Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фокус-групповая методика

Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).

Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще по 10–12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно важном, аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;

2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения;

3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей;

4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.

 

Оглавление

 ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии

 1. Предмет, объект социологии

 2. Определение социологии как науки

 3. Понятие общества как основной категории социологии

 4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

 ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками

 1. Задачи и функции социологии

 2. Социология в системе гуманитарных наук

 ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

 1. Подходы к определению структуры социологии

 2. Понятие общей социологической теории

 3. Понятие эмпирической социологии

 4. Понятие «теории среднего уровня»

 5. Понятие микро– и макросоциологии

 6. Элементы системы социологического знания

 ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды

 1. Понятие социального закона и его виды

 ЛЕКЦИЯ № 5. Зарождение и развитие социологии в XIX в

 1. Зарождение и развитие социологии в XIX в

 2. Этапы развития социологии

 ЛЕКЦИЯ № 6. Труды ученых XIX в., которые способствовали развитию социологического знания

 ЛЕКЦИЯ № 7. Общество как социальный организм

 1. Общество по Г.Спенсеру

 2. Факторы социальных процессов в теории Г. Спенсера

 3. Понятие социального контроля в теории Г. Спенсера

 ЛЕКЦИЯ № 8. Социологическое учение Карла Маркса

 1. К. Маркс об отчуждении

 2. Эксплуатация в социальных отношениях

 3. Марксистская социология после К. Маркса

 ЛЕКЦИЯ № 9. Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития

 1. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

 2. «Социологизм» как социальная теория

 3. Теория социального факта Э. Дюркгейма

 4. Структура социологии по Э. Дюркгейму

 5. Проблема социальной связи в теории Э. Дюркгейма

 6. Типы социальной солидарности

 7. Анализ Э. Дюркгеймом социальных причин самоубийств

 8. Типология самоубийств по Э. Дюркгейму

 ЛЕКЦИЯ № 10. Социология Макса Вебера

 1. Понимающая социология М. Вебера

 2. Понятие «идеального типа»

 3. Понятие социального действия

 4. Идеальные типы социальных действий

 5. Понятие рационализации социальной жизни

 6. Социология господства М. Вебера и ее типы

 7. Понятие бюрократии в теории М. Вебера

 Лекция № 11. История зарубежной социологии XX в

 1. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии

 ЛЕКЦИЯ № 12. Социология в России

 1. Особенности и этапы развития социологии в России

 2. Основные положения социологического наследия П. Сорокина

 ЛЕКЦИЯ № 13. Общество как система. Социальные отношения

 1. Понятие «общество» и его трактовки

 2. Современное понятие общества и культуры

 3. Общество как объект изучения мегасоциологии

 4. Социальные структуры, группы и общности

 ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии

 1. Понятие культуры

 2. Понятие материальной и нематериальной культур

 3. Социологический подход к изучению культуры

 4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры

 5. Элементы культуры

 6. Функции культуры

 7. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

 ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности

 1. Понятия «человек», «индивид», «личность»

 2. Социологические теории личности

 3. Социализация личности

 4. Этапы социализации

 5. Личность в системе социальных статусов и ролей

 ЛЕКЦИЯ № 16. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений

 1. Сущность социального взаимодействия

 2. Теории социального взаимодействия

 3. Концепция социального обмена

 4. Концепция символического интеракционизма

 5. Концепция управления впечатлениями

 ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты

 1. Понятие социального института

 2. Виды социальных институтов

 3. Функции социальных институтов

 4. Базовые характеристики социальных институтов

 5. Развитие социальных институтов и институциализация

 ЛЕКЦИЯ № 18. Социальные системы и социальные организации

 1. Системный подход: общие положения

 2. Системологические понятия

 3. Понятие «социальная система»

 4. Понятие социальной организации

 5. Социальная организация как вид социальной системы

 6. Типы социальных организаций

 7. Элементы организации

 8. Управление организациями

 ЛЕКЦИЯ № 19. Социальная структура общества и стратификация

 1. Сущность и причины социального неравенства

 2. Понятие, содержание, основания социальной стратификации

 3. Основания стратификации

 4. Понятие одномерной и многомерной стратификации

 5. Понятие нации

 6. Понятие этноса

 7. Исторические типы стратификации

 8. Основные теоретические подходы в определении классов

 9. Немарксистские подходы к определению классов

 10. Социальная стратификация современных обществ

 11. Понятие «стиль жизни»

 12. Социальная мобильность и ее типы

 13. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность

 14. Вертикальная и горизонтальная мобильность

 15. Индивидуальная и групповая мобильность

 16. Понятие миграции

 ЛЕКЦИЯ № 20. Малые группы как объект социологического исследования

 1. Понятие малой группы

 2. Типология малых групп

 3. Структура малой группы

 4. Социально-психологические параметры малой группы

 5. Динамические процессы в малой группе

 6. Лидерство в малой группе

 ЛЕКЦИЯ № 21. Общественное мнение

 1. Понятие, субъект и объект общественного мнения

 2. Средства и этапы формирования общественного мнения

 3. Функции и характеристика общественного мнения

 4. Методология изучения общественного мнения

 5. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации

 6. Слухи как пример неформальной коммуникации

 ЛЕКЦИЯ № 22. Девиантное поведение и социальный контроль

 1. Понятие и типы девиантного поведения

 2. Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков

 3. Объяснение девиации с позиции теории социальной солидарности

 4. Аномическая концепция девиации

 5. Сущность и формы социального контроля

 6. Основные компоненты социального контроля

 ЛЕКЦИЯ № 23. Социальные конфликты и пути их урегулирования

 1. Понятие конфликта

 2. Социологические теории конфликта

 3. Конфликт как показатель противоречий

 4. Структура социального конфликта

 5. Типология конфликтов

 6. Составляющие конфликтной ситуации

 7. Классификация конфликтных стратегий

 ЛЕКЦИЯ № 24. Методология и методы социологических исследований

 1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость

 2. Система понятий социологического исследования

 3. Общая характеристика конкретного социологического исследования (КСИ)

 4. Типы социологического исследования

 5. Программа социологического исследования

 6. Характеристика структурных элементов КСИ

 7. Социометрические методики

 8. Фокус-групповая методика

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социометрические методики | Вестфальская система МО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.