Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ





И комментарий

ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

Пондопуло Г.К

Материалы к лекции

Хроно -типологическая таблица

Европейской культуре, которая пришла на смену одной из великих культур классической древности - античной и явилась ее непосредственной наследницей, было суждено сыграть в истории культуры особую роль.

Важнейшим итогом ее многовекового развития стало завершение того периода истории культуры, в котором доминирующая роль принадлежала культурной традиции и создание условий для перехода культурогенеза в его современную - нетрадиционную фазу развития.

В типологии историко-культурных форм европейскую культуру принято относить к традиционно-рефлекторному типу. Связано это с тем, что и в момент ее зарождения в эпоху поздней античности, начиная с V по XVIII век включительно, значимую роль в ее развитии играла парадигма -культурный образец ,созданный в эпоху классической Греции, которая постоянно и неоднократно подвергалась рефлексии(переосмыслению). Этот процесс , начавшийся в эпоху эллинизма продолжился вплоть до начала современной эпохи ,когда возникла потребность и возможность в научно-обоснованной оценке вклада античности в историю мировой культуры.

Закат классической античности ,начинается с упадка греческих полисов ,на смену ,которым приходит ,вначале. империя ,созданная Александром Македонским, которую сменяет ,затем Римская империя. Этот период в науке ,принято определять как эпоху эллинизма. Это было время кардинальных перемен в культурном развитии ,которые были связаны с тем ,что греческая «культура логоса» утрачивает , в результате упадка греческих полисов и воздействия мистических культов Востока и римской традиции (civitfs) , свою первоначальную целостность ,а с нею и ориентацию на идеал человека, сложившийся в период классической Греции. Выдающийся русский исследователь античной культуры А.Ф Лосев характеризует эпоху эллинизма, как период, «индивидуализма и диалектически связанного с ним космополитизма». Оценивая то влияние ,которое эта эпоха имела на будущее он добавляет ,что « … если что в Европе понимали когда-нибудь в эллинстве , то только через призму эллинизма»[1].

С эпохой эллинизма связано начало перехода античной «культуры Логоса» в новое состояние - она перестает восприниматься в качестве «образца» и рассматривается, главным образом ,как традиция ,которая переосмысливается и используется для создания нового типа культуры, соответствующего новому состоянию социума и менталитету, не «человека идеала», а индивида ,которому предоставлена возможность ,самому согласно своему разуму организовывать свою жизнь. Отныне не Судьба (Рок),как считали греки классической эпохи ,а Разум и добрая(свободная)Воля человека, определяют то ,каким быть человеку: добродетельным или порочным ,знающим или неучем ,достойным гражданином или ничтожным обывателем. В эту эпоху формируется и потребность в новой религии, которой было суждено занять место ,уходящей в прошлое мифологии. Поклонение множеству богов античного пантеона, сменяет интерес к идее единобожия ,которая привносится в античный мир многочисленными восточными культами ,которые получили широкое распространение в эллинистический период на территории Греции и Римской империи. Появляются некие ,мистические свидетельства о пришествии в мир «новорожденного обновителя мира - божественного младенца с ,которым грядет наступление нового «золотого века».Пример такого свидетельства приводится в IV Эклоге «Буколик».величайшего поэта Рима Вергилия:



Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство

Снова с высоких небес посылается новое племя

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится

Подобные свидетельства создавали благодатную почву для принятия людьми, угасающего мира античности восточных мистических культов, одним из которых был культ ранних христиан (ессеев), появившийся в I в. до н.э в I веке н. э. христианство начинает стремительно распространятся а 381 году, объявляется единственной государственной религией Римской империи. Многие греческие философы, последователи Платона и Аристотеля, многочисленные представители римской элиты и простонародья принимают христианство.

В эпоху эллинизма начинается процесс адаптации «культуры Логоса к новым реалиям социальной и духовной жизни, в ходе которой она утрачивает ту целостность, которую придавала ей связь с античной мифологией. При этом формируются три основных направления рефлексии. Первое из них было связанно с использованием античного философского наследия (прежде всего Платона и Аристотеля) для придания христианской теологии логической обоснованности и завершенности, синтезировать знание и откровение. Представители религиозно-философских школ (гностики, неопифагорейцы, неоплатоники), решая эту задачу, создали предпосылки для появления патристики, первой средневековой философии, которая станет идейной основой, на которой будет возведено «здание христианского универсума»,

призванного занять (или вытеснить на обочину сознания) представление об материальном, телесном мире античного «космоса».

