Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы предпринимательства в АПК




 

На базе приватизированных хозяйств были созданы различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий. В экономической литературе встречаются в основном две классификации таких форм:

1. Единоличное владение, товарищество, акционерное общество;

2. Единоличные предприятия и объединения предпринимателей.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан признается

предпринимательская деятельность без образования юридического лица в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства (в сельском хозяйстве) (статья 19) и юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива (статья 34). Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (статья 58). Эти же формы хозяйственного товарищества определяются в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 2 мая 1995 года, «О хозяйственных товариществах».

 

По мнению отдельных экономистов, основным принципом ведения сельскохозяйственного производства является соединение в одном лице и производителя (работника) и собственника. Исходя из этого делается вывод, что наиболее приемлемыми для сельского хозяйства являются такие организационно-правовые формы предпринимательства, как семейные крестьянские хозяйства и кооперативы, а в других формах хозяйственных товариществ труд в определенной степени обособлен от собственности, поэтому не подходит для ведения сельхозпроизводства. Однако эти же авторы, анализируя эффективность различных форм хозяйствования, отмечают, что «рентабельность производственных кооперативов ниже, чем в хозяйственных товариществах», то есть оказывается, что не всегда соединение труда и собственности эффективнее их обособления. Немаловажное значение имеет умение управлять предприятием, трудом наемных рабочих, идти на риск, создать эффективную систему стимулов. Практика становления предпринимательства в аграрном секторе республики и мировой опыт показывают малоэффективность небольших обособленных предприятий в виде крестьянских хозяйств с ограниченными финансовыми возможностями. В США 82 процента от общего количества сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют мелкие фермерские хозяйства. В их собственности находится 43 % земельных угодий, но производят они лишь 12 % от общего объема производимой в стране сельхозпродукции. 8 % крупных хозяйств, обеспечивающие продовольственную безопасность страны, производят 73 % сельхозпродукции.

Крестьянский (фермерский) уклад – это принципиально новая в сравнении с другими укладами социально-экономическая форма, исследованию которой в отечественной и российской экономической литературе уделяется много внимания. Его характерными признаками называются:

- семейно-индивидуальный уклад;

- предпринимательская цель (характер) производственной деятельности, включающая частично потребительскую цель;

- семейно-индивидуальная собственность на ресурсы, продукцию и доходы;

- основные работники – члены семьи; дополнительная рабочая сила – наемные работники;

- внутрисемейное распределение доходов; для наемных работников – по труду;

- разделение обязанностей между главой и членами семьи.

Таким образом, в крестьянском хозяйстве происходит соединение

функций собственности, труда и управления. От личного подсобного хозяйства оно отличается по своему назначению и уровню товарности№

В основе этого нового организационно-экономического уклада лежат присущие только ему принципы хозяйствования. Это:

- добровольность создания, выбора хозяйственных партнеров и форм взаимодействия с ними;

- предоставление крестьянину земли в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или в аренду;

- право собственности на средства производства (технику, постройки, скот и пр.);

- полная самостоятельность в определении структуры производства и реализации продукции, в использовании получаемых доходов;

- экономическая поддержка государства;

- полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

- надежная политическая, экономическая, социальная и юридическая защита.

В Законе Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятом 31 марта 1998 года, крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции. Законом определяются следующие формы крестьянского (фермерского) хозяйства:

- крестьянское хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;

- фермерское хозяйство, основанное на осуществлении личного предпринимательства;

- фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

В отечественной и российской экономической науке традиционно рассматривается трехсекторная модель организационных форм сельского хозяйства: сельскохозяйственные предприятия, сектор личных подсобных хозяйств и фермерский сектор. Надо отметить, что в последние годы преобладающая часть сельскохозяйственной продукции производится в «хозяйствах населения», или в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Основными характеристиками ЛПХ являются:

- семейно-индивидуальный уклад;

- потребительская цель хозяйственной деятельности;

- семейно-индивидуальная собственность на ресурсы, продукцию и доходы;

- работники – члены семьи;

- внутрисемейное распределение доходов;

- разделение обязанностей между главой и членами семьи.

