Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Вебер — проблемы лидерства

Одним из видных представителей классической школы, ее направления «человеческих отношений» является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864—1920), который развивал свои взгляды примерно в одно время с Ф. Тейлором. Поэтому его концепция включает в себя основные положения тейлоризма, в частности, то, что принято называть «организационным подходом».

Основное внимание в своих работах Вебер уделял изучению

проблемы лидерства и структуры власти в организации. Вебер раз­

личает три типа организаций в зависимости от характера власти,

которой обладает руководитель:

1) харизматический;

2) традиционный;

3) идеальный (или бюрократический).

Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее воз­

главляет руководитель с исключительными, привлекательными лич­

ными качествами, т.е. харизматический лидер. Согласно мнению за­

падной социологии, харизматический тип лидера был характерен для

докапиталистических организаций.

Традиционный тип организации непосредственно связан с хариз­

матическим. В случае смены в организации руководителя все работ­

ники организации по традиции подчиняются руководителю, заме­

нившему прежнего лидера.

Идеальный (бюрократический) тип организации основан на спе­

циальном разделении власти, обеспечивающем руководителю воз­

можность быть лидером в организации. Бюрократический тип орга­

низации вызван появлением особого социального слоя бюрократии,

специализирующейся на управлении. Бюрократия зародилась в нед­

рах рабовладельческого строя, ее развитие непосредственно связа­

но с разделением труда.

В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт

и административные навыки. Бюрократия определяет вертикальную

иерархию в организации и опирается, как правило, на администра­

тивные методы управления. Она занимает привилегированное поло­

жение, ключевые позиции как в обществе, так и в отдельной организации.

Наличие бюрократии требует создания в организации администра­

тивных служб, специализирующихся на управленческих функциях.

Без этого крупные организации не могут рационально функциони­

ровать и развиваться.

По мнению Вебера, только бюрократический тин организации

способствует достижению ею наибольшей эффективности производст­

ва, именно этому типу организации Вебер уделял значительное вни­

мание в своей концепции.

Главное место в такой организации занимают различные «бюро»,

основные функции которых остаются неизменными и не зависят от

перемещения и взглядов отдельных работников лих подразделений.

В своей основной работе «Теория социально-экономической ор­

ганизации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной

организации». К ним относятся следующие:

1) вся деятельность организации расчленяется на простейшие

элементарные операции, выполнение которых формально закрепля­

ется за отдельными звеньями;

2) каждый руководитель наделяется формально закрепленными

властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри

организации. Организация строится на соблюдении принципа иерар­

хии; каждый член организации подчиняется должностному лицу, за­

нимающему вышестоящее положение по служебной лестнице;

3) разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, оп­

ределяющие порядок работы и ответственность каждого члена орга­

низации;

4) любой руководитель должен быть одинаково справедливым по

отношению к своим клиентам и подчиненным и в то же время дол­

жен сохранять необходимую «социальную дистанцию»; исключается

использование эмоций и личных соображений;

5) в организации должна существовать определенная кадровая поли­

тика, обеспечивающая стимулирование деятельности ее членов. Каж­

дый работник должен занимать должность в соответствии со своей

квалификацией и компетентностью и быть огражден от возможности

произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной

лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжитель­

ности и успешности его работы в организации или же с учетом

обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо произ­

водить с помощью системы заработной платы, продвижения по служ­

бе, установления пенсий. На материальное вознаграждение не должна

оказывать влияния личная жизнь работников;

6) в организации должна действовать четкая система контроля

и санкций.

Среди выделенных Вебером признаков организации положитель­

ной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разде­

ления труда и его формальное закрепление, которые используются

и в настоящее время.

Вебер считал недопустимыми любые отступления от формально

установленных структур, процедур, стандартов и правил. По его мне­

нию, неформальные отношения не могут оказывать положительного

действия на результаты деятельности организации. Впоследствии уче­

ные пришли к выводу, что часто неформальные отношения способ­

ствуют эффективности деятельности организации.

По Веберу, организация представляет собой закрытую, жесткую

модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой

организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма

управления.

Вместе с тем следует отметить, что Вебер рассматривал не всю

организацию в целом, а лишь некоторые ее элементы. В этом за­

ключается узость его подхода к анализу деятельности организации.

Однако характеристики идеальной (бюрократической) организации,

рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на оп­

ределенных параметрах организации и определить направления фор­

мализации ее деятельности.

Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разра­

ботке теории бюрократического построения организации и, в частно­

сти, системы управления. В отличие от Тейлора, который стремился

к тому, чтобы рабочий работал, как машина, Вебер пытался найти

способы, чтобы вся организация работала, как машина. С этой целью

разрабатывались права и обязанности каждого работника, правила

и процедуры поведения в любой ситуации. Процедуры и правила регла­

ментировали все направления деятельности организации и каждого

работника в ней, а также порядок принятия конкретных решений.

Вебер считал, что в организации должна быть хорошо разрабо­

танная система распределения власти. Он изучал различные меха­

низмы власти, например власть, основанную на контроле и команде;

экспертную власть. Однако, не сумев четко провести различия меж­

ду ними, Вебер сформулировал систему власти, соответствующую

«идеальному» типу бюрократии. В веберовской концепции органи­

зации отсутствовала личность, не было личностного начала и в меж­

личностных отношениях.

Вебером и его последователями были разработаны такие важные

принципы управления, как «склярный» принцип передачи команд

и распоряжений по «склярной цепи», принципы «единства распоряже­

ния», «исключения рутинных проблем» и др. Все эти принципы в из­

вестной мере ограничивали власть руководителей над подчиненны­

ми, заставляли их действовать в рамках установленных процедур

и правил. Права управляющих строго регламентировались должно­

стными инструкциями, от которых они не могли отступать. Многие

теоретики менеджмента считают такую «деперсонализацию власти»

главным достижением внедрения бюрократических моделей в прак­

тическую деятельность организаций.

Бюрократические модели построения организаций получили

распространение в 1930—40-е гг. В дальнейшем увлечение исполь­

зованием этих моделей привело к созданию громоздких управлен­

ческих структур, не отвечающих потребностям предпринимательст­

ва и требующих гибкости и оперативности управленческой работы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | На предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.