КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие качества продукции. Качество продукции или услуг– это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые
Качество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию. В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции. Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др. – гр. «метрео» – «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям. 1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества. 2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта. Основными целями квалиметрии являются: 1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений; 2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции; 3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации; 4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов; 5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции. Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия. 1. Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции. 2. Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость. 3. Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции. Методы определения показателей качества продукции следующие. 1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.). 2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д. 3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции. 4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д. 5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.). 6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качест ве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д. Номенклатура показателей качества продукции. 1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена. При определении показателей назначения учитывают: 1) цель выполняемой оценки; 2) условия эксплуатации или применения продукции; 3) назначение продукции. В группу показателей назначения входят подгруппы: 1) показатели структуры и состава – химический состав, структура, комплектующие изделия; 2) классификационные показатели – зависят от специфики продукции; 3) показатели технического совершенства – отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения. 2. Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д. К показателям надежности относятся: 1) сохраняемость – свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования; 2) ремонтопригодность – свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений; 3) безотказность – свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени; 4) долговечность – показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции. 3. Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно—технологических решений. Основные показатели технологичности – себестоимость, трудоемкость, материалоемкость. Относительные показатели технологичности – коэффициент использования материала. 4. Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации. Показатели стандартизации и унификации выражаются: 1) коэффициентом применяемости; 2) коэффициентом повторяемости; 3) коэффициентом унификации. 5. Показатели транспортабельности – свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией. Прямые показатели транспортабельности – затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования. 6. Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием. Эргономические показатели включают: 1) антропометрические – соответствие размерам тела человека; 2) гигиенические – уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.; 3) физиологические – соответствие физическим возможностям человека; 4) психофизиологические – учитывают возможности органов чувств человека; 5) психологические – учитывают особенности нервной системы человека. 7. Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции. 8. Патентно—правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий. К патентно—правовым показателям относятся: 1) показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами; 2) показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом. 9. Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении. 10. Показатели устойчивости – способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой. 11. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции. 12. Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала. 13. Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |