Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3 Инфраструктура финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков





Инфраструктура финансовых рынков - совокупность институтов, тех-нологий, норм, правил, обслуживающих обращение финансовых активов, за-ключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках.

Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей частью рыночной инфраструктуры. Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых институтов по поводу превращения аккумулированных финансовых ресурсов в реальные инвестиционные потоки с целью наращивания производительного капитала, развития процессов производственного и непроизводственного накопления, обеспечивая снижение степени инвестиционного риска и уменьшение трансакционных издержек.

В качестве основных задач, выполняемых инфраструктурой финансовых рынков, можно выделить:

- управление рисками;

- снижение трансакционных издержек в процессе сделок с финансовыми активами.

Исходным основанием участия экономических субъектов в формировании элементов инфраструктуры выступает стремление к экономии издержек. Совершение большого объема сделок (трансакций) на финансовых рынках требует значительных затрат и может сопровождаться серьезными потерями. Институты рыночной инфраструктуры возникают как реакция на присутствие в процессе обмена финансовыми активами трансакционных издержек. Чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем больше потребность в инфраструктуре.

Конечно, трансакции могут совершаться и без использования институтов. Российская практика показала, что такое возможно только на начальных стадиях перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сложился. В дальнейшем, по мере развития рыночных отношений, трансакции постепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах.

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыноной инфраструктуры.

Инфраструктура финансовых рынков может быть представлена тремя группами субъектов в соответствии с их целевым назначением:

- субъекты инфраструктуры – финансовые посредники разного типа.

Сюда относятся: банки, паевые инвестиционные фонды, трастовые компании, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.;

- субъекты инфраструктуры, обслуживающие финансовых посредников (сервисная инфраструктура). В них включаются: фондовые, валютные, фьючерсные биржи, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, регистраторы, консалтинговые, аудиторские, информационно-аналитические агентства;



- субъекты регулирования инфраструктуры (регулятивная инфраструктура). К ним относятся: органы государственного регулирования, саморегулируемые организации, профессиональные ассоциации.

К элементам инфраструктуры финансовых рынков относятся:

- финансовые институты;

- регулирующие органы;

- информационные организации;

- законодательные нормы;

- правила и принципы деятельности участников финансовых рынков;

- технологии, используемые при заключении сделок.

Инфраструктуру финансовых рынков можно классифицировать в соответствии со следующими основными признаками:

- по видам рынков (инфраструктура страхового, ценных бумаг, валютного и других рынков);

- по масштабам финансовых рынков (инфраструктура международных, национальных, региональных рынков);

- по типам выполняемых функций (учетная, информационная, торговая, расчетно – клиринговая инфраструктура).

Инфраструктура выполняет ряд функций, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Организационная

- формирование финансовых и информационных связей между субъектами финансовых рынков;

- обеспечение устойчивых и взаимовыгодных отношений между участниками финансовых рынков;

- обеспечение условий свободного движения финансовых активов;

- формирование эффективной конкурентной среды на финансовых рынках.

2. Коммуникационная:

- обеспечение эффективной циркуляции финансовых потоков.

3. Регулирующая:

- поддержание сбалансированности спроса и предложения на финансовых рынках;

- поддержание ликвидности финансовых инструментов;

- обеспечение ускорения времени оборота финансовых активов.

В структуре финансовых рынков выделяются две основных группы финансовых институтов:

- депозитные;

- недепозитные.

К типу депозитных институтов относятся:

- коммерческие банки;

- сберегательные институты;

- кредитные союзы.

Помимо коммерческих банков, которые были исторически первыми институтами, созданными для перераспределения денежных ресурсов, в настоящее время получают развития кредитные небанковские организации, в том числе кредитные союзы, сберегательные ассоциации, дающие возможность на основе принципов самоуправления объединять лиц в целях создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных средств и использования их для кредитования потребительских нужд или страхования своих членов.

