КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология исследования управленческих ситуаций
Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих получение оптимального результата. Любая деятельность человека характеризуется методологией и успех исследовательской деятельности в решающей степени зависит от методологии. Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности исследование имеет множество целей: например, мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений, представленная в виде управленческой ситуации. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать, что она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Управленческая ситуация представляет деятельность человека. Исследуя ситуацию в системе управления, нельзя ее исследовать в отрыве от человека и всех факторов ее использования в его деятельности. Предметом исследования является управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем: противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, одни из которых являются «вечными», другие – преходящими или созревающими. Цель – основа распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования является так называемый подход – ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход – это выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д. Системный подход – это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Возможны следующие аспекты системного подхода: · элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности; · структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости); · функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций; · интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы; · коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей; · исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подходы могут быть эмпирическими (опирающимися на опыт), прагматическими (опирающимися на задачи получения ближайшего результата) и научными. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который предусматривает научную постановку целей исследования и использование научного аппарата в его проведении. На практике же в работе с ситуациями и выработке решений часто ограничиваются эмпирическим и прагматическим подходами. Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые делятся на формально-логические, общенаучные и специфические. Формально-логические – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления; общенаучные методы отражают научный аппарат исследования; специфические методы зависят от специфики систем управления и отражают специфику управленческой деятельности. Всякое исследование должно быть обеспечено фактологически. Теоретическое и практическое значение фактологического материала определяется методологией исследования. Методология помогает устанавливать взаимосвязь фактов и направляет ход дальнейшего исследования. Она выступает в качестве основания отбора фактов по степени их значимости, важности анализа и упорядочения. В то же время и сами факты, их состав, достоверность, форма, тип оказывают влияние на формирование методологической схемы исследования. Поэтому фактологический материал содержит две стороны: теоретико-методологическую, обусловленную методологией, составляющей основу исследования, и эмпирическую. Теорико-методологическая функция гипотезы проявляется, во-первых, в том, что она помогает отобрать именно те факты, которые нужны для решения поставленной управленческой проблемы, и, во-вторых, в том, что она в определенном смысле фиксирует направление, следуя которому эти факты можно будет организовать наилучшим образом. Эмпирическая функция проявляется в возможностях получения фактов. Можно выделить следующие этапы работы с фактами в процессе исследования: описание, объяснение и предсказание-прогноз. Научное описание – это фиксация результатов эмпирического исследования посредством фактов. Цель описания – приведение эмпирических данных к тому виду, в котором они оказываются доступными для различных научных обобщений и выводов. Исходя из практики исследований, можно выделить несколько методов описания. Метод группировки фактов – это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия. Назначение группировки – выявление взаимосвязей между несколькими переменными (взаимоконтроль данных, структурная характеристика, определение тесноты связей и их направления, поиск устойчивых сочетаний свойств). Группировка позволяет связать факты в единую систему соответственно описательной гипотезе на основе того или другого ряда определяющих признаков. Метод построения типологий – это поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (фактов) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (факту). Описание признаков социальных фактов может осуществляться и на основе определенных теоретических концепций – это теоретическая типологизация. В этом случае членение наблюдаемых фактов (т.е. выделение устойчивых групп) производится априори. Результаты процедуры описания могут выражаться как в индивидуальных фактах, так и в обобщениях. Однако специфика исследования управленческих ситуаций состоит в том, что чаще всего встречаются многомерные факты. Таким образом, процедура описания приводит к формированию нового теоретического объекта, который непосредственно уже не может фигурировать как объект эмпирического исследования. Процедуры научного описания, могут быть положены в основу подбора материала для формирования ситуаций в зависимости от специфики используемых фактов и целей исследования. Объяснение – это раскрытие на основе эмпирических фактов и методологии исследования сущности объекта (объектов) наблюдения, демонстрация его подчиненности определенным объективным тенденциям или законам. Одна из важнейших логических характеристик любого объяснения – его двухсоставность: с одной стороны, положение или совокупность положений, отображающих объясняемый объект (совокупность фактов), а с другой – совокупность объясняющих положений. Конкретный вид любого объяснения определяется, по крайней мере, тремя факторами: характер объясняющих положений, характер объясняемых положений и характер взаимосвязи объясняющего и объясняемого, т. е. механизм объяснения. Современная наука все чаще использует функциональное объяснение. Это обусловлено прежде всего тем, что объектом исследования стали сложные функциональные системы (например, системы управления крупными организациями). Одной из существенных характеристик социального объекта является его структура. Познать структуру – значит раскрыть важнейшую сторону сущности социально-экономической системы. Решение этой задачи и составляет суть структурного объяснения. Последнее состоит либо в объяснении внутренних элементов социального объекта и способа их сочетания в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некой