КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Социометрия
6.1 Социометрия как инструмент формирования социальных групп. 6.2 Формирование макроотношений в коллективе. 6.3 Методы подсчета в социометрии. Социометрия — это достаточно распространенная методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия», «Экспериментальный метод в науке об обществе». В своих работах Дж. Морено высоко оценил произведения К. Маркса, касающиеся исследования экономических и политических отношений. А также подверг его критике за то, что он, по мнению Морено, исследовал лишь внешние обстоятельства жизни людей, каковыми и являются указанные общественные отношения, проигнорировав при этом «внутреннюю структуру общества, т.е. взаимосвязь психических отношений между людьми. По утверждению Морено, Маркс исследовал жизнедеятельность больших социальных групп, главным образом классов — буржуазии, пролетариата и др., и «не питал особого почтения к индивидууму и малым социальным группам». Морено постоянно указывал на экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Эту ее особенность он подчеркнул и в названии своей книги. Социометрия определяется им как «математическое изучение психологических свойств населения» математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ. При этом, исследуя межличностные психологические отношения чаще всего в малых группах (производственных коллективах, узких группах политических элит и т.д.), он прибегает к использованию рядя понятий из области естествознания: «атом», «молекула», «математическая матрица», «заряд», «энергия» и других, наполняя их психологическим содержанием. Одним из основных понятий социометрии является «социометрическая матрица» - воспроизведение микроструктуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий. Указывается и на «макроструктуру» коллектива, под которой подразумеваются «внешние» по отношению к их сознанию взаимоотношения членов данного коллектива. Их Морено называет макроотношениями, которые он свел к «чисто пространственным группировкам людей», образующимся в процессе их деятельности — производственной, политической и т.д. Обращается внимание на то, что между микро- и макроструктурой коллектива могут существовать отношения соответствия и несоответствия. В связи с этим возникает задача нахождения вариантов их наиболее полного соответствия, чтобы создать условия оптимального функционирования данного коллектива. Но прежде надо гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Применяются разные способы решения этой задачи; «исследовательская процедура, изучающая организацию группы; диагностирующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и политическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометрическая процедура» — синтез предыдущих операций. Утопичность замысла Морено найти путем социометрического экспериментального анализа способы достижения гармонии в разного рода коллективах вплоть до общества в целом определяется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содержания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых коллективов (малых и больших) поможет выработать научные представления об их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.
Тема 7.Структурно-функциональный анализ 7.1 Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода к изучению общества. 7.2 Теория Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах. 7.3 «Теория среднего уровня» Р.Мертона. Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ—по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Сорокина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя общественные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А, Рапопорта и У.Р. Эшби. В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функционирования любого общественного явления и процесса являются действия людей. Для понимания содержания и социального значения того или иного общественного явления и процесса, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность. Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной стороны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой - регулируются определенными социальными нормами и ценностями, на которые они ориентируются; люди объединяются на основе общих интересов и ценностных ориентации, а также доверия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ потребностей и интересов субъектов социальной деятельности (личностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они руководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении. По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда происходит в определенных «структурных рамках» — малых и больших — и в той или иной степени социально организована. Результатом этого является функционирование определенных социальных институтов и организаций. Т. Парсонс следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существования любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) возможность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей функционирования данной системы; 3) интегративная функция системы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохранение социальной системы посредством усвоения всеми ее элементами «норм системы». Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельности соответствующих социальных институтов - экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как «динамическое ядро социальной системы». Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы. По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт можно представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей. Подчеркивается, что институты и роли сохраняются, в то время как индивиды приходят и уходят. Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоянии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и практически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы общежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения» людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного общества. В своих более поздних трудах — «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных обществ» (1971) - Парсонс пытается обосновать с помощью разработанного им метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования обще- ства является его духовная культура, признавая большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем. Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализа является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разработанная им «теория среднего уровня». Р. Мертон внес существенный вклад в разработку теории функционирования общественных явлений, анализ их функций и дисфункций, т.е. отклонений, вредных для существования этих явлений. Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада интереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко используется в изучении явлений общественной жизни.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |