КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фокус-групповая методика
Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.). Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще по 10–12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно важном, аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса. Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов: 1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии; 2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения; 3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей; 4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления). Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.
Оглавление ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии 1. Предмет, объект социологии 2. Определение социологии как науки 3. Понятие общества как основной категории социологии 4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками 1. Задачи и функции социологии 2. Социология в системе гуманитарных наук ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания 1. Подходы к определению структуры социологии 2. Понятие общей социологической теории 3. Понятие эмпирической социологии 4. Понятие «теории среднего уровня» 5. Понятие микро– и макросоциологии 6. Элементы системы социологического знания ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды 1. Понятие социального закона и его виды ЛЕКЦИЯ № 5. Зарождение и развитие социологии в XIX в 1. Зарождение и развитие социологии в XIX в 2. Этапы развития социологии ЛЕКЦИЯ № 6. Труды ученых XIX в., которые способствовали развитию социологического знания ЛЕКЦИЯ № 7. Общество как социальный организм 1. Общество по Г.Спенсеру 2. Факторы социальных процессов в теории Г. Спенсера 3. Понятие социального контроля в теории Г. Спенсера ЛЕКЦИЯ № 8. Социологическое учение Карла Маркса 1. К. Маркс об отчуждении 2. Эксплуатация в социальных отношениях 3. Марксистская социология после К. Маркса ЛЕКЦИЯ № 9. Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития 1. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма 2. «Социологизм» как социальная теория 3. Теория социального факта Э. Дюркгейма 4. Структура социологии по Э. Дюркгейму 5. Проблема социальной связи в теории Э. Дюркгейма 6. Типы социальной солидарности 7. Анализ Э. Дюркгеймом социальных причин самоубийств 8. Типология самоубийств по Э. Дюркгейму ЛЕКЦИЯ № 10. Социология Макса Вебера 1. Понимающая социология М. Вебера 2. Понятие «идеального типа» 3. Понятие социального действия 4. Идеальные типы социальных действий 5. Понятие рационализации социальной жизни 6. Социология господства М. Вебера и ее типы 7. Понятие бюрократии в теории М. Вебера Лекция № 11. История зарубежной социологии XX в 1. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии ЛЕКЦИЯ № 12. Социология в России 1. Особенности и этапы развития социологии в России 2. Основные положения социологического наследия П. Сорокина ЛЕКЦИЯ № 13. Общество как система. Социальные отношения 1. Понятие «общество» и его трактовки 2. Современное понятие общества и культуры 3. Общество как объект изучения мегасоциологии 4. Социальные структуры, группы и общности ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии 1. Понятие культуры 2. Понятие материальной и нематериальной культур 3. Социологический подход к изучению культуры 4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры 5. Элементы культуры 6. Функции культуры 7. Культурные универсалии и многообразие культурных форм ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности 1. Понятия «человек», «индивид», «личность» 2. Социологические теории личности 3. Социализация личности 4. Этапы социализации 5. Личность в системе социальных статусов и ролей ЛЕКЦИЯ № 16. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений 1. Сущность социального взаимодействия 2. Теории социального взаимодействия 3. Концепция социального обмена 4. Концепция символического интеракционизма 5. Концепция управления впечатлениями ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты 1. Понятие социального института 2. Виды социальных институтов 3. Функции социальных институтов 4. Базовые характеристики социальных институтов 5. Развитие социальных институтов и институциализация ЛЕКЦИЯ № 18. Социальные системы и социальные организации 1. Системный подход: общие положения 2. Системологические понятия 3. Понятие «социальная система» 4. Понятие социальной организации 5. Социальная организация как вид социальной системы 6. Типы социальных организаций 7. Элементы организации 8. Управление организациями ЛЕКЦИЯ № 19. Социальная структура общества и стратификация 1. Сущность и причины социального неравенства 2. Понятие, содержание, основания социальной стратификации 3. Основания стратификации 4. Понятие одномерной и многомерной стратификации 5. Понятие нации 6. Понятие этноса 7. Исторические типы стратификации 8. Основные теоретические подходы в определении классов 9. Немарксистские подходы к определению классов 10. Социальная стратификация современных обществ 11. Понятие «стиль жизни» 12. Социальная мобильность и ее типы 13. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность 14. Вертикальная и горизонтальная мобильность 15. Индивидуальная и групповая мобильность 16. Понятие миграции ЛЕКЦИЯ № 20. Малые группы как объект социологического исследования 1. Понятие малой группы 2. Типология малых групп 3. Структура малой группы 4. Социально-психологические параметры малой группы 5. Динамические процессы в малой группе 6. Лидерство в малой группе ЛЕКЦИЯ № 21. Общественное мнение 1. Понятие, субъект и объект общественного мнения 2. Средства и этапы формирования общественного мнения 3. Функции и характеристика общественного мнения 4. Методология изучения общественного мнения 5. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации 6. Слухи как пример неформальной коммуникации ЛЕКЦИЯ № 22. Девиантное поведение и социальный контроль 1. Понятие и типы девиантного поведения 2. Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков 3. Объяснение девиации с позиции теории социальной солидарности 4. Аномическая концепция девиации 5. Сущность и формы социального контроля 6. Основные компоненты социального контроля ЛЕКЦИЯ № 23. Социальные конфликты и пути их урегулирования 1. Понятие конфликта 2. Социологические теории конфликта 3. Конфликт как показатель противоречий 4. Структура социального конфликта 5. Типология конфликтов 6. Составляющие конфликтной ситуации 7. Классификация конфликтных стратегий ЛЕКЦИЯ № 24. Методология и методы социологических исследований 1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость 2. Система понятий социологического исследования 3. Общая характеристика конкретного социологического исследования (КСИ) 4. Типы социологического исследования 5. Программа социологического исследования 6. Характеристика структурных элементов КСИ 7. Социометрические методики 8. Фокус-групповая методика
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |