Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Стратегия общественного развития Беларуси в ХХI веке




1. Эволюция современного мира и основные теории общественного развития.

2. Стадии общественного развития Беларуси и интеграция в мировое сообщество.

3. Национальная консолидация социально-политических сил общества и внешнеполитические условия развития Беларуси.

 

8.1. Эволюция современного мира и основные теории общественного развития.

 

Распад СССР, очередной поворот в истории белорусского государства поставил вопрос о выборе пути своего суверенного развития. В дискуссии по данному вопросу обсуждались три концепции:

– воссоздание Союза ССР в новой форме и определение места Беларуси в этом образовании;

– реанимирование ВКЛ и воссоздание в этом образовании современной белорусской государственности;

– заимствование западной модели государственного устройства и формирование на ее основе собственной политической системы.

Радикально настроенные силы, идеализируя ВКЛ и видя в нем первое национальное государство белорусов, хотели бы возвратиться в "золотой век", а в веке ХХI-ом ликвидировать институт президентства и построить моноэтническое государство коренной нации. Утопизм этой идеи очевиден, более того, радикальная новация противоречит сложившейся политической структуре современной Беларуси: в республике в гармоническом единстве проживают русские, поляки, украинцы, евреи, другие национальности.

Концепции выстраивания белорусского государства по западным образцам также несбыточны. Народ однозначно высказался за собственную, исторически выверенную форму государственного устройства.

В Конституции четко определено: "Республика Беларусь – унитарное демократическое правовое социальное государство".

Вместе с тем в общественном сознании вызрела идея налаживания союзнических с Россией отношений, что является отражением генетического родства братских народов. Среди прочих идей все более привлекает идея налаживания федеративных отношений, что также обусловлено исторически. В этом союзном государстве важное место отводится и Украине, если учесть нивелирующее воздействие глобализма на экономику, суверенитет государств, на национальную идентичность народов.

Курс на создание союзного государства имеет как горячих союзников, так и рьяных недоброжелателей. Это обусловлено сложностью вопроса, различными политическими ориентациями и даже амбициями лидеров, неспособных видеть общественные процессы в мире и которые руководствуются сиюминутными интересами. Это можно объяснить также тем обстоятельством, что целый ряд государств свои судьбы предпочитает решать в одиночку, вне рамок союзов. Внутренняя политика этих государств направлена на повышение уровня благосостояния, утверждения принципов равенства и справедливости, реализации права на труд, бесплатное образование и т.д. Привлекательность слагаемых и идей социального государства очевидна. Не всегда политические носители этой идеи осознают, что уровень развития производительных сил, экономики не дают возможность реализовать высокие принципы, если государства уповают лишь на свои силы, игнорируя практику объединения государственных систем, союзов для решения своих внутренних проблем.

 

8.2. Стадии общественного развития Беларуси и интеграция в мировое сообщество.

 

В советский период своей истории Беларусь к началу 90-х годов ХХ в. по всем критериям являлась модернистским, модернизированным государством. Что это значило? В политической сфере осуществлялся процесс становления национальной государственности с разветвленной системой институтов, деятельность которых шла в рамках права. Сформировалась модернистски настроенная интеллигенция, расширялось осознание участия граждан в общественно-политическом процессе.

В экономической сфере (промышленность и сельское хозяйство) производство основывалось на индустриальных технологиях. Так, 6 тыс. определяющих технологий при производстве основных видов продукции, 79% это были традиционные индустриальные, 15,8% – новые и 5,2% – высокие технологии. Развивалась по существу новая третья сфера – сфера услуг или сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, отдыха, бытового обслуживания.

Развивалась четвертая (четвертичная) сфера – сфера информационная, сфера экономики.

Исследования белорусских ученых (физиков, биологов) получили мировое признание.

В социальной сфере преодолены существовавшие ранее элементы сословности (родственности, семейности, кумовства и т.д.), сохранялся высокий уровень коллективизма, солидарности, взаимопомощи. В духовной сфере была достигнута практически всеобщая грамотность, имелся высокий процент населения с высшим образованием, высоким уровнем отличались СМИ и средства коммуникации.

Все это указывает, что Беларусь прошла стадии развития индустриального общества и находится на пути формирования ноосферного общества или общества постиндустриального, информационного типа.

В русле этой стратегии сегодня развивается весь западный мир. Альтернативы этому нет.

