![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Христианская культура
ВЕК IV III ВЕК
Начало « языческого средневековья»
Утверждение христианства в качестве господствующей религии. Борьба с арианством[56] . Золотой век патристики (IV – первая половина V века). Последствием потрясших церковь во 2 в. кризисов стало систематическое богословие, что было связано с критикой гностических сект, пытавшихся синтезировать античную философию, восточный мистицизмом и христианскую доктрину. Его окончательное оформление было осуществлено в IV- начале V веков благодаря деятельности т.н. «Капподакийских отцов»: Василием и Григорием Нисскими и Григорием Назианзином, а также представителями поздней греческой патристики Дионисием ареопагитом и Иоанном Дамаскиным. Если представители ранней патристики были связана непосредственно с апостольской традицией и стремились придать ей систематический богословский характер путем синтеза ее с эллинистической философией, то иную цель ставили перед собой «капподакийцы». Они стремились использовать античное наследие с целью создания «тотальной христианской цивилизации» и превратить античную философскую мысль в «служанку богословия». Христианская доктрина, при этом, обретала ортодоксальный характер и рассматривалась, как «законная преемница» греко-римской культуры западной – римской патристики Августином и восточной – греческой, представленной кападокийцами лишь частями. Водораздел между этими двумя тенденциями предопределил два полюса в развитии христианской культуры: латинский, центром которой был Рим, и греческий центром, которой стал Византий (Константинополь).
Христианская «ортодоксия» являлась одновременно теологией и юридическим институтом, соответственно этому определяющее значение в ней имели: 1. Верность Ветхому завету и апостольской традиции. 2. Неприятие эксцессов мифологизирующего воображения. 3. Уважение к систематическому мышлению, а значит и к греческой философии. 4. Важность, придаваемая общественным и политическим институтам, т. е. юридической мысли-категории, характерной именно для римского гения (такая характеристика христианской ортодоксии дается в книге М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т. II. М., 2002. С.333-336.)
Борьба с арианством[57] и его сосуществование с традиционными культами. Создание «систематического богословия», которое было осуществлено посредством синтеза христианской доктрины и эллинистической философской традиции и закреплено в процессе борьбы с еретическими концепциями гносиса имело не только религиозное, но и культурное значение, что было связано с началом формирования новой христианской культуры, которая в отличие от культуры эллинистической была ориентирована на связь с новым типом человеческой личности который, начал формироваться уже в эпоху заката классического эллинства. Для представителя этого нового человеческого типа приоритетную роль играли интересы связанные с реалиями его собственной жизни, а не с его бытованием в системе мирового космоса, а сам. себя он ощущал индивидом» обладающим лишь двумя достоинствами, на которые он только и мог положиться в условиях разрушения привычного миропорядка[58]. Классическое определение его было дано Боэцием. Христианская культура апеллировала к индивиду к его чувствам, его разуму, его вере в возможность обновления своей жизни и самого себя жизнь, – вере, которая была ему жизненно необходима в условиях, когда на его глазах гибла великая цивилизация, которая еще недавно представлялась несокрушимой и вечной, как само мироздание. Провозвестником такой веры не могли стать божества, символизирующие, подобно богам Олимпа, мировые стихии. Таким божеством мог стать только «богочеловек» - непосредственно связанный посредством «договора» с каждым конкретным человеком, во всем подобным человеку, разделяющим с ним все проблемы его человеческой жизни и дающим человеку истинное знание, ее смысл и высшей цели. Не случайно термин «богочеловек» впервые появляется в христианской теологии у Оригена в тот период, когда христианская мысль достигает своего высшего философского уровня, и он вслед за Филоном разрабатывает учение о трех смыслах библейского текста - «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном), «духовном» (философском). В таком осмыслении священного писания очевидно стремление создателей христианской культуры не только подчеркнуть его значение как личного послания, но и синтезировать христианскую доктрину с опытом этической и философской мысли эллинизма. Предыстория христианской культуры относится к эпохе т.н. языческого Средневековья – периода, когда была заложена основа латинской культуры, возникшей на основе синтеза христианской ортодоксии и эллинистической культурной (главным образом римской) культурной традиции. Синтез этот был осуществлен при доминирующей, приоритетной роли христианской культуры, высшей целью которой было использование древней мудрости для укрепления христианской ортодоксии. В условиях гибели средиземноморской цивилизации и глобального кризиса античной культуры создатели христианской культуры явились единственными наследниками и хранителями ее великого наследия, хотя отношение к этому наследию у различных ее представителей носило весьма сложный и противоречивый характер. Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав? Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
|