КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Вебер — проблемы лидерства
Одним из видных представителей классической школы, ее направления «человеческих отношений» является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864—1920), который развивал свои взгляды примерно в одно время с Ф. Тейлором. Поэтому его концепция включает в себя основные положения тейлоризма, в частности, то, что принято называть «организационным подходом». Основное внимание в своих работах Вебер уделял изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Вебер раз личает три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: 1) харизматический; 2) традиционный; 3) идеальный (или бюрократический). Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее воз главляет руководитель с исключительными, привлекательными лич ными качествами, т.е. харизматический лидер. Согласно мнению за падной социологии, харизматический тип лидера был характерен для докапиталистических организаций. Традиционный тип организации непосредственно связан с хариз матическим. В случае смены в организации руководителя все работ ники организации по традиции подчиняются руководителю, заме нившему прежнего лидера. Идеальный (бюрократический) тип организации основан на спе циальном разделении власти, обеспечивающем руководителю воз можность быть лидером в организации. Бюрократический тип орга низации вызван появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующейся на управлении. Бюрократия зародилась в нед рах рабовладельческого строя, ее развитие непосредственно связа но с разделением труда. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки. Бюрократия определяет вертикальную иерархию в организации и опирается, как правило, на администра тивные методы управления. Она занимает привилегированное поло жение, ключевые позиции как в обществе, так и в отдельной организации. Наличие бюрократии требует создания в организации администра тивных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Без этого крупные организации не могут рационально функциони ровать и развиваться. По мнению Вебера, только бюрократический тин организации способствует достижению ею наибольшей эффективности производст ва, именно этому типу организации Вебер уделял значительное вни мание в своей концепции. Главное место в такой организации занимают различные «бюро», основные функции которых остаются неизменными и не зависят от перемещения и взглядов отдельных работников лих подразделений. В своей основной работе «Теория социально-экономической ор ганизации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации». К ним относятся следующие: 1) вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепля ется за отдельными звеньями; 2) каждый руководитель наделяется формально закрепленными властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри организации. Организация строится на соблюдении принципа иерар хии; каждый член организации подчиняется должностному лицу, за нимающему вышестоящее положение по служебной лестнице; 3) разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, оп ределяющие порядок работы и ответственность каждого члена орга низации; 4) любой руководитель должен быть одинаково справедливым по отношению к своим клиентам и подчиненным и в то же время дол жен сохранять необходимую «социальную дистанцию»; исключается использование эмоций и личных соображений; 5) в организации должна существовать определенная кадровая поли тика, обеспечивающая стимулирование деятельности ее членов. Каж дый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжитель ности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо произ водить с помощью системы заработной платы, продвижения по служ бе, установления пенсий. На материальное вознаграждение не должна оказывать влияния личная жизнь работников; 6) в организации должна действовать четкая система контроля и санкций. Среди выделенных Вебером признаков организации положитель ной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разде ления труда и его формальное закрепление, которые используются и в настоящее время. Вебер считал недопустимыми любые отступления от формально установленных структур, процедур, стандартов и правил. По его мне нию, неформальные отношения не могут оказывать положительного действия на результаты деятельности организации. Впоследствии уче ные пришли к выводу, что часто неформальные отношения способ ствуют эффективности деятельности организации. По Веберу, организация представляет собой закрытую, жесткую модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления. Вместе с тем следует отметить, что Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь некоторые ее элементы. В этом за ключается узость его подхода к анализу деятельности организации. Однако характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на оп ределенных параметрах организации и определить направления фор мализации ее деятельности. Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разра ботке теории бюрократического построения организации и, в частно сти, системы управления. В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал, как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала, как машина. С этой целью разрабатывались права и обязанности каждого работника, правила и процедуры поведения в любой ситуации. Процедуры и правила регла ментировали все направления деятельности организации и каждого работника в ней, а также порядок принятия конкретных решений. Вебер считал, что в организации должна быть хорошо разрабо танная система распределения власти. Он изучал различные меха низмы власти, например власть, основанную на контроле и команде; экспертную власть. Однако, не сумев четко провести различия меж ду ними, Вебер сформулировал систему власти, соответствующую «идеальному» типу бюрократии. В веберовской концепции органи зации отсутствовала личность, не было личностного начала и в меж личностных отношениях. Вебером и его последователями были разработаны такие важные принципы управления, как «склярный» принцип передачи команд и распоряжений по «склярной цепи», принципы «единства распоряже ния», «исключения рутинных проблем» и др. Все эти принципы в из вестной мере ограничивали власть руководителей над подчиненны ми, заставляли их действовать в рамках установленных процедур и правил. Права управляющих строго регламентировались должно стными инструкциями, от которых они не могли отступать. Многие теоретики менеджмента считают такую «деперсонализацию власти» главным достижением внедрения бюрократических моделей в прак тическую деятельность организаций. Бюрократические модели построения организаций получили распространение в 1930—40-е гг. В дальнейшем увлечение исполь зованием этих моделей привело к созданию громоздких управлен ческих структур, не отвечающих потребностям предпринимательст ва и требующих гибкости и оперативности управленческой работы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |