Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианство и платонизм


ВЕК

II

 

Распространение в Римской империи восточных культов: фригийской Кибелы (Атиса и Диониса), египетского культа Осириса и Исиды, персидского культа Митры, сирийского культа Ваала. Увлечение связанными с ними мистериями и тайными учениями.

Расцвет раннего христианства во второй половине века благодаря деятельности апологетов христианства во второй половине века и в результате разрыва христианства и иудаизма. Сближение христианской теологии с направлениями позднеантичной философии, возникшими на основе упадка Платоновской академии и ее распада к 150 году на множество школ (диатриб). Противоречивое взаимодействие христианской мысли с мистически-философским течениям гностицизма[43]

 

Образцовой философской школой в этот период был платонизм. Значительный вклад в создании христианской теологии сделала основанная в 203 году Александрийская христианская теософская школа, ведущую роль в которой играли представители неоплатонизма Аммоний Саккас (основатель неоплатонизма), Ориген и Плотин, а также видный христианский мыслитель Климент Александрийский. Представители этой школы стремились синтезировать восточный мистицизм и пифагорейско-платоновский гнозис. При этом преподавание в христианских школах «круга наук» (риторики, диалектики, логики, математики и физики) считалось пропедевтикой к изучению, главного предмета – христианской теологии. Ощущая себя наследниками эллинской философии, многие из представителей этой школы, так, например, Климент Александрийский и Ориген, играли видную роль в деятельности христианской церкви[44].

Обожествление римских императоров. Объявление христианства «незаконной религией» (religio ellicita) в связи с отказом христиан участвовать в культах обожествленных императоров.

Гонения на христиан, отказывавшихся признавать «божественность» императора. Эти гонения в эпоху «добродетельных императоров»: Нервы, Трояна, Адриана, Антонина и Марка Аврелия, вопреки утвердившегося в официальной истории христианской церкви, носили не постоянный, а спорадический характер и были связаныне с преследованиями « за веру», к ней в этот период отношение имперской власти было достаточно терпимым, а с вспыхивавшими, по тем или иным поводам и в разных частях римской империи, «бунтов» толпы, которые нередко провоцировались выступлениями христианских миссионеров. Вместе с тем в Риме отсутствовала целенаправленная политика борьбы с неримскими культами и религиозными учениями, в том числе и христианством. Что касается христианской церкви, то во 2 веке она «по всем пунктам сближалась с государством». Некоторые ее иерархи (епископы) стремились в своих посланиях к императору доказать, что порвавшее с иудейской традицией христианство может принести Римскому государству щедрые блага (примером может служить послание епископа Мелитона императору Марку Аврелию)[45].



