Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великобритания в 80-е гг. ХХ в.— начале XXI в





1. Политика тэтчеризма и ее корректировка Дж. Мэйджором.

2. «Новый лейборизм» Т. Блэра и Г. Брауна.

В 1979 г. премьер-министром Великобритании стала М. Тэтчер, чье правительство перешло к проведению неолиберальныхных реформ, получивших название политики тэтчеризма. Сущность тэтчеризма заключалась в сокращении госрегулирования, поощрении частной инициативы, внедрении в повседневную жизнь британцев принципа «опоры на собственные силы».

Главными направлениями тэтчеризма в экономике стали: приватизация государственных предприятий; сокращение налогов на предпринимателей; борьба с инфляцией путем сокращения социальных расходов; ликвидация ограничений предпринимательской деятельности; государственная поддержка мелкого и среднего бизнеса.

В социальной сфере правительство Тэтчер первоначально главный упор сделало на сокращение социальных расходов. Оно ограничило рост зарплат, сократило размер пособий и уменьшило число их получателей. С середины 80-х годов на первое место в социальной политике вышла политика «народного капитализма». Суть этой политики заключалась в том, чтобы превратить наемных рабочих в мелких собственников. Инструментами политики «народного капитализма» стали продажа муниципального жилья в собственность жильцов, продажа акций приватизируемых компаний лицам со средними доходами и рабочим этих предприятий, помощь государства наемным рабочим по открытию собственного бизнеса.

Политика неоконсервативных реформ поначалу вызвала сильное недовольство британцев. Профсоюзы попытались путем забастовок заставить правительство изменить курс. В ответ Тэтчер обвинила профсоюзы в том, что они тормозят модернизацию экономики, от которой выиграют все британцы. В 1980 и 1982 годах правительство Тэтчер приняло два закона, которые ограничили возможности проведения забастовок, усилили наказания за участие в стачках и запретили профсоюзам принуждать рабочих вступать в профсоюз. В 1983 г. Тэтчер подавила забастовку печатников и заставила их профсоюз выплатить крупный штраф. Пиком борьбы между правительством и профсоюзами стала забастовка шахтеров в 1984—1985 годах, вызванная решением правительства закрыть нерентабельные шахты. Тэтчер отказалась пойти на уступки шахтерам и убедила британцев в том, что закрытие шахт выгодно для экономики страны. Шахтеры не получили поддержки населения и проиграли борьбу с правительством. Эта твердость Тэтчер в борьбе за проведение своей политики закрепила за ней прозвище «железной леди».

Политика М. Тэтчер имела успех. После спада 1980-1983 гг., вызванного началом реформ, в 1983 г. начался экономический подъем, который длился до 1990 г. В это время Великобритания развивалась быстрее других стран Западной Европы. В 80-е годы инфляция сократилась в 3 раза, снизился уровень безработицы, доходы населения выросли на 30 % (средняя зарплата составила 900 ф. ст.), 1/3 англичан стали владельцами акций.



Однако в конце 80-х годов в Великобритании стала расти инфляция. Стремясь снизить ее, Тэтчер в 1990 г. ввела подушный налог на всех британцев старше 18 лет. Это вызвало широкое недовольство населения, а популярность Тэтчер резко упала. Одновременно внутри Консервативной партии усилилось недовольство осторожной политикой Тэтчер в вопросах европейской интеграции. Почувствовав изменение ситуации, Тэтчер в 1990 г. ушла в отставку с поста премьер-министра.

Новым главой правительства стал консерватор Дж. Мейджор, ранее занимавший пост министра финансов в кабинете Тэтчер. Он продолжил политику тэтчеризма, но при этом отменил подушный налог и активизировал участие Великобритании в интеграционном процессе. В годы правления Мейджора страна развивалась динамично, а в 1997 г. ее экономика находилась в самом лучшем положении за все послевоенные годы.

Несмотря на это, на выборах в мае 1997 г. победу одержали лейбористы во главе с Т. Блэром. Причины их победы заключались в следующем:

1) политика тэтчеризма привела к резким разрывам в доходах британцев, к упадку ряда старых промышленных центров, к превращению части населения в маргиналов;

2) британцы устали от однообразной политики консерваторов;

3) молодой и энергичный Блэр был симпатичнее британцам, чем пожилой и замкнутый Мейджор .

