Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и история изучения инфекционных болезней


Заразные болезни занимают важнейшее место среди всех заболеваний животных. Их классифицируют следующим образом:

 

Заразные болезни

Инфекционные Инвазионные (паразитарные)

Вирозы Гельминтозы

Бактериозы (включая риккетси- Протозоозы

озы, хламидиозьи, микоплазмозы)

Микозы и микотоксикозы Арахно-энтомозы

 

В курсе эпизоотологии изучают инфекционные болезни, главные общие особенности которых — это наличие специфического причинного агента (возбудителя), способность передаваться от одного животного другому и широкое (массовое) распространение. В силу перечисленных особенностей инфекционные болезни представляют собой группу наиболее опасных заболеваний, а проблема инфекционной патологии остается весьма сложной в биологическом, экономическом и социальном аспектах.

В целом учение об инфекционных болезнях — это специальное направление ветеринарии, базирующееся на знании многих дисциплин, ведущее место среди которых принадлежит эпизоотологии.

Эпидемии и эпизоотии преследуют человечество с тех пор, как люди одомашнили первые виды животных, то есть практически с древнейших времен. Сведения о массовых заболеваниях людей и животных встречаются в древнеегипетских папирусах, клинописи Вавилона и Ассирии, Библии и других источниках.

Человек с очень древних времен пытался разобраться в причинах массовых болезней. На протяжении тысячелетий эти причины трактовали по-разному. Лишь философы Древней Греции и Рима пытались на основе материалистической системы знаний того периода разобраться в сущности природных явлений. Демокрит (IV - V до н э ) — греческий философ и врач высказал мнение о том, что болезни вызываются крохотными невидимыми организмами. В это же время знаменитый врач Гиппок­рат (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) описал ряд болезней, теперь известных как Инфекционные, и создал первую эпидемиологическую теорию о миазмах. Историк Фукидид (ок. 460—400 до н.э.) также придер­живался теории, сходной с демокритовой. Позднее в Древнем Риме эту теорию развивал философ Тит Лукреций Кар (96—55 до н.э.) и поэт Вергилий (70—19 до н.э.).

В период Средневековья бытовая культура и гигиена оказались на более низком уровне по сравнению с временами античности, инфекционные болезни получили широчайшее (панзоотическое) распространение, а материалистические идеи греков и римлян бы­ли почти забыты. Очень долго массовые болезни объясняли Божь­ей карой или происками дьявола. Однако уже в это время учитыва­ли фактор заразности больных, признавали необходимость их изоля­ции или изоляции от них (достаточно вспомнить книгу Д. Боккаччо «Декамерон»), отмечали способность не заболевать длительное время или пожизненно после переболевания (иммунитет), необхо­димость уничтожения заразной одежды, трупов, вещей и построек (дезинфекция сжиганием) и т. д. В частности, итальянский ученый, поэт и врач Д. Фракасторо (1478—1553) в своей книге «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» (1546 г.) писал о том, что зара­за (контагий) — это материальное начало, и впервые использовал термин «инфекция». По его мнению заражение происходит тремя путями: через соприкосновение, через предметы и на расстоянии при участии мельчайших, невидимых контагий.



С появлением оптических инструментов начался новый этап в раз­витии науки. В Голландии в 1590 г. братьями Г. и 3. Янсенами впер­вые был сконструирован микроскоп, правда, невысокого разрешения. Микроскоп Л. Левенгука (1632—1723) уже давал увеличение до 300 раз, что позволило ученому впервые увидеть живой микромир. Резуль­таты своих исследований Левенгук опубликовал в 1695 г. в знаме­нитой книге «Тайны природы..., открытые Левенгуком». К. Лин­ней (1707—1778) из-за отсутствия достаточных данных о микроор­ганизмах в своей классификации отнес их к червям под родом «хаос». В 1796 г. английский врач Э. Дженнер (1749—1823) впервые вакцинировал людей против оспы путем их заражения суспензией из оспенного детрита (коровьей оспой), а русский врач Д.С. Самойлович (1744—1805), изучая иммунитет, доказал, в частности (экспе­риментально заразив себя), что чума вызывается особым возбуди­телем, находящимся в «чумных бубонах». Таким образом, накапли­вались реальные знания о природе массовых заразных болезней, что в итоге способствовало качественному скачку в науке.