Стратегия постиндустриальной модернизации или просто постмодерн предполагает ориентацию на качественно иные, чем индустриальные параметры общества.

Постиндустриальное общество на стадии своей зрелости, которой мы пока что не достигли, предполагает почти полное вытеснение физического труда из производственного процесса и замену его трудом интеллектуальным.

На этом пути перед нами стоят следующие задачи:

– формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способной обеспечить устойчивое социальное, политическое, духовное развитие.

– широкое внедрение информационных (т.е. основанных на знаниях, интеллекте) технологий во всех областях жизнедеятельности людей, мощная государственная поддержка научных исследований, развитие сети учреждений по разработке инновационных проектов.

– формирование человека для информационного общества, физически здорового, образованного, способного к использованию новейших технологий.

– разработка комплекса мер по охране здоровья женщин, создание условий для гармонического сочетания ими трудовой деятельности и выполнения семейно-материнских обязанностей.

– формирование сферы услуг в качестве, преобладающего сектора экономики, т.е. создание разветвленной сети социальных учреждений и организаций по удовлетворению различных потребностей населения.

– развитие сети социально-политических институтов, призванных обеспечить широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства (демократизации жизни).

– обеспечение оптимального сочетания культурных ценностей предыдущего этапа развития с новыми формами постиндустриального общества.

Реализуя эти задачи, Беларусь постепенно интегрируется в мировую экономику. Вступление в ВТО один из верных шагов приобщения к экономике рыночного типа, к данным ее высокого уровня.

 

8.3. Национальная консолидация социально-политических сил общества и внешнеполитические условия развития Беларуси.

 

Поставленные высокие цели строительства социального государства требуют консолидированной поддержки всего общества, всеми социально-политическими силами. Ряд политических партий поддерживают этот курс. Однако отдельные из них, прежде всего коммунистические, все еще находятся в плену теорий, которые привели к краху их политической системы. Но мы знаем, что догматическое следование в русле вульгарно понятых и толкуемых марксовых идей деформировало направление развития экономики, что привело к отчуждению человека от труда. Коммунизм к 1980 году не состоялся и не мог состояться при тоталитарных методах власти, следовательно, не могли быть решены вопросы благосостояния, решены другие проблемы. Игнорирование форм собственности, уничтожение класса собственников пагубно сказалось на всем развития СССР. Падение СССР без его модернизации, без глубинных преобразований было предрешено. Вопрос был во времени.

Вместе с тем своевременная модернизация, отказ от прогнивших форм политической власти и административно-командной экономики могли преобразовать политическую систему.

Внутренняя консолидация социально-политических сил во имя создания общества постиндустриального типа требует и благоприятной внешнеполитической поддержки.

Достичь высокого уровня благосостояния, решения других важных проблем без взаимодействия, стратегического партнерства с союзниками невозможно. Союз с Россией, другими взаимно заинтересованными странами способен открыть на этом пути широкие и многообразные возможности. Беларусь избрала такой путь, делая, в тоже время, упор в экономике на широкое применение инноваций или знаний, воплощенных в технологиях высокого уровня. Уходит в прошлое время, когда природные богатства (в традиционном обществе), труд и капитал (в капиталистическом или индустриальном обществе) определяли уровень развития экономики. Сегодня на первый план выходят в качестве экономического ресурса знания и информация, и сама хозяйственная жизнь определяется постоянными нововведениями (инновациями), основанными на науке. Для Беларуси инновации нужны как воздух (нет необходимых и в нужном объеме сырьевых ресурсов), атомной экономики и т.д. Надо брать умом. Информация становится товаром. В этой связи Правительство Республики Беларусь разработало на длительную историческую перспективу Программу инновационного развития, в которой обозначило последовательно решать проблемы промышленности, повышения качества и конкурентоспособности автомобилей, тракторов, телевизоров, холодильников, другой продукции. Программа включает обновление средств производства, развития науки. Республика уже приступила к реализации Программы: принято решение о создании собственной атомной энергетики, строится Центр (Парк) высоких технологий. Президент страны А.Г. Лукашенко, осознавая важность расширения внешнеполитических факторов для развития Республики Беларусь, укрепляет связи с Россией, странами СНГ и западными партнерами по бизнесу, отвергая диктат как метод осуществления внешней политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.