Второй способ переосмысления греческой культурной традиции, также претендовавший на роль законной преемницы античной пайдейи, был связан со стремлением римских стоиков синтезировать ее с римской традицией (civitas). В результате которого доминировавшая в культуре античности философия заменялась риторикой, а греческая пайдейя (система воспитания «калокаготийного» человека) заменялась «системой образования»,основу которой составляло изучение свободных искусств и дисциплин», способных культивировать у человека лучшее, что дано богами людям - способность разумно мыслить. Сторонники христианского вероучение истолковали это суждение римских стоиков как «приведение человеческого разума к разуму божественному (Августин).

Наконец, в качестве еще одной интерпретации классической традиции, претендовавшей на роль преемника античной классики, стала сложившаяся в «золотой период» культуры Рима «культура humanitas». Ее создателей иногда именовали «неософистами», продолжателями идей «греческого просвещения» V до н .э. При этом идея просвещения, связанная у греческих софистов с научением людей мудрости посредством определенного набора знаний, была заменена у римских стоиков идеей «гуманизации человека», посредством обучения «семи свободным искусствам» («Ars liberalеs») и формированию у него «человеколюбия и доброжелательности», как высшего проявления «культурности». Сторонники христианского вероучения истолковали эту новацию римлян, как «способ перехода человека из мира позитивного к миру «умопопостигаемых сущностей и магической связи его с Единым - Богом, связи недоступной обыденному сознанию.

Взаимодействие этих трех интерпретаций классической традиции определяет историческую динамику развития Европейской культуры на всем протяжении ее развития. Доминирование, в те или иные периоды ее развития, той или иной рефлекторной традиции изменяли лицо культурной эпохи и ее роль в формировании культуры индивида. Так, доминирование теологического элемента характерно для Средневековья и периодов христианской ортодоксии. Доминирование гуманистической традиции связано, главным образом, с классическим периодом Итальянского Возрождения. Культура Разума играет доминирующую роль в эпоху Нового времени.

Вместе с тем, ни одна из этих трех эпох не была «тождественна самой себе». Средневековье имело несколько своих «ренессансов», а его вклад в развитие культуры разума весьма значителен. В то же время эпоха Великого Ренессанса была очень короткой, а гуманистам ренессанса были присущи не только свободомыслие, но и верность догматам христианства и распущенность нравов, предвосхитившая аморализм «галантного века». Все это является свидетельством того, что традиционная в своей основе установка европейского культурного процесса на «восстановление» в новом европейском качестве той «целостности», которая была присуща культуре классической античности, так и не была достигнута. Надежда на возвращение «золотого века», которая прозвучала в словах великого римского поэта, которые были приведены выше, не оправдалась. «Золотой век» оказался не впереди, а «позади» нас. С сознанием этого европейская культура вступила в новый современный период своего существования.

Использование этих трех «инверсий» наследия классической античности нашло свою целостность не в культурных эпохах, каждая из которых имела свою ограниченность. Целостность европейской культуры проявилась в последовательном проведении ориентации европейской культуры на связь с процессом КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ИНДИВИДА. Начиная с С. Боэция, давшего в IV веке определение человека как «индивидуальной субстанции разумной природы», и кончая И. Кантом, определившим в XVIII веке культуру, как «способность человека ставить свободно перед собой любые цели», эта ориентация представляется очевидной. Средневековье способствовало формированию у человека «культуры нравственных обязанностей». Ренессанс создал образцы «культуры призвания», сохраняющие значение и в наши дни. Наконец, Новое Время обосновало и законодательно закрепила за каждым человеком право свободного выбора своего жизненного пути. Тем самым были созданы условия для перехода культуры в новую современную личностную ее форму.[2]

РАЗДЕЛ I





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.