Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Признаки монополистической конкуренции

План

Тема 5. Монополистическая конкуренция

Вопрос 6. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация – это установление разных цен на благо для разных групп покупателей. ЦД возможна в условиях, когда:

а) покупатели не могут перепродавать купленные блага.

б) продавец может разделить покупателей на группы.

Различают три степени ценовой дискриминации.

ЦД первой степени: каждая единица блага продается каждому покупателю по той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить; встречается весьма редко, т.к. для ее осуществления монополист должен четко представлять, какой должна быть максимальная цена.

ЦД второй степени: установление различных цен в зависимости от объема продаж. Для большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену: ценовые скидки, дисконтные карты.

ЦД третьей степени – это продажа товаров по разным ценам разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, поэтому монополист может увеличивать цены, на «дешевом» - высокоэластичен, поэтому увеличить выручку можно за счет продажи по низким ценам.

Разная плата за гостиничные услуги иностранцев и отечественных посетителей, различные цены в ресторанах в дневное и вечернее время, льготные билеты студентам, повышенная стипендия, скидки в оплате за обучение.

Задача монополиста – исключить возможность перепродажи дешевых благ на «дорогом» рынке.

 

 

Цели изучения темы:

- узнать условия возникновения и особенности функционирования рынков монополистической конкуренции;

- исследовать процесс принятия решений отдельной фирмой в области цен и объема выпуска;

- сравнить равновесие при монополистической и совершенной конкуренции;

- выяснить значение и факторы неценовой конкуренции, оценить роль рекламы.

 

1. Признаки монополистической конкуренции

2. Характеристика рынка монополистической конкуренции

3. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

 

Рекомендуемая литература

1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.

2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.

3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.

 

Признаками монополистической конкуренции являются:

- большое число фирм;

- каждая фирма обладает небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;

- производимый продукт отличается по качеству, условиям до и послепродажного обслуживания

- фирма самостоятельно определяет цены политику, не учитывая реакцию конкурентов.

- отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Однако из-за дифференциации продукта и привычкам покупателей к определенной фирменной марке, новая фирма должна как-то привлечь к себе покупателей продукции уже действующих на рынке фирм.

- неценовая конкуренция ведется по техническим характеристикам товара, его качеству, услугам и условиям продажи.

- каждая фирма может испытать снижение спроса на свою продукцию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Эффективность чистой монополии | Вопрос 3. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.