Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Социально-биологические основы физической культуры




Социально-биологические основы физической культуры

Лекция № 2.

Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры - это комплекс медико-биологических, гуманитарных и социальных знаний, в первую очередь по ана­томии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагоги­ке, психологии, куль­турологии, социологии, медицине, на достиже­ниях которых базиру­ется теория и методика физического воспита­ния и спортивной тре­нировки.

Организм человека - это единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в посто­янном взаимодействии с изменяющимися условиями окружаю­щей среды и обладающая способностью саморегуляции и само­развития, а именно, способностью к самообучению, воспри­ятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные системы организма - это группы орга­нов, обеспечивающие протекающие в них согласованные про­цессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровенос­ная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная (железы внутренней секреции), сен­сорная (органы чувств), половая и иммунная система. Они осу­ществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.

Нервная система - одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию всех протекающих в организме че­ловека процессов и взаимосвязь организма и внешней среды.

Основные функции нервной системы:

1) восприятие действующих на организм как внутренних,
так и внешних раздражителей;

2)проведение и обработка воспринимаемой информации;

3)формирование ответных и приспособительных реакций.

Нервная система делиться на центральную нервную систе­му (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относиться головной и спинной мозг. К периферической -нервные волокна, нервы, со­единяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека. Нервная система условно де­литься на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; веге­тативная обеспечивает и регулирует протекание процессов об­мена веществ и работу внутренних органов и систем.

Особую роль в ЦНС играет кора больших полушарий го­ловного мозга. Именно она формирует деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой. По И.П. Павлову, кора является распорядителем и рас­пределителем всех функций и всей деятельности организма. Кора - это вместилище всей нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств.

Деятельность коры больших полушарий носит название высшей нервной деятельности (ВНД).

Важными показателями ВНД являются:

1) сила нервных процессов -характеризуют настойчивость, смелость, активность, целеустремленность;

2)уравновешенность нервных процессов - характеризует ус­тойчивость настроения, сдержанность характера, особенность по­ ведения в коллективе, семье, взаимоотношения с товарищами;

3)подвижность нервных процессов - характеризует быстроту освоения двигательных навыков, быстроту переключения с одного вида деятельности на другой, приспособляемость к но­вым условиям жизни, способность быстро проанализировать ошибки и внести коррективы в программу двигательных дейст­вий в конкретной изменяющейся окружающей внешней обста­новке.

Экспериментальные данные и наблюдения показывают, что в процессе занятий спортивными упражнениями и особенно в процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается их уравновешенность. Фи­зические упражнения могут исправлять врожденные особенно­сти нервной деятельности, изменять их в желаемом направле­нии и в этом заключается одна из важнейших сторон социаль­ного и биологического значения физического воспитания и спорта.

Часть своих функций ЦНС осуществляет через систему ор­ганов внутренней секреции, эндокринные железы, вырабаты­вающие и выделяющие в кровь гормоны, которые в свою оче­редь являются важными регуляторами деятельности функцио­нальных систем.

Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, содержания глюкозы в крови и т.п.). Это постоянство физико-химических и биологи­ческих свойств внутренней среды не является абсолютным, а носит относительный и динамический характер. Оно регулиру­ется с помощью совокупности сложных приспособительных ре­акций организма, направленных на устранение или максималь­ное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих его.

Саморегуляция и самосовершенствование организма реа­лизуются главным образом через совершенствование в орга­низме механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, производства, быта. Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обусловливают эффективность саморегуляции и самосовершен­ствования организма.

Адаптация - процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования. Различают несколько видов адаптации. Специфическая адаптация - совокупность изме­нений в организме, обеспечивающих постоянство его внутрен­ней среды. Общая адаптация - совокупность изменений, приво­дящих к мобилизации энергетических и пластических (образо­вание белка) ресурсов организма. Срочная адаптация - измене­ния, которые развиваются непосредственно во время воздейст­вия какого-либо фактора (например, физической нагрузки) за счет имеющихся в организме человека функциональных воз­можностей. Долговременная адаптация - развитие структурных и функциональных возможностей организма в результате мно­гократного повторения срочных адаптационных процессов. Адаптивные реакции, направленные на устранение или ослаб­ление функциональных сдвигов в организме, вызванных неаде­кватными факторами среды, называют компенсаторными меха­низмами.

Компенсаторные механизмы - это динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспече­ния жизнедеятельности организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепен­но затухают по мере развития адаптационного процесса. На­пример, под воздействием холода усиливаются процессы про­изводства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов (особенно кожи) уменьшается теплоотдача.

Компенсаторные механизмы служат составной частью ре­зервных сил организма. Обладая высокой эффективностью для развития устойчивых форм адаптационного процесса, они мо­гут достаточно долго поддерживать относительно стабильный гомеостазис.

Гипоксия (кислородное голодание) - пониженное содержа­ние кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови, при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наиболь­шее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Отражает эффективность взаимодействия дыхательной, сердечно­сосудистой и кровеносной систем. Величина МПК определяет функциональное состояние этих систем и характеризует сте­пень тренированности организма к длительным физическим на­грузкам.

Рефлекс - реакция организма на раздражение, поступаю­щее из внутренней и внешней среды, осуществляемая посредст­вом центральной нервной системы. Биологическая сущность рефлекса заключается в приспособлении организма к этим из­менениям. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.

Экологические факторы - показатели окружающей чело­века внешней среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.