Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социометрия




6.1 Социометрия как инструмент формирования социальных групп.

6.2 Формирование макроотношений в коллективе.

6.3 Методы подсчета в социометрии.

Социометрия — это достаточно распространенная методология социологического исследования эко­номических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Суть и содержание соци­ометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим назва­нием «Социометрия», «Экспериментальный метод в науке об обще­стве». В своих работах Дж. Морено высоко оценил произведения К. Маркса, касающиеся исследования экономических и политичес­ких отношений. А также подверг его критике за то, что он, по мнению Морено, исследовал лишь внешние обстоятельства жиз­ни людей, каковыми и являются указанные общественные отноше­ния, проигнорировав при этом «внутреннюю структуру общества, т.е. взаимосвязь психических отношений между людьми. По утверждению Морено, Маркс исследовал жиз­недеятельность больших социальных групп, главным образом клас­сов — буржуазии, пролетариата и др., и «не питал особого почтения к индивидууму и малым социальным группам».

Морено постоянно указывал на экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Эту ее особенность он подчеркнул и в названии своей книги. Социометрия определяется им как «математическое изучение психологических свойств населения» математическое измерение этих свойств, систематизация получен­ных данных и их количественный анализ. При этом, исследуя межличностные психологические отношения чаще всего в малых группах (производственных коллективах, узких группах полити­ческих элит и т.д.), он прибегает к использованию рядя понятий из области естествознания: «атом», «молекула», «математическая матрица», «заряд», «энергия» и других, наполняя их психологи­ческим содержанием. Одним из основных понятий социометрии является «социометрическая матрица» - воспроизведение микро­структуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий.

Указывается и на «макроструктуру» коллектива, под которой подразумеваются «внешние» по отношению к их сознанию взаи­моотношения членов данного коллектива. Их Морено называет макроотношениями, которые он свел к «чисто пространственным группировкам людей», образующимся в процессе их деятельнос­ти — производственной, политической и т.д.

Обращается внимание на то, что между микро- и макрострук­турой коллектива могут существовать отношения соответствия и несоответствия. В связи с этим возникает задача нахождения ва­риантов их наиболее полного соответствия, чтобы создать усло­вия оптимального функционирования данного коллектива. Но прежде надо гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Применяются разные способы решения этой задачи; «исследова­тельская процедура, изучающая организацию группы; диагности­рующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и по­литическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометри­ческая процедура» — синтез предыдущих операций. Утопичность замысла Морено найти путем социометрическо­го экспериментального анализа способы достижения гармонии в разного рода коллективах вплоть до общества в целом определя­ется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содер­жания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых кол­лективов (малых и больших) поможет выработать научные пред­ставления об их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.

 

Тема 7.Структурно-функциональный анализ

7.1 Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода к изучению общества.

7.2 Теория Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах.

7.3 «Теория среднего уровня» Р.Мертона.

Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ—по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало ко­торому положили труды О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Соро­кина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современ­ные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя обще­ственные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А, Рапопорта и У.Р. Эшби.

В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функ­ционирования любого общественного явления и процесса явля­ются действия людей. Для понимания содержания и соци­ального значения того или иного общественного явления и процес­са, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность.

Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной сторо­ны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой - регулируются определенными социальными нормами и ценнос­тями, на которые они ориентируются; люди объединяются на ос­нове общих интересов и ценностных ориентации, а также дове­рия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ по­требностей и интересов субъектов социальной деятельности (лич­ностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они ру­ководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.

По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда про­исходит в определенных «структурных рамках» — малых и боль­ших — и в той или иной степени социально организована. Резуль­татом этого является функционирование определенных соци­альных институтов и организаций. Т. Парсонс следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существо­вания любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) воз­можность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей фун­кционирования данной системы; 3) интегративная функция сис­темы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохране­ние социальной системы посредством усвоения всеми ее элемен­тами «норм системы».

Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельно­сти соответствующих социальных институтов - экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как «динамическое ядро со­циальной системы». Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.

По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт мож­но представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей. Подчеркивается, что институты и роли сохраняются, в то вре­мя как индивиды приходят и уходят.

Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоя­нии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и прак­тически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы об­щежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения» людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного об­щества.

В своих более поздних трудах — «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных об­ществ» (1971) - Парсонс пытается обосновать с помощью разра­ботанного им метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования обще-

ства является его духовная культура, признавая большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.

Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализа является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разра­ботанная им «теория среднего уровня». Р. Мертон внес суще­ственный вклад в разработку теории функционирования обще­ственных явлений, анализ их функций и дисфункций, т.е. откло­нений, вредных для существования этих явлений.

Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада ин­тереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко использует­ся в изучении явлений общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.