До середины XIX в. эпизоотология и эпидемиология (учения об инфекционных болезнях животных и людей) были неразделимы. Подлинный прорыв в проблеме изучения инфекционных заболеваний людей и животных и их разделение на две самостоятельные ветви — гуманитарную и ветеринарную — принесла вторая поло­вина XIX в. — начало XX в. Это было время зарождения и развития микробиологии и иммунологии, связанные, в частности, с именами Пастера и Коха. В 1861 г. Луи Пастер (1822—1895) экспериментально объяснил причины гниения и брожения жизнедеятельностью микро­организмов, позднее он же разработал методы аттенуации (прируче­ния) микроорганизмов, получения вакцины и способы прививок против бешенства, сибирской язвы и других болезней. Французы по­читают этого ученого наравне с Наполеоном. Вскоре появились рабо­ты еще одного корифея науки Роберта Коха (1843—1910) — немецкого ученого, разработавшего методы выделения и искусственного выра­щивания бактерий и обосновавшего знаменитую триаду Генле—Коха, постулирующую следующее: возбудитель находится в организме при заболевании, его можно выделить в чистом виде на питательных сре­дах и воспроизвести болезнь, заражая выделенным возбудителем опытное животное. Пастеру и Коху удалось выделить возбудителей си­бирской язвы, других опасных инфекций и изучить их свойства, что утвердило идею о микробном происхождении инфекционных болез­ней. В 1892 г. русский ботаник Д.И. Ивановский (1864—1920) устано­вил новый вид возбудителей, проходящих через бактериальные фильтры, не видимых в микроскоп и не растущих на питательных средах: ученый открыл первый из вирусов — возбудителя табачной мозаики. Открытие послужило фундаментом для вирусологии как науки. Другой великий русский ученый И.И. Мечников (1845—1916) разработал фагоцитарную (клеточную) теорию иммунитета, а его немецкий коллега П. Эрлих (1854—1915) сформулировал гумораль­ную (антительную) теорию иммунитета. За свои открытия оба уче­ных получили в 1908 г. Нобелевскую премию.

Благодаря другим многочисленным открытиям (в основном уче­ных Франции, Германии и России), наука обогатилась учением об инфекции и иммунитете, и были выделены возбудители большинства известных сейчас инфекционных болезней, изучены клинические признаки последних, патогенез, разработаны методы диагностики и созданы первые специфические препараты для борьбы с ними. К тому времени было установлено, что некоторые болезни являют­ся общими для животных и человека.

Первые ветеринарные школы как профессиональные учебные и исследовательские учреждения возникли на Западе в середи­не XVII в. в Альфоре и Лионе (Франция). В дальнейшем под влия­нием французских традиций ветеринарные школы и колледжи стали создавать на американском континенте (в Канаде и США) и в других странах Европы.

В России в период 1802—1806 гг. были открыты ветеринарные кафедры в Московском, Юрьевском (Тартусском), Харьковском, Казанском и Вильнюсском университетах. В России первый учеб­ник по эпизоотологии под названием «Эпизоотологические болез­ни или скотские падежи» опубликовал в 1836 г. профессор П.И. Лу­кин (1790—1838). В 1846 г. профессор В.И. Всеволодов (1790-1863) написал солидное руководство по эпизоотологии «Опыт учения о по­вальных и заразительных болезнях животных». Затем появились руко­водства И.И. Равича (1822—1875) и А.А. Раевского (1848—1916), в кото­рых авторы предприняли попытку изложить основы эпизоотологии.

В знаменитой книге Гутиры и Марека «Частная патология и те­рапия домашних животных», вышедшей в свет первым изданием в 1905 г., приведено подробное описание на 1000 страницах бо­лее 100 инфекционных болезней животных.

Россия всегда были в авангарде исследова­ний по эпизоотологии и инфекционным болезням (табл. 1), в частнос­ти таким, как чума крупного рогатого скота, рожа свиней, сибирская язва, сап, инфекционная анемия лошадей, туберкулез, бруцеллез и др. Особый вклад в развитие эпизоотологии внес академик С.Н. Вышелесский (1874—1958). В 1923 г. он создал в ГИЭВ (ВИЭВ) отдел по борьбе с сапом, где работал (1923—1931) над решением и других проблем, а в 1934—1958 гг. заведовал кафедрой эпизоотологии Московской ветеринарной академии. Его исследования касались сапа, туберкулеза, бруцеллеза, инфекционного энцефаломиелита лошадей, сибирской язвы, ящура, повального воспаления легких крупного рогатого скота. Громадный научный багаж и широчай­шая эрудиция сделали С.Н. Вышелесского одним из основоположни­ков и главой отечественной эпизоотологической школы. Радея за раз­витие высшего ветеринарного образования, он выступил инициато­ром издания в СССР переводных учебных руководств, в частности учебника по эпизоотологии М. Климмера (1930 г.), а в 1935 г. вмес­те с Э.Я. Мазелем и С.Н. Муромцевым С.Н. Вышелесский выпус­тил первый в нашей стране учебник «Частная эпизоотология». Его ученик М.С. Ганнушкин (1893—1969) в 1940 г. издал учебное посо­бие «Общая эпизоотология». Последующие поколения студентов нашей страны пользовались учебниками, написанными группой ведущих отечественных эпизоотологов под руководством заведую­щих кафедрой эпизоотологии МВА профессоров РФ. Сосова и сме­нившего его А.А. Конопаткина.

Благодаря успехам исследований по эпизоотологии такие особо опасные болезни, как: чума и контагиозная плевропневмония К.РС, сап, инфекционный энцефаломиелит и эпизоотический лимфангит лошадей, инфекционная плевропневмония коз и другие — были ликвидированы в нашей стране. Многие заболевания также близки к ликвидации, однако в инфекционной патологии животных изуче­но далеко не все. Появляются и новые болезни, например прионные инфекции. В целом развитие эпизоотологии продолжается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет, задачи и методы эпизоотологии как науки | Охрана людей от болезней, общих для человека и животных

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.