Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды группировок

При проведении группировки приходится решать ряд задач:

1) выделение группировочного признака;

2) определение числа групп и величины интервалов;
3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;

4) установление показателей, которыми должны характеризоваться группы, т.е. сказуемого группировки.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка — это разделение качественно не­однородной совокупности на отдельные качественно однород­ные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений. Таким образом, основная задача такой группировки — это идентификация типов социально-экономических явлений, поэтому важное значение при ее построении должно уделяться выбору группировочного признака.

Структурная группировка — это выявление закономерностей распределения единиц однородной совокупности по варьирую­щим значениям исследуемого признака. Она позволяет изучить структуру совокупности и происходящих в ней сдвигов. Надоб­ность в таких группировках возникает потому, что однородность однокачественных явлений, элементов, входящих в статистичес­кую совокупность, отнюдь не означает их тождественности.

Структурные группировки отличаются от типологических не столько по внешнему виду, сколько по целям, т. е. отличаются по уровню качественных различий между группами.

Аналитическая группировка — это исследование взаимосвязей варьирующих признаков в пределах однородной совокупности. При ее построении можно установить взаимосвязи между двумя признаками и более. При этом один признак будет результатив­ным, а другой (другие) - факторным.

Факторными называются признаки, оказывающие влияние на изменение результативных. Результативными называются признаки, изменяющиеся под влиянием факторных.

Основные этапы построения аналитической группировки следующие:

• обоснование и выбор факторного и результативного при­знаков;

• группировка единиц совокупности по факторному признаку;

• подсчет числа единиц в каждой из образованных групп, а также определение объема варьирующих признаков в пределах созданных групп;

• исчисление средних размеров результативного показателя (признака) по каждой из образованных групп;

• оформление результатов группировки в таблице;

• сопоставление изменения значений факторного и результа­тивного признаков, определяющее характер связи между ними, т. е. выявление взаимосвязи между признаками, когда с возраста­нием значения факторного признака систематически возрастает или убывает значение признака результативного.

Построение группировки начинается с определения со­става группировочных признаков.

Выбор группировочного признака, т. е. признака, по которому производится объединение единиц исследуемой совокупности в группы, — один из самых существенных и сложных вопросов тео­рии группировки и статистического исследования. От правильно­го выбора группировочного признака зависят выводы статистиче­ского исследования. В качестве основания группировки необхо­димо использовать существенные обоснованные признаки.

Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные груп­пы. В основание группировки могут быть положены как количе­ственные, так и атрибутивные признаки. Первые имеют числовое выражение (объем торгов, возраст человека, доход семьи и т. д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол чело­века, семейное положение, отраслевую принадлежность пред­приятия, его форму собственности и т. д.).

После того как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить ис­следуемую совокупность.

Если группировка строится по атрибутивному признаку, то число групп, как правило, будет столько, сколько имеется града­ций, видов состояний у этого признака. Например, группировка предприятий по формам собственности учитывает муниципаль­ную, федеральную и собственность субъектов Федерации.

Если группировка проводится по количественному признаку, то число групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака, в каждом от­дельном случае его необходимо обосновать.

Показатель численности групп представлен либо частотой (количеством единиц в каждой группе), либо частотностью (удельным весом каждой группы).

Вторичная группировка. Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов.

В таком случае необходима перегруппировка данных с помо­щью вторичной группировки.

Вторичная группировка — операция по образованию новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

Применяют два способа образования новых групп. Первым, наиболее простым и распространенным способом является изме­нение (чаще укрупнение) первоначальных интервалов. Второй способ получил название долевой перегруппировки и состоит в об­разовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности.

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами.

Примером атрибутивных рядов могут служить распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии и т.д.

Примером вариационного ряда распределения могут служит распределения населения по возрасту, рабочих – по стажу работы, заработной плате и т.д.

Вариационные ряды распределения состоят их двух элементов вариантов и частот.

Вариантами называются числовые значения колличественного признака в ряду распределения, они могут быть положительными и отрицательными, абсолютными и относительными.

Частоты – это численности отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот называется объемом совокупности и определяет число элементов всей совокупности.

Вариационные ряды в зависимости от характера вариации подразделяются на дискретные и интервальные.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия сводки и группировки статистических данных | Виды графиков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.