В качестве недепозитных институтов выделяются:

- негосударственные пенсионные фонды;

- паевые инвестиционные фонды;

- акционерные инвестиционные фонды;

- страховые компании;

- инвестиционные компании;

- ипотечные фонды.

Возникновение недепозитных институтов происходит по мере развития системы перераспределения денежных ресурсов в качестве альтернативной системы финансированию через коммерческие банки. Недепозитные финансовые институты являются конкурентами коммерческим банкам в сфере предоставления денежных средств корпорациям и частным лицам. Финансовые институты небанковского типа разрабатывают такие формы финансовых активов, которые позволяют организациям, их предоставляющим, и лицам, их использующим, контролировать риски и ликвидность финансовых инструментов. Институты недепозитного типа выступают в качестве финансовых посредников, но предлагают более разнообразные условия инвестирования по сравнению с коммерческими банками. В основе функционирования таких небанковских финансовых институтов, как разного рода фонды (пенсионные, инвестиционные и т.д.) являются следующие принципы:

- принцип контроля портфеля инвестиций со стороны участников фода;

- принцип регулярной отчетности фондов о направлениях вложений денежных средств участников.

Среди недепозитных институтов в последние годы в зарубежной и российской практике получили особое распространение и активно развиваются негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, выступающие в роли коллективных инвесторов.

Негосударственные пенсионные фонды представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Паевые инвестиционные фонды представляют обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом других учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой (инвестиционный пай), выдаваемой управляющей компанией.

Функционируют три типа паевых инвестиционных фондов:

- открытые;

- интервальные;

- закрытые.

Акционерные инвестиционные фонды представляют открытые акционерные общества, исключительным предметом деятельности которых является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты.

Стремление обеспечить эффективное функционирование финансовых рынков требует развития способов его регулирования, в том числе регулирования деятельности участников рынка, процедур совершения исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости. Основной целью регулирования финансовых рынков является защита интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала. Нарушения прав инвесторов особенно характерно для стран с формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов. К основным причинам, требующим усиления регулирования можно отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бумаг, в том числе размещаемых на международных рынках. Реализация целей регулирования требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной инфраструктуры. Ее основными задачами являются:

- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;

- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;

- создание прозрачных и эффективных правил функционирования участников финансовых рынков;

- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;

- формирование систем информационного обеспечения финансовых рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.

Регулятивная инфраструктура финансовых рынков присуща как национальным финансовым рынкам, так и международным. В России к основным регуляторам финансовых рынков относятся Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. В последние годы в России обсуждается концепция мегарегулятора национальных финансовых рынков. Цель возможного создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной координации деятельности существующих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.

Помимо государственных органов регулирования финансовых рынков получают развитие саморегулируемые организации. В частности в системе регулирования российских рынков представлены такие ассоциативные организации участников различных финансовых рынков, как Ассоциация российских банков, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная фондовая ассоциация, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев. Принцип саморегулирования позволяет перераспределить функции регулирования между государственными органами и общественными организациями с целью более полного учета интересов всех групп участников финансовых рынков. На международном уровне регулирование финансовых рынков представлено рядом крупных международных организаций и ассоциаций, объединяющих государственные органы различных стран и профессиональных участников финансовых рынков. Их основной задачей является выработка стандартов и рекомендаций, на которые ориентируются национальные регуляторы. К данным организациям относятся Мировой банк, Международная финансовая корпорация, Международный валютный фонд, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Всемирная федерация бирж.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4130; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
  2. А. Регулирование личных и имущественных отношений
  3. Административно – правовое регулирование отношений в промышленном комплексе
  4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе
  5. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
  6. Административно-правовое регулирование и управление в сфере транспортного и дорожного комплекса
  7. Административно-правовое регулирование отношений в агропромышленном комплексе
  8. Административно-правовое регулирование отношений в строительном комплексе
  9. Административно-правовое регулирование управления внутренними делами.
  10. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
  11. Административно-правовое регулирование управления юстицией.
  12. Административно-правовое регулирование учета и статистики

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.