большей системе. В соответствии с этим различают внутриструктурное и внешнеструктурное объяснения. Предсказание - прогноз осуществляется посредством способов проверки гипотез. С логической точки зрения процесс всесторонней практической проверки гипотезы является процессом подтверждения опытом следствий, вытекающих из этих гипотез. Причем проверка должна проходить по каждому альтернативному пути, определенному основными гипотезами, может быть и взаимоисключающими, но обязательно представляющими собой логическое целое со своими гипотезами-следствиями. В то же время эмпирическое подтверждение каждого отдельного следствия основной гипотезы не может служить доказательством самой гипотезы – это неправомерный вывод от истинности следствия к истинности основания. Возможно, данное следствие вытекает не только из данной, но и из какой-либо другой гипотезы. Но чем большее число различных следствий гипотезы подтверждается опытом, тем меньше вероятность того, что все они могли быть выведены из другой гипотезы или гипотез. Однако наиболее эффективным средством проверки истинности результатов исследования является практика, управленческая деятельность персонала управления. Основной формой проявления жизни человека является его деятельность – чувственно-предметная, опытно-конструкторская, теоретическая, духовно-нравственная и др. Человек активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения общественных и личных потребностей. Практика – это целенаправленная, сознательная, организованная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Будучи основным способом общественного бытия человека, решающей формой его самоутверждения, практика является сложной целостной системой, включающей в себя потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты; предмет, на который направлена деятельность; средства достижения цели и, наконец, результат деятельности. Основные виды практики – материально-производственная деятельность и социально-преобразующая деятельность (деятельность людей в социальной, политической и управленческой сферах общественной жизни). Естественно-научный и опытно-конструкторский виды деятельности людей образуют особый вид практики. Наука и практика составляют единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Именно на практике формируются потребности и особенности самого процесса познания, как на эмпирическом, так и на логическом уровне. Но наука не ограничивает свою роль простым обобщением практики, а творчески перерабатывает эмпирический материал, тем самым, открывая новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль, создает возможность «сверхдальнего» предвосхищения практики. В исследовании управленческих ситуаций практика выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой определения проблем, движущей силой исследования, предоставляя необходимый фактический материал, подлежащий обобщению, и тем самым, предотвращая отрыв исследования от реальной жизни. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, полученных в результате анализа ситуации, и в этом смысле она определяет цель исследования. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в создание наиболее совершенных организационных структур управления, используются при подготовке управленческих решений, создании систем управления качеством и т.п. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общественных групп и отдельных индивидов. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Изменения организационно-структурных моделей, произведенные в органах управления, могут быть признаны целесообразными и истинными только в том случае, если они прошли проверку на практике, доказав свою результативность и действенность. Именно практика подтверждает обоснованность выводов и рекомендаций по результатам анализа ситуаций и одновременно формирует новые факты, которые закладываются в дальнейшее описание ситуации. Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник управленческого знания, критерий истинности результатов исследования управленческих ситуаций. Всякое исследование требует наличия концепции. Деятельность исследователя можно сравнить с деятельностью проектировщика, который проектирует новое устройство, руководствуясь соответствующими принципами проектирования. Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или концепции исследования комплексной проблемы. Концепция – это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели. Существуют, например, американская и российская концепции исследования космического пространства, различные концепции реформирования экономики и пр. В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования. В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. Например, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. Можно назвать несколько различных концепций управления: концепция культуры управления, концепция неформального управления и т.д. Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования. Специфика такого объекта исследования, как управленческая ситуация, в значительной степени определяет и принципы его исследования. Эффективность достигается интеграцией, последовательным использованием принципов дивергенции, трансформации и конвергенции. Дивергенция – это расширение границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивости или неопределенности цели исследования. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению – противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные – что и расширяет поле поиска. Дивергенция – это проверка устойчивости идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблемы. Непосредственным результатом дивергенции являются наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений. Использование дивергенции позволяет формировать саму ситуацию, подбирать информацию, уточнять цели исследования. Трансформация – это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для дальнейших исследований и практической работы с ней, в наибольшей степени отвечает потребностям и целям исследования, представление проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятий, которыми следует оперировать при проведении исследования. Принципы трансформации – классификация, смещение, ограничения, установление взаимодействий, уточнение структуры проблемы, морфологический анализ, выбор критериев ранжирования. Конвергенция – это последовательное разрешение альтернативных и второстепенных проблем, пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования. Особенность конвергенции – использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по установленным критериям. Конвергенция – это конкретизация и детализация управленческих решений, сокращение поля поиска.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |