Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Принципы построения бюджетной системы

1) Принцип единства бюджетной системы – этот принцип означает единство правовой базы, денежной системы, форм отчетности, бюджетного процесса. Санкции за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерской отчетности на всех уровнях бюджетной системы.

2) Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы. Согласно этому принципу должно осуществляться закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично, и полномочий по осуществлению расходов за конкретными органами федеральной власти, органами власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

3) Принцип самостоятельности бюджетов. Он означает:

- право законодательных органов и исполнительных органов, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (разумеется на основе бюджетного законодательства);

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с законодательством РФ;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджета, а также полномочий по осуществлению сбора доходов соответствующих бюджетов;

- право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования бюджетных средств;

- право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательно-установленными ограничениями;

- недопустимость изъятия доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами и суммой экономии по расходам дотационных бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь доходов и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов за исключением случаев, когда такие потери произошли вследствие изменения законодательства.

4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. По этому принципу все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме, кроме того, все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, собранных (аккумулированных) в бюджетной системе.

5) Принцип сбалансированности бюджета (относится к формированию бюджета). Этот принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен точно соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлению из источников финансирования дефицита бюджетов. При этом стоит исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Согласно этому принципу, при составлении и использовании бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с наименьшим расходованием средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема денежных средств.

7) Относится к исполнению бюджета. Принцип общего покрытия расходов. Он означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из всех источников финансирования его дефицита.

8) Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджета.

9) Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Из этого принципа вытекает, что бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей и с обозначением направления расходования этих средств.

Классификация бюджетов.

Классификация бюджетов является группировкой по некоторым классификационным признакам доходов и расходов бюджетов всех уровней. Благодаря ей составляются и исполняются все бюджеты. Она позволяет обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов.

Классификация бюджетов состоит из:

1) Классификация доходов бюджетов.

2) Функциональная классификация расходов.

3) Экономическая классификация бюджетных расходов.

4) Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.

5) Классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджета.

6) Классификация видов государственных внутренних долгов.

7) Классификация долга РФ и гос. внешних активов РФ.

8) Ведомственные классификации расходов федерального бюджета.

Классификации с 1-6 за исключением 5 являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. При этом законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления разрешается детализировать статьи доходов и расходов указанных классификаций. Не нарушая единства бюджетной системы. 5, 7, 8 классификации предназначены для составления, утверждения и исполнения федерального бюджета. В тоже время 8 классификация может применяться в региональном бюджете по решению законодательного органа РФ.

1) Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов всех бюджетов и основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

2) Функциональная классификация расходов является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства в т.ч. на финансирование осуществления отдельных гос. полномочий, передаваемых на иные уровни. Данная классификация является 4-уровневой:

1 уровень: разделы, определяющие расходы бюджетных средств на выполнение функций государства.

2 уровень: подразделы, конкретизирующие направления расходования денежных средств на гос. функции в пределах разделов.

3 уровень: классификация целевых статей.

4 уровень: состоит из видов расходов и детализирует статьи расходов.

3) Экономическая классификация бюджетных расходов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Расходы по экономическому содержанию делятся на текущие и единовременные (капитальные); расходы по возмещению взятых кредитов.

4) и 5) Это группировки заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

8) Ведомственная классификация расходов федеральных бюджетов – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распределителям бюджетных средств. Перечень распределителей устанавливается федеральным законом.

Бюджетная классификация РФ является единой для всей страны, хотя субъектам РФ предоставляется право конкретизации отдельных статей и видов доходов и расходов при условии обеспечения сохранения единства бюджетной классификации.

Классификация доходов бюджетов.

Она является группировкой доходов по источникам их формирования.
Данная классификация является 4-х уровневой:
1 уровень - группы доходов (римские цифры)
2 уровень - статьи доходов (арабские цифры)
З уровень - виды доходов (заглавные буквы)
4 уровень - доходы по способам их получения (строчные буквы).

В сокращенном виде классификация доходов выглядит так:
I. Налоговые доходы бюджетов.
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала.
А) Налог на прибыль (доход) организаций и предприятий.
Б) Налог на доходы физических лиц (удерживается предприятием, налоговым органом).
2. Налоги на товары и услуги, лицензионные а регистрационные сборы.
А) Налог на добавленную стоимость (НДС)
Б) Акцизы, подакцизные товары и отдельные виды сырья, производимого на территории РФ (спирт, этиловый из пищевого сырья, из оставшихся видов сырья).
В) Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья ввозимым на территорию РФ.
Г) Лицензионные и регистрационные сборы.
Д) Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
Е) Налог с продаж (НП).
З. Налог на совокупный доход (НСД).

А) НСД для субъектов малого предпринимательства (НСД для юридических лиц, для ПБОЮЛ)
4. Налог на имущество
А) Налог на имущество физического лица.
Б) Налог имущество юридического лица.
В) Налог, переходящий в порядке дарения или наследования.
5. Платежи за пользование природными ресурсами.
А) За пользование недрами.
Б) За пользование континентальными шельфами.
В) За пользование лесным фондом.
Г) За пользование водными объектами и т.д.
Д) Земельный налог.
б. Налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции.
А) Таможенные пошлины (ввозные, вывозные) и т.д.
7. Прочие налоги, пошлины и сборы.
А) Госпошлины.
Б) Прочие федеральные налоги.
В) Налоги субъектов РФ.
Г) Местные налоги.
II. Неналоговые поступления.
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от его деятельности.
А) Доходы от использования имущества (государственного, муниципального).
Б) Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.
В) Доходы от сдачи в аренду имущества.

Г) Проценты, полученные от размещения в банке свободных бюджетных средств

Д) Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны.

Е) Перечисления прибыли ЦБ РФ.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности.

А) Поступления от приватизации организации.

Б) Поступления от продажи, принадлежащих государству акций различных организаций.

В) Доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов и т.д.

III. Безвозмездные перечисления.

1. От нерезидентов

2. От бюджетов других уровней

А) Дотации.

Б) Субвенции.

В) Субсидии.

Г) Средства, полученные по взаиморасчетам.

З. От государственных внебюджетных фондов.

4. От государственных организаций.

5. Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

IV. Доходы целевых бюджетных фондов.

1. Территориальные дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспортных средств).

2. Экологические фонды.

3. Фонды развития таможенной системы РФ.

4. Государственный фонд борьбы с преступностью.

5. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды денег | Денежное обращение. При безналичном обращении происходит движение стоимостей, но не движение денег
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.