4)лейбористы выдвинули программу, основанную на установках новой партийной доктрины, получившей название «новый лейборизм»..Партия высказалась против государственного вмешательства в экономические процессы и против повышения социальных расходов, ведущего к обострению социально-экономических проблем. Роль государства ЛПВ видела в том, чтобы осуществлять «социальные инвестиции» в виде развития образования и профессиональной подготовки, предоставляя людям возможность повысить уровень доходов и изменить социальный статус. Социальная помощь должна предоставляться только лицам, остро в ней нуждающимся, но и в этом случае пособия должны стимулировать получателей к проявлению активности для решения проблем.

Т. Блэр практически не изменил экономическую стратегию правительства по сравнению с политикой консервативного правительства Дж. Мэйджора. Ориентирами по-прежнему оставалось приоритетное развитие частного сектора, минимальное государственное вмешательство в экономические процессы, всемерное поощрение предпринимательской активности, модернизация организационно-технологической базы производства.

Прикрываясь интересами экономического развития, лейбористы продолжили снижение прямых налогов при одновременном расширении налоговой базы за счет сокращения налоговых льгот. Лейбористы также сохранили систему налогового стимулирования сбережений населения для финансирования инвестиций. В итоге в Великобритании установился один из наиболее низких уровней прямого налогообложения среди развитых стран мира. Но неизбежным следствием такой налоговой политики стало неуклонное повышение косвенных налогов, что сказалось на динамике роста доходов рядовых британцев.

Тем не менее, реальные доходы населения выросли благодаря финансовой политике лейбористов, нацеленной на борьбу с инфляцией и дефицитом государственного бюджета. Государственные расходы сосредоточились на развитии социальной инфраструктуры: образовании, профессиональном обучении, создании рабочих мест для молодежи, здравоохранении. В 1999 г. были приняты программы по защите детства, решению проблемы материнства несовершеннолетних, борьбы с наркоманией. Одновременно для борьбы с безработицей правительство Т. Блэра продолжило курс консерваторов на создание «гибкого» рынка рабочей силы.

Сдержанность в социальной политике лейбористы постарались компенсировать при помощи конституционных реформ, В 1997 году они разрешило Шотландии иметь свой парламент, в 1998 г. согласились с восстановлением парламента в Ольстере, провели реформу Палаты лордов.

Курс правительства Блэра получил широкую поддержку британцев, что позволило лейбористам вновь победить на выборах 2001 г. и 2007 гг. Но череда коррупционных скандалов и просчеты во внешней политике привели к снижению популярности Т. Блэра. Одновременно в партии усилились оппозиционные Т. Блэру группировки.

Уход Т. Блэра в 2007 г. с поста лидера партии и переход руководства к Г. Брауну мало повлияли на отношение населения к лейбористам. Неспособность правительства быстро справиться с начавшимся в 2008 г. экономическим кризисом привела к поражению ЛПВ на выборах 2010 г. Неудача вызвала вопрос о дальнейшей стратегии лейбористов. Возглавивший партию в сентябре 2010 г. Э. Милибэнд подверг критике политику «третьего пути» и заявил о необходимости вернуться к традиционным ценностям партии.

Франция в годы Временного режима и IV Республики

1. Франция в первые послевоенные годы. Действия Временного правительства по стабилизации ситуации в стране.

2. Социально-экономическое и политическое развитие в годы IV Республики.

3. Кризис и крах режима IV Республики.

Осенью 1944 г. Франция была освобождена от оккупантов. Власть в стране перешла в руки Временного правительства с участием всех партий Сопротивления. Главой правительства до января 1946 г. был Ш. де Голль. В первые послевоенные годы страна оказалась в тяжелом положении. Промышленное производство составляло только 38% довоенного уровня, сельскохозяйственного – 60%, финансовая система страны была полностью подорванной. На международной арене Франция потеряла роль великой державы.

Произошли серьезные изменения в расстановке политических сил. Резко усилился авторитет левых партий (ФКП и СФИО), существенно ослабли позиции довоенных правых партий, на ведущие роли в правом лагере вышли новые партии (МРП и голлистская РПФ).

