: при уве­личении переменного фактора наступает момент, когда величина

предельного продукта уменьшается; максимальный угол наклона прямой в точке б означает mах АР. Из рис. 3 видно, что:

- кривые АР и МР исходят из одной точки, так как при бес­конечно малом приросте аргумента L значения средней и пре­дельной величин равны;

- сначала кривая МР растет быстрее кривой АР (например,
чтобы увеличивалась величина среднего продукта, очередной ра­бочий должен к общему продукту прибавить продукт, величина которого превышает средний);

- до тех пор, пока кривая МР выше (ниже) кривой АР, вели­чина среднего продукта будет расти (уменьшаться);

- величина общего продукта ТР = П1 + П2 +...+ П N

где П12, …,П N — продукт, произведенный 1, 2,..., N рабочими; N — число рабочих.

Геометрически величина ТР равна площади фигуры, ограни­ченной сверху кривой МР. В то же время ТР = АР*L.



(единиц продукции наединицу труда)

Существует еще одна группа показателей издержек – средние издержки, которые свидетельствуют о типичных затратах на производство единицы продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции. AFC определяются отношением постоянных издержек TFC и объема выпуска Q:

AFC = TFC/Q

График AFC представляет собой гиперболу, асимптотически приближающуюся к осям абсцисс и ординат, поскольку одна и та же величина постоянных издержек делится на всевозрастающий объем производства. Поэтому при увеличении объема производства AFC снижаются. Это явление называют распределением накладных расходов. Для фирмы это служит мощным стимулом увеличения производства.

Средние переменные издержки (AVC) характеризуют затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции. AVC определяются отношением переменных издержек TVC и объема производства Q:

AVC = TVC/Q

Кривая AVC сначала убывает, а затем, достигая минимума, начинает возрастать. Это следствие действия закона убывающей отдачи факторов производства.

Средние общие издержки (ATC) характеризуют затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. ATC определяется отношением валовых издержек TC и объема выпуска Q: ATC = TC/Q.

Так как TC = TFC + TVC, то ATC = AFC + AVC.

Кривая ATC в целом будет P ATC

повторять движение кривой AVC.

Однако вертикальное расстояние AVC

между двумя кривыми будет

уменьшаться по мере роста выпуска AFC

продукции. Это объясняется

неуклонным снижением средних Q

постоянных издержек.

Величина средних общих издержек представляет большой интерес для производителя. Ведь, сравнивая его с ценой единицы выпускаемой продукции, он может оценить свою прибыль от каждого выпущенного товара.

В классификации издержек важное место принадлежит категории предельных издержек. Предельные издержки (МС) представляют собой изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции:

МС = ∆ТС/ Q.

Поскольку в краткосрочном периоде наблюдается эффект убывания предельной отдачи, предельные издержки сначала падают, а затем возрастают. Графически кривая предельных издержек зеркально отображает кривую предельного продукта.

Для предпринимателя значение предельных издержек служит очень важным индикатором при выборе наиболее выгодного объема производства. Ведь они показывают величину затрат, которые фирма понесет, если увеличит выработку на единицу, или, наоборот, от которых будет избавлена, если откажется от выпуска этой единицы.

 

Связь предельных, средних переменных Р МС

и средних общих издержек показана на рисунке. АТС

Кривая МС пересекает кривые AVC и ATC AVC

в точках, соответствующих минимальному

значению этих величин.

 

 

Q

Объем производства, соответствующий минимальным средним совокупным издержкам, называется точкой технологического оптимума. Он достигается, когда пропорция переменного и постоянного ресурса оптимальна с технической точки зрения.

Соответственно видам издержек фирмы выделяют следующие виды дохода:

Валовой доход (TR) – это денежная сумма, поступающая от продажи определенного количества товаров. Он равен цене товара, умноженной на количество товара:

TR = PQ.

Средний доход (AR) – выручка от продажи единицы товара, то есть цена.

AR = TR/Q.

Предельный доход (MR) – это приращение дохода за счет увеличения произведенной и проданной продукции.

MR = TR/ Q

Для решения задач рекомендуется использовать таблицу 2.

Таблица 2

Обозначение видов затрат и выручки Затраты, выручка Виды затрат и выручки Формулы
T - общие C - затраты TC,TVC,TFC TC=TVC+TFC
V - переменные   VC VC=TC-FC
F -постоянные   FC Q=0,TC=FC
A - средние   AC,AVC,AFC AC=TC/Q
AVC=VC/Q
AFC=FC/Q
M - предельные   MC MC=∆TC/∆Q
T - общая R - выручка TR TR=Q*P
M - предельная   MR MR=∆TR/∆Q
A - средняя   AR AR=TR/Q

 

Пример решения задачи:

Условие. В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от количества производимой продукции.

Выпуск в единицу времени, Q, шт. Общие затраты, TC, руб.
   

 

Рассчитать постоянные, переменные, предельные, средние общие, средние постоянные, средние переменные.

Решение. Для решения этой задачи воспользуемся вышеприведенными формулами, а результаты решения внесем в таблицу. При этом будем учитывать, что:

1. при нулевом выпуске продукции переменные затраты отсутствуют и, следовательно, общие затраты равны постоянным;

2. предельные затраты являются приростными, поэтому их следует относить к середине интервала между двумя соседними значениями объема производства (при построении графика МС следует поступать аналогично).

