Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.Организация инновационного менеджмента




Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии и четыре цикла.

1) Планирование: составление плана реализации стратегии.

2) Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3) Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.

4) Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

1) разработку планов и программ инновационной деятельности;

2) наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

3) рассмотрение проектов создания новых продуктов;

4) проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Цели инновационного процесса можно свести к следующим:

1) нахождение нового технического решения задачи - создание изобретения;

2) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

3) налаживание серийного производства продукции;

4) параллельная подготовка и организация сбыта;

5) внедрение нового товара на рынок;

6) закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

В ходе ин­новационного процесса предприятие создает новые потенциальные воз­можности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

Этот длительный процесс можно рассматривать состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы ин­новационного процесса:

- генерация идей;

- отбор идеи;

- разработка замысла и его проверка;

- экономический анализ;

- разработка това­ра;

- пробный маркетинг;

- коммерческая реализация.

Основная задача управления инновационным процессом - обеспечить разработку и эффективный сбыт новой продукции или услуг в условиях неопределенности и конкуренции на рынке.

Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Следует отметить, что традиционные теории менеджмента ориентированы в основном на управление в условиях стабильной производственной базы, массового производства, устоявшейся номенклатуры продукции и пр.

Современные экономические условия конкурентной борьбы на мировом рынке потребовали повышения уровня усилий для обеспечения эффективной организации и интенсификации инновационной деятельности. При этом надо по возможности учитывать то, что любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным. Это всегда надо учитывать при разработке системы инновационного управления тем или иным процессом.

Чем характеризуются эти виды процессов?

Стабильный (рутинный) процесс характеризуются: стабильностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.

Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения цели; высоким риском, дискретностью процесса и пр.

Следует иметь в виду, что инновационный процесс производства новой продукции и новых технологий со временем, по мере стабилизации производства, постепенно трансформируется в рутинный (стабильный) процесс.

При разработке проектов систем инновационного управления важно определиться с их функциями. В общеметодологическом плане эти функции, с одной стороны, имеют общий характер (независимо от планов производств и систем управления); с другой стороны, в зависимости от конкретных типов систем.

В первом случае в общем плане любая система управления инновационным процессом может подразделяться на функции:

- прогнозирование;

- планирование;

- учет;

- контроль;

- регулирование;

- анализ;

- организация.

В другом случае набор конкретных функций будет зависеть от того, какую систему управления мы выбираем - механистическую или органическую.

Большое влияние на инновационные процессы оказывает инновационный потенциал.

Инновационный потенциал организации – это мера его готовности выполнять задания, обеспечивающие достижение цели и реализацию инновационного проекта или инновационной программы.

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться через развитие компонентов ее внутренней среды.

Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Эти элементы сгруппированы в следующие блоки:

- производственный (проектный) блок;

- функциональный блок;

- ресурсный блок;

- организационный блок;

- блок управления: общее управление организацией, система управления, стиль управления.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме:

Задача оценки инновационного потенциала может быть представлена в двух плоскостях:

- частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

- интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.

На практике применяются две схемы анализа и оценки инновационного потенциала:

- детальный;

- диагностический.

Детальный подход, т.е. детальный анализ внутренней среды и оценка инновационного потенциала производится, в основном, на стадии обоснования инноваций и подготовки проекта реализации к внедрению. Этот подход при достаточной трудоемкости дает полезную системную информацию.

Схема оценки инновационного потенциала при детальном анализе:

1. Дается описание системно-нормативной модели состояния инновационного потенциала, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования состояния потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение инновационной цели.

2. Устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам.

3. Анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров, выделяются сильные и слабые стороны потенциала.

4. Составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному, как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательными условиями качественного проведения анализа здесь являются:

- должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;

- необходимо знать взаимосвязь диагностики и параметров с другими важными параметрами системы;

- информация по значению отобранных диагностических параметров должна быть достоверной.

Схема диагностического анализа:

1. Введение каталога управленческих воздействий.

2. Введение каталога ситуаций с состоянием среды.

3. Введение каталога диагностических параметров, характеризующих внешнее проявление.

4. Введение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние.

5. Установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы.

6. Наблюдение диагностических параметров и статистическая обработка данных.

7. Оценка структурных параметров.

8. Оценка состояния частных параметров и определение интеграции потенциала предприятия.

Важное значение, так же, имеет инновационный климат.

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.

Инновационный климат проявляется через инновационный потенциал.

Организационные формы инновационного менеджмента могут рассматриваться с двух позиций:

- как форма объединения людей для осуществления инновационной деятельности;

- как процесс создания инфраструктуры инновационной деятельности.

В первом случае инновационный процесс организуется внутри инновационного предприятия (организации) либо внутри предприятия, основным видом деятельности которого является производство, но имеющего мощную инновационную базу. Если инновационная деятельность осуществляется внутри предприятия, основным видом деятельности которого является производство, в организации (на предприятии) любой организационно-правовой или организационно-экономической формы она проводится в проектно-технических подразделениях (исследовательских, конструкторских, технологических отделах).

По способу организации инновационного процесса в рамках действующего предприятия можно выделить три модели организации инновационной деятельности:

1) на основе внутренних подразделений, когда инновация создается и осваивается внутри предприятия его специализированными подразделениями на базе планирования и контроля их взаимодействия по инновационному проекту;

2) на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание или освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3) на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные (рисковые) фирмы, которые привлекают дополнительные финансовые ресурсы со стороны (венчурный капитал).

Наиболее часто используется вторая модель инновационной деятельности — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».

Любые изменения встречают противодействие коллектива. Чтобы проводить изменения, необходимо начать с формирования многофункциональной команды коллег-единомышленников для определения масштаба культурных барьеров и внедрения изменений.

В таких случаях для усиления гибкости в предпринимательской деятельности предприятий возникло направление так называемого интрапренерства — внутреннего предпринимательства. Это так называемая предпринимательская деятельность, направленная на получение компанией дополнительной прибыли за счет использования ее внутренних ресурсов путем удовлетворения потребностей внешних и внутренних заказчиков, осуществляемая небольшими группами руководителей и специалистов организации, берущих на себя роль предпринимателей для реализации бизнес-идей или инновационных проектов. Интрапренерские подразделения имеют право оказывать услуги как другим подразделениям в своей организации на хозрасчетной основе, так и самостоятельно выходить со своей продукцией или услугой на рынок вне данной организации.

Сущность и особенности интрапренерства заключаются в том, что на действующем предприятии создаются условия для реализации новаторских идей, т.е. идеи не только рассматриваются, но и выделяются средства для их коммерциализации. Организационной формой интрапренерства могут быть внутренние венчурные начинания.

Создание инфраструктуры инновационного предпринимательства в настоящее время осуществляется путем создания технологических парков, инновационных инкубаторов, технополисов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.