КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административные операции — умение управлять персоналом
Основные положения концепции А. Файоля
Классическая, или, как ее еще называют, административная, шко ла в управлении развивалась в период с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Нацио нальную школу горного дела в Сент-Этьене. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической шкоды занялись разработкой под ходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подоб ный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми ра бочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт рабо ты в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протя жении 30 лет (1888—1918) был управляющим большого француз ского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во вре мя Первой мировой войны. Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр администра тивных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятель ности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими госу дарственными наградами, имел высокие научные звания. Управленческой деятельностью занимались и другие представи тели этой школы. Так, Линдалл Урвик был консультантом по вопро сам управления в Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в ком пании «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управ ления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления ос новное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы главным считали со вершенствование управления организацией в целом. Файоль и дру гие представители классической школы относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют адми нистративной. Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает заниматься разработкой общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом клас сическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. А. Файоль в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосред ственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помо щи административному персоналу в достижении целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промыш ленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во вся ком предприятии имеется два организма: материальный и социаль ный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и возможность соз дания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. По мнению Файоля, администрирование составляет часть управ ления, которое включает шесть основных групп операций управ ленческой деятельности: 1) техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка); 2) коммерческую (закупка, продажа, обмен); 3) финансовую (привлечение капиталов и эффективное управ ление ими); 4) охранную (охрана собственности и физических лип); 5) учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); 6) административную (предвидение, организация, распорядитель ство, координирование и контроль). Руководство перечисленными операциями Файоль называл об щим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уде лил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздейству ет на персонал. Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции ин тересуют Файоля только потому, что они являются объектом воз действия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вме сте с тем, процесс управления должен основываться на определен ных принципах и правилах.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |