Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические периоды зарождения нефтяной промышленности

 

• Современная история нефтяной индустрии ведет начало со второй половины 19 века.

• Дэниел Ергин - автор книги ”Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть“.

• Каждый исторический период показывает процесс превращения нефти из малозначимого природного ресурса в мощнейший инструмент борьбы за мировое господство.

 

Первый период – начало 50-х годов 19 века до Первой мировой войны. Зарождаются первые нефтяные компании – корпорация “Стандарт ойл“ Джорджа Рокфеллера в США и компании братьев Нобеле в России, которые явились катализатором развития мирового капитализма. Осуществляя стратегию бизнеса от добычи до сбыта готовой продукции, компании добились больших успехов. Этот процесс в современном бизнесе называется “ вертикальной интеграцией”.

 

• Вывод это период зарождения нефтяной промышленности, где нефть явилась катализатором развития мирового капитализма.

 

Второй период – охватывает время от Первой до Второй мировых войн. Первая мировая война впервые в истории показала роль и значение нефти для военных целей. С целью регулирования ограниченных ресурсов нефти Конференция союзников координировала распределение нефти и явилась прообразом ОПЕК. Справка: ОПЕК – организация стран экспортеров нефти, Organization Petroleum Exporting Countries – OPEC, основана в 1960 г., включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, ОАЭ, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. Добывает свыше 40% нефти капиталистического мира, устанавливает единые продажные цены на нефть, регулирует объемы добычи нефти. Для целей экономического развития страны мира нуждались в больших объемах нефти, поэтому нефть стала основным элементом национальных стратегий. Выражение “нефть – это власть“ стало объективной реальностью. Нефть стала символом могущества и независимости.

 

Третий период - пришелся на Вторую мировую войну, основной задачей которой был захват кавказских нефтяных месторождений. Реализация довоенной государственной программы президентом США Рузвельтом по ограничению добычи нефти, позволила использовать образовавшиеся сверхресурсы нефти в качестве инструмента дипломатии.

Четвертый период – связан с величайшими открытиями месторождений нефти на Ближнем Востоке, возникновением первых энергетических кризисов, образованием Организации стран-экспортеров нефти и носит название “Углеводородный век“. С середины 40-х годов центр мировой нефтедобычи стал перемещаться из Карибского бассейна в район Персидского залива. Вместе с ним центр политических и экономических интересов сместился на Ближний Восток. Потребление нефти постоянно возростало, 50 – 60-е годы стали ловушкой для стран-импортеров нефти, которые стали применять нефть во всех отраслях экономики без использования ресурсосберегающих технологий. На этом периоде наступает эра “углеводородного человека“.

 

Пятый период – начинается с превращения ОПЕК из незаметной организации в крупномасштабный инструмент мировой экономики. Усиленный экономический рост начала 70-х годов способствовал тому, что спрос на нефть стал превышать предложение. С этого момента зависимость европейских стран от ближневосточной нефти стала нарастать. После революции в Иране поставки нефти прекратились, под угрозой оказалась целостность мировой экономики. В результате кризиса страны стали создавать запасы топлива, начался переход на новые источники энергии и энергосберегающие технологии.

Современная история нефтяной индустрии развивается на фоне трех проблем:

• - индустрия нефти – самый крупный и распространенный бизнес в мире, пока не будет открыт альтернативный источник энергии, нефть по-прежнему будет оказывать серьезное воздействие на мировую экономику;

• - нефть как товар непосредственно связана с национальной стратегией, мировой политикой и властью;

• - мир стал “Обществом углеводородов“, а люди “людьми углеводородов“. С разработкой двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине, открылась новая эра. Нефтяная индустрия получила новый рынок, родилась новая цивилизация.

 

Цель дисциплины ее задачи и содержание

• - История развития цивилизации с технической точки зрения – это история создания и накопления технологий, а любая технология подразумевает под собой использование энергии в той или иной форме.

• - Уровень жизни любого государства зависит от производства ВВП, который характеризуется важными параметрами энерго- и наукоемкостью.

Цель дисциплины – заключается в формировании у специалиста правильного подхода к постановке и решению проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на основе мирового опыта и государственной политики в области энергосбережения.

• Перед РБ стоит задача энергосбережения и снижения энергоемкости валового внутреннего продуктка.

• Для решения этой задачи необходимо:

• - создание системы подготовки специалистов в области энергосбережения, энергосберегающих технологий и энергетического менеджмента;

• - обеспечить перестройку мышления общества в целом, радикально изменить его отношение к проблеме энерго- и ресурсосбережения.

Энергосбережение – это та проблема, которую необходимо решать в любом государстве, независимо от уровня благосостояния страны.

Задачи дисциплины:

- дать студентам основные знания по источникам энергии, вопросам производства, распределения и потребления энергии, экономики энергии, экологическим аспектам энергосбережения;

- ознакомить студентов с мировыми и государственными показателями, программами и мероприятиями по эффективному использованию энергетических ресурсов;

- ознакомить студентов с приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства;

- дать знания по организации и управлению энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента, по оценке эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия на основе анализа затрат;

- дать студентам знания по основным энергосберегающим процессам, технологиям, установкам и аппаратам, применяемым в промышленности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- владеть представлениями о современных приемах и средствах управления энергоэффективностью и энергосбережением;

- владеть основными приемами по выявлению и внедрению новых энергоэффективных технологий в различных отраслях народного хозяйства, а также нетрадиционных и экологически чистых энергоисточников;

- владеть основными приемами осуществления энергетического анализа технологических процессов и устройств, оценки их функциональной экономической эффективности, а также эффективности энергосберегающих мероприятий;

- иметь представление об организации контроля и учета использования энергоресурсов;

- уметь пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством и в различных слоях населения.

Энергосбережение – та проблема, решать которую приходится в любом государстве, независимо от уровня благосостояния страны. Скорее даже наоборот. Чем больше внимания уделяется вопросам энергоэффетивности, – тем выше жизненный уровень нации. Для Беларуси, вынужденной 85% энергоресурсов закупать за границей, это особенно актуально. Сама жизнь сегодня заставляет считать, экономить, жить по средствам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические системы. Морфологический и стадиальный подходы к их изучению | Топливно-энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы РБ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.