Для преодоления экономических проблем Временное правительство усилило государственное регулирование. В 1944-1946 гг. были национализированы главные банки страны, угольная, газовая, энергетическая промышленность, автомобильные заводы «Рено». В 1946 г. было введено программирование экономики. В социальной сфере правительство значительно повысило социальные расходы и расширило систему социального страхования.

В 1945 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которое в 1946 г. приняло новую конституцию, установившую во Франции 4-ю Республику. По конституции главным органом государственной власти стал двухпалатный парламент, но реальная власть принадлежала нижней палате, которая принимала законы и контролировала деятельность правительства. Президент избирался парламентом и имел представительские функции. Конституция установила равенство мужчин и женщин, гарантировала населению широкий набор не только политических, но и социальных прав (на труд, на отдых, на образование и др.).

Период 4-й Республики во Франции охватывает 1946-1958 годы. В это время страна сделала шаг вперед в своем экономическом развитии, благодаря политике госрегулирования и американской помощи по плану Маршалла. В 1948 г. промышленность достигла довоенного уровня, а в 1957 г. превысила его в 2 раза. В 50-е годы в экономике произошли важные изменения: были созданы новейшие отрасли (нефтехимия, электроника и др.), увеличилось число и роль крупных предприятий, французский частный капитал переориентировался с финансовых операций на инвестирование в промышленность. В то же время в 50-е годы в экономике сохранялись проблемы: высокая инфляция, вызванная постоянным ростом социальных расходов; медленное техническое обновление производства; медленное развитие сельского хозяйства, которое за 50-е гг. годы выросло только на 15%.

Главной политической проблемой страны в годы 4-й Республики стала проблема политической стабильности. Для эффективного функционирования парламентской республики необходимо, чтобы в парламенте более половины мест принадлежало одной партии или прочной партийной коалиции. Однако во Франции ни одна из партий не могла получить более 50% мест в парламенте, а создать мощную партийную коалицию не удавалось.

После первых парламентских выборов 1946 г. была сформирована коалиция в составе ФКП, СФИО и МРП. Но практически сразу внутри нее появились серьезные разногласия между коммунистами и их партнерами по вопросам внутренней и внешней политики. В 1947 г. после вывода коммунистов из состава правительства коалиция распалась. В 1947-1951 гг. страной правила коалиция «третья сила» (СФИО, Партия радикалов, МРП), в 1951-1955 гг. – правоцентристская коалиция (МРП, Партия радикалов, Партия независимых республиканцев), в 1956-1958 гг. – коалиция Республиканский фронт (СФИО, Партия радикалов и ряд мелких партий). Все эти коалиции не имели прочного большинства в парламенте и раздирались внутренними противоречиями, что привело к частым сменам правительств. Всего за годы 4-й Республики в стране сменился 21 кабинет.

Попытки укрепить политическую стабильность в виде изменения избирательной системы (1951 г.) и конституционной реформы (1954 г.) успеха не имели. Реальной возможностью укрепить стабильность власти являлось создание коалиции с участием двух главных партий страны — ФКП или РПФ. Но лидеры других партий видели в ФКП проводника советского влияния, а также отказывались от союза с голлистами из-за их требования пересмотреть конституцию в сторону усиления власти президента.

Проблема политической стабильности резко обострилась в середине 50-х годов в связи с распадом французской колониальной империи. В 1954 г. Франция предоставила независимость Вьетнаму, Лаосу и Камбодже, в 1956 г. – Тунису и Марокко. Но при этом французские власти с 1954 г. упорно боролись с освободительным движением в Алжире, где проживало около 1 млн. французов. Война в Алжире привела к большим расходам, и власти Франции начали думать о предоставлении Алжиру независимости. Тогда французские поселенцы в Алжире в мае 1958 г. подняли мятеж и, угрожая высадиться во Франции, потребовали создать «сильное правительство» во главе с Ш. де Голлем. Де Голль согласился возглавить правительство только при условии пересмотра конституции и добился от лидеров главных партий страны принятия этого условия. 1 июня 1958 г. де Голль стал премьер-министром и сразу же распустил парламент. 4-я Республика перестала существовать.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2733; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.