Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципов управления Файоля


1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполне­

ние работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же за­

тратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специа­

лизацией.

Этот принцип может быть применим как для сферы производ­

ственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффек­

тивно до определенных размеров, при достижении которых оно не

приносит желаемых результатов.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия — это право

распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право

направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять зада­

ния и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью по­

нималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана

с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть

и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия

(права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполне­

ния соглашений, заключенных между предприятием и его работни­

ками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины

к работникам могут применяться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как для

руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то,

что дисциплина такова, каков руководитель.

4. Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен

получать распоряжения и указания от своего непосредственного ру­

ководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие

с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут под­

чиняться разным функциональным руководителям.

5. Единство направления (дирекции). Каждая группа, действую­

щая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя.

При наличии нескольких групп для координации их деятельности

необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством.

Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для сово­

купности операций, имеющих общую цель».

6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Ин­

тересы одного работника или группы работников должны быть на­

правлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны

превалировать над ними. В случае возникновения противоречий

в интересах задачей руководителя является их примирение.

7. Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Ра­



ботники должны получать справедливую заработную плату за свой

труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управ­

ляющим.

8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто оп­

ределенное соответствие между централизацией и децентрализацией,

которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации,

а крупные - меньшую. Выбор правильного соотношения между

централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших

результатов.

9. Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь — это ряд руково­

дящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от

высших руководителей до руководителей низового звена). Скалярная

цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система

управления является необходимой, но если она наносит ущерб ин­

тересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией требует на­

личия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «со­

циальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обес­

печенное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо

знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип мож­

но сформулировать так: «место — для всего и все — на своем месте».

11. Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты

и правосудия. Работник, чувствующий к себе справедливое отноше­

ние, испытывает преданность фирме и старается трудиться с пол­

ной отдачей.

12. Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия

наиболее предпочтительными являются работники, которые дер­

жатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую

работу управленческого персонала, снижает эффективность работы

предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работ­

нику необходимо определенное время для овладения требуемыми

навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей

компании управленческий персонал является стабильным.

13. Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не

только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Пре­

творение в жизнь данного принципа часто требует от администра­

ции «поступиться личным тщеславием».

14. Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («едине­

нии») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопусти­

мость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй».

Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллекти­

визм во всех его формах и проявлениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пять обязательных общих функций Файоля | Основные положения административной школы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.