Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Интернализация внешних эффектов

План

1. Сущность внешних эффектов

2. Отрицательные и положительные внешние эффекты и их последствия

3. Интернализация внешних эффектов

4. Теорема Коуза

5. Использование теории внешних эффектов в экономической практике

6. Киотский протокол

Рекомендуемая литература

1. Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

Вопрос 1. Сущность внешних эффектов

В ходе производства и реализации произведенного товара производители несут издержки и получают экономическую выгоду. Потребителю также необходимо произвести некоторые затраты, чтобы извлечь полезность. В условиях рынка все издержки и выгоды от производства и потребления блага воплощаются в цене товара. Однако это условие выполняется не всегда. Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются ни продавцами, ни покупателями блага. Они могут нести издержки или получать выгоду, но рыночная цена блага этого не отражает. В таком случае цена не способна передавать достоверную информацию о товаре, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.

В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х годов ХХ века и получила название внешних эффектов или нерыночных взаимозависимостей.

Внешние эффект (экстерналии, эффект перелива ) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не отражены в ценах и проявляются в результате производства или потребления благ. Их основные черты:

1) сказываются на благосостоянии третьих лиц;

2) создание или потребление данных эффектов не оплачивается.

В теории внешних эффектов различают:

Частные издержки (РС) – это издержки производства блага, которые включаются в рыночную цену.

Внешние издержки (ЕС) – это затраты третьих лиц.

Общественные (социальные) издержки (SC) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. SC = РС + ЕС

Частная выгода (РВ) – это полезность для потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) – это полезность для третьих лиц.

Общественная выгода (SB) - совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага. SB = РВ + ЕВ

Вопрос 2. Отрицательные и положительные внешние эффекты и их последствия

Внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные.

Отрицательные в нешние эффекты – это негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в использовании неявных ресурсов без оплаты. Для потребителя – это неудобства, которые ничем не компенсируются.

Например, Вы купили квартиру рядом с предприятием, загрязняющим окружающую среду. Предприятие не оплачивало права на вредные выбросы. Неявные издержки, которые испытывают жители района, не учитываются в ценообразовании, однако фактически существуют.

При ОВЭ:

1) рыночное предложение блага формируется в соответствии с частными издержками производства;

2) частные издержки меньше общественных;

3) цена является заниженной, т.к. часть издержек в цену не включается;

4) занижение цены означает частичное бесплатное потребление блага;

5) товар производится с избытком.

Положительные внешние эффекты являются позитивными для третьих лиц.

Например, Вы страстный любитель классической музыки, а Ваш сосед – выдающийся музыкант, который дома музицирует. В цену квартиры прослушивание музыки не входило.Сосед создает для Вас полезность, которую Вы не оплачиваете.

При положительном ВЭ

1) общественные выгоды превышают частные выгоды;

2) производитель создает внешнюю выгоду для третьего лица;

3) третье лицо потребляет выгоду, но не оплачивает ее;

4) т.к. производитель не включает в цену товара его полезность для третьего лица, цена является ниже общественной;

5) занижение цены вызывает повышенный спрос;

6) выпуск не удовлетворяет спрос.

Отрицательные и положительные экстерналии ведут к неэффективному расходованию ресурсов и распределению благ, являются внешним проявлением сбоев в рыночной экономике, оказывают на нее отрицательное влияние, возникают независимо от воли тех субъектов, которые их создают.

 

Интернализация - это трансформация внешних эффектов во внутренние. Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности.

В 20-х гг. 20-го века Артур Пигу предложил использование корректирующих налогов и субсидий.

Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

 

Действие корректирующего налога (налог Пигу)
отрицательные ВЭ положительные ВЭ
- плательщик - производитель - плательщик - потребитель
- равен внешним издержкам - равен внешним выгодам
- повышает частные издержки до уровня общественных - изымает часть внешних выгод  
- приводит к росту цены и уменьшению выпуска продукции - снижает спрос

Субсидии - платежи потребителям или производителям блага, направленные на стимулирование спроса или предложения.

Формы субсидирования спроса: талоны на продукты питания, денежные выплаты беднейшим слоям, бесплатная вакцинация, стипендии на образование и т.д.

При стимулировании предложения субсидии получают производители. Результат: расширение производства, сокращение издержек, снижение цены, рост потребления.

Субсидирование связано с дополнительными расходами бюджетных средств и определяется направлениями социально-экономической политики. Сложность в применении корректирующих налогов и субсидий – определение размера внешних издержек и выгод.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 6. Цена земли | Вопрос 4. Теорема Коуза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.