Тацит «Анналы»
Рескрипт императора Траяна, запрещающий проповедовать христианство,но ограничивающий преследования христиан
111-113 Плиний Младший. «Письма»
121-180 Марк Аврелий – римский император, философ стоик. Автор трактата «Наедине с собой. Размышления в 12 кн.»
117-128 Строительство в Риме Пантеона – купольного храма, грандиозного сооружения, сыгравшего уникальную роль в развитии европейской храмовой архитектуры.
Император Адриан основывает в Риме высшую школу – Атенеум, в которой изучаются риторика, философия, литература и право
Выступление в Александрии гностика Василида
45- 120 Плутархгреческий писатель, философ-моралист, последователь Платона. Выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые «Сравнительные жизнеописания», «Моралии», включающие «Застольные беседы» (8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается также крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящены ряд его произведений. Будучи эклектиком, П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма, идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П., философия – это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия» («человеколюбие», «эллинистическая гуманность»). Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику, диалектику и грамматику (понимаемую как вспомогательную дисциплину) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств», составивших основу общего образования в Средние века.
Светоний. «Жизнь 12 цезарей».
136-140 Выступление в Риме гностика Ваплентина. Его претензии на пост епископа Рима
125 –180 Апулейримский писатель, софист, ритор и маг. Автор романа «Метаморфозы, или Золотой осел» (153 г.). Получил образование в Карфагене и Афинах, где занимался философией, риторикой, геометрией, музыкой и поэзией. В Риме совершенствовался в адвокатской практике. Совершил путешествие на Восток и опять обосновался в Карфагене. Вел жизнь странствующего ритора и софиста, занимался оккультными науками и магией. В конце жизни удостоился почестей как прославленный оратор. В философии был последователем Платона (средний платонизм), написал соч. «Платон и его учение» - учебник, в котором изложил платоновскую физику (теологию, космологию, антропологию) и этику. Учение о логике в этом сочинении отсутствует. Философия, по А. – высшая формы знания, по отношению к которой все конкретное знание носит пропедевтический характер, выполняет роль предварительной и необходимой общеобразовательная подготовки. Наряду с сочинениями Плутарха и Альбина, идеи Аппулея послужили источником для формирования в период раннего Средневековья системы т.н. «свободных кусств (наук)».  
«Физиолог»-книга неизвестного автора с описанием свойств растений, животных, минералов, часто фантастических. В Средние века был популярен ее перевод(с греческого языка),перетолкованный в духе христианской- символики.  
117-138 Карпократ[46] – христианский автор гностической ориентации, пытавшийся сочетать христианскую идеологию с гностическим учением. Утверждал, что отличие Христа от других людей состояло в том, что его душа сохранила живое воспоминание о боге, который освободил его за это от земных уз.
Основание Карпократом в Александрии первой христианско-гностической школы (секции)
Ювенал «Сатиры»
Окончательное разрушение Иерусалима и основание на его месте Элии Капитолины (после подавления восстания иудеев во главе с Бар Кохбой).
130-200 Ириней Лионскийепископ и христианский писатель. Апологет христианства и критик ересей. Автор трактата «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом» (в латинском переводе «Против ересей»).
29-199 Клавдий Гален из Пергама–римский философ, врач и ученый.
140-150 Расцвет влияния гностика Макриона в Риме.
150-215 Климент Александрийский. Христианский писатель. Ученик Пантена. Глава Александрийской христианской школы (190-202). В его произведениях «Увещевание язычникам», «Педагог», «Апологетик», «Стоматы» сохранились которая, по его мнению, «сама по себе вовсе не является гибельной на человеческую жизнь и причиной ложных мнений и дурных дел, как клевещут некоторые», он утверждает одновременно мысль о том, что она должна стать «служанкой богословия»: «…Прежде пришествия Господа философия была необходима эллинам для достижения некоей правоты, а ныне она необходима для приведения к истинному благочестию тех, чей дух может открыться для истинной веры не иначе ,как путем выводов из посылок или после предварительных опытных доказательств; для них философия есть своего рода подготовительное учение… быть может, философия, прежде чем Господь призвал эллинов к Себе, была дана им до времени и на первый случай – с той же целью, с какой и евреям – Писание. Она была для эллином таким же детоводителем ко Христу, каким закон для евреев»[47]. В сочинении «Педагог» К.А., рассматривая отношение между Богом и человеком, называет Бога «воспитателем». Он пишет: «Воспитатель наш – святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель»[48]. В полном соответствии с этой новой установкой, когда не античная пайдейя (культура), а слово «священного писания», которое и есть Бог, выступает в роли воспитателя человека, переосмысливается и античное учение о Логосе – важнейшем смыслообразующем элементе античной культуры, создателем которого был Гераклит. В своем сочинении «Наставник» он пишет: «…Богом же становится тот человек, который исполняет волю Божию. Значит верно сказал Гераклит: «Люди – боги, боги люди. Ибо логос один и тот же». Тайное явно (смысл этого таинственного изречения очевиден): Бог в человеке, и человек – Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово (Логос) – Посредник (между Богом и человеком), общий им обоим…»[49] В трактате «Стоматы» К.А. утверждает, что знание философии и связанных с ней наук необходимо для уразумения Священного писания /Кн.1,9 (52)/.Но необходимо отличать софистику от философии и не увлекаться мирскими науками в ущерб вере. «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Примером подобных увлечений К.А. считает античную натурфилософию. «Философия согласная с божественным преданием, признает и утверждает провидение… Стихиями же считают: Диоген – воздух, Фалес – воду, Гиппас – огонь; они усматривают начало в атомах лишь прикрываясь именем философии…будучи людишками любострастными и безбожными» /«Стоматы» Кн.1.11(52)/. Каждая часть античной философии содержит лишь часть истины, а многие ее школы имеют восточное происхождение. Познать же Бога можно только верой. Вера, в отличие от философии, прямой путь к истине. Второй путь к истине – страх Божий. «Одного Бога сильно бойся», - восклицает К.А (Стоматы. Кн. вторая, 2.) Таким образом, культура для К.А не что иное, как результат синтеза христианской веры и античной философии при безусловном приоритете в этом синтезе веры.
Птолемей «Великое математическое построение астрономии» (в 13 кн.)
140-150 Период наивысшего влияния гностика Карпократа
Аппиан«Римская история»

Середина II века

Галлы в союзе с германскими племенами восстают против власти Рима.

Вторая половина1в. до н. э.

Альбин античный философ, платоник. Автор сочинения «Введение к диалогам Платона». Одно из наиболее полных изложений учения Платона, использовавшееся в качестве учебника. В эпоху итальянского Ренессанса учебник Альбина стал одним из первых источников знакомства итальянских гуманистов с философией Платона. Его латинский перевод был осуществлен в 1469 году. В этом сочинении изложение платоновской диалектики (логики) предваряется определение философии и диалектического суждения (гносеологии). Наиболее характерной особенностью сочинения Альбина состояло в привлечении аристотелевской логики в качестве введения в философию Платона. Этот подход, предполагавший использование логики в качестве пропедевтики философии, позднее получил развитие в александрийской школе неоплатонизма и нашел затем отражение в организации «семи свободных искусств» как единой системы знания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование апостольской традиции | РЕФЛЕКСИЯ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.