Выпуск, Q, шт Затраты общие, TC, руб Затраты постоянные, FC, руб. Затраты переменные, VC, руб. Затраты предельные, MC, руб. Средние общие затраты, AC, руб. Средние постоянные затраты, AFC, руб. Средние переменные затраты, AVC, руб
      - - - - 33,33 - 66,66

 

+3. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Себестоимость продукции, ее структура.

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов можно увеличить или уменьшить. Предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Естественно, что при увеличении масштаба производства объем выпуска (а значит, и валовые издержки) растет. Однако характер увеличения масштаба производства может быть различен. Возможны три ситуации:

1) объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов;

2) объем производства растет в той же степени, что и количество ресурсов;

3) объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов.

Это различие в соотношении роста выпуска и ресурсов получило название эффекта масштаба.

Эффект масштаба – соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов.

Возможны следующие варианты эффекта масштаба:

1) Если при увеличении потребления ресурсов в n раз увеличение выпуска происходит больше, чем в n раз, то говорят о возрастающей отдаче от масштаба, или положительный эффект масштаба (экономия на масштабах производства).

2) Если при увеличении потребления ресурсов в n раз в таком же отношении возрастает объем выпуска, то это есть постоянная отдача от масштаба, или отсутствие эффекта масштаба.

3) Если при увеличении использования факторов в n раз выпуск увеличивается меньше, чем в n раз, то возникает убывающая отдача от масштаба, или отрицательный эффект масштаба (дезэкономия на масштабах производства).

В долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. Если для каждого объема выпуска применялась комбинация ресурсов, обладающая наименьшей стоимостью, то в долгосрочном периоде кривая средних издержек будет являть собой совокупность точек, характеризующих минимальные значения для каждого объема производства издержки (кривая LRAC). Форма и направленность этой кривой могут быть разными, так как динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.

Кривая LRAC позволяет продемонстрировать, что для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер предприятия, что определяется как технологией, так и рыночной ситуацией. Например, в металлургической, авиационной, судостроительной индустрии рационально строить крупномасштабные предприятия, поскольку именно они позволяют максимально понизить средние долгосрочные издержки и в полной мере использовать эффект масштаба. Вовсе не обязательно предприятие-гигант будет всегда эффективнее малого или среднего. В таких отраслях, как парикмахерское дело, конкурентными преимуществами будут обладать малые предприятия. В данной сфере положительный эффект масштаба исчерпывается очень быстро и дальнейшее увеличение размеров предприятия приведет только к росту средних издержек.

В долгосрочном периоде сохраняется тот же характер взаимосвязи средних и предельных издержек, что и в краткосрочном.

В долгосрочном периоде при заданном объеме производства предприятие минимизирует издержки в случае достижения рав­новесия в применении вводимых факторов производства, когда любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции. Этим обусловлены действия предприятия при изменении относительных цен ресурсов.

Изменение объема производства предприятия в долгосрочном периоде наглядно отражено на рис. 4 в виде кривой сред­них издержек.
Средние издержки

В точках А, В, С ордината равна средним идержкам при оптимальном соотношении K и L в

С(с)'

случае определенного объема производства. Линия, соединяющая эти точки, есть кривая средних издержек в дол­госрочном периоде.

q(с)q(b)
Рис. 4
Выпуск продукции

Снижение кривой LАC от О до q (а) и ее дальнейшее повышение объясняется "эффектом экономии на масштабах'': сначала средние издержки уменьшаются за счет специализации производства, разделения труда, повышения производительности труда, но в какой-то мо­мент расширение производства ведет к дополнительным расхо­дам на управление и организацию производства.

В точке т объем производства q (т) недостижим при малых издержках. В точке п объем производства q (n) достижим при больших издержках.

Рассмотрим взаимосвязь кривых средних издержек в крат­косрочном и долгосрочном периодах.

В точке С имеем минимум затрат С (с) при объеме производ­ства q (с). Для перемещения С в В необходимо увеличить вели­чину капитала К, следовательно, требуется время, в течение которого предприятие может функционировать так же, как в краткосрочном периоде, и при тех же факторах увеличивать объем производства до величины q (d), т.е. производство будет эффективным. Если предприятие рискнет и увеличит величи­ну капитала, то сначала q (d) сократится до q (b), а С (d) увели­чится до С (b), но затем в следующем краткосрочном периоде объем производства увеличится до q (е) и одновременно снизят­ся издержки до С (е). ­

Величина упущенной выгоды (вмененных издержек) опреде­ляется следующим образом: q(t)- q(d)*(C(d)-C(t)).

Точка А соответствует глобальному минимуму, т.е. дальней­шее расширение производства никогда не приведет к снижению издержек.

Основными показателями эффективности работы предприятия являются:

1.Общий показатель

Эффективность производства = Результат производства / Затраты.

2. Рентабельность производства:

R= (P-C)*Q *100%
K aв

где Р — цена производства; С — себестоимость единицы продук­ции; Q — объем продукции; Кав — авансированный капитал.

Кроме общей рентабельности производства важно определять и учитывать на практике показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоотдача и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.