Причины роста этого уклада заложены, во-первых, в неблагоприятных макроэкономических условиях ведения аграрного производства, когда рост налогового бремени на предпринимательскую деятельность ведет к расширению необлагаемой налогами деятельности в личных подсобных хозяйствах. Во-вторых, низкая заработная плата сельских тружеников заставляет их искать альтернативные источники доходов, чем и является продукция, получаемая в личных хозяйствах. В третьих, недостаточность рабочих мест на сельхозпредприятиях, нежелание работать на частника также заставляют сельчан заниматься ЛПХ. Как отмечается в экономической литературе, «только нужда заставляет практиковать этот примитивный (а если подсчитать все затраты, то весьма дорогой) и социально архаичный тип производства. Но из нужды нельзя делать добродетель и усматривать в высокой активности мелкого примитивного хозяйства тенденцию утверждения господства частного производства». Кроме того, резкому прогрессу в развитии личных подсобных хозяйств способствовало снятие в ходе реформ ограничений, касающихся приусадебных участков и количества скота в личном подворье. Все эти причины способствовали абсолютному увеличению объемов производства в хозяйствах населения и повышению их удельного веса в валовой продукции рассматриваемой отрасли. Однако, несмотря на то, что личные подворья, выполняя важную роль в обеспечении населения продукцией, по ряду причин, в частности, примитивной технологии организации производства, не могут сегодня в полной мере способствовать реализации основных приоритетов развития отрасли – производства конкурентоспособной по качеству продукции. В этой связи альтернативными являются формируемые средне- и крупнотоварные производства в форме товариществ и акционерных обществ, ориентированные на экспорт и крупные внутренние государственные закупки.

Сельскохозяйственные предприятия – третья составляющая трехсекторной модели организационных форм сельского хозяйства. Их характеристиками в экономической литературе называются:

- корпоративный уклад;

- предпринимательская цель (характер) хозяйственной деятельности;

- корпоративная, долевая, акционерная собственность на ресурсы, продукцию и доходы;

- работники – члены предприятия, наемные работники;

- распределение доходов по труду и (или) по паям, акциям;

- управление осуществляется собранием, выборным правлением, наемным управляющим.

Эффективной формой аграрного бизнеса в мировой практике признаются сельскохозяйственные кооперативы. В целом в странах мира насчитывается 1 млн. кооперативных организаций более 120 видов и разновидностей. Они объединяют около 700 млн. человек. Наиболее распространенными являются сельские кооперативы. Так, во Франции и ФРГ они объединяют 80 % фермерских хозяйств, в Китае – 85 % крестьянских хозяйств. В основном развитие получили три типа кооперативов: снабженческие, сбытовые и кооперативы по предоставлению фермерам различных услуг (в том числе кредитные кооперативы)

В последнее время сформировалась новая группа сельскохозяйственных производителей, так называемых «операторов». Необходимость определения статуса «операторов» связана с тем, что системой статистики, рыночной информации, сбора налогов и бухгалтерского учета эта группа производителей сельхозпродукции не учитывается в достаточной мере. В казахстанских официальных документах понятие «операторы» впервые введено в Стратегии развития Республики Казахстан до 2010 года, где пишется, что одним из мер государственного регулирования рынков является «регламентация рынков, направленная на формирование профессиональных операторов на рынке соответствующей продукции».

За рубежом термин «сельскохозяйственный оператор» достаточно широко распространен. Он отражает отделение капитала-собственности от капитала-функции в сельском хозяйстве и подразумевает реальных операторов, то есть управляющих фермой. Отделение функции управления от собственности находит широкое распространение и в сельском хозяйстве Казахстана, когда многие владельцы условных земельных паев передают функции управления землей и производством в руки более предприимчивых предпринимателей. Типы новых сельскохозяйственных операторов достаточно разнообразны. Так, Д. Рылько выделяет следующие их типы: банковские компании; предприятия частных фирм, выпускающих средства производства для аграрного сектора; предприятия частных фирм, занимающихся переработкой и сбытом аграрной продукции; предприятия и частные фирмы, предоставляющие производственные услуги и арендующие землю на стороне; смешанные (с долями государственного, муниципального и частного капитала) машинно-технологические станции (МТС); сочетающие черты нескольких типов.

Причины формирования новых операторов связаны с тем, что в условиях кризиса производителям средств производства, финансовому сектору, переработчикам и реализаторам сельхозпродукции необходимы надежные рынки сбыта, рынки заемных средств, источники качественного и дешевого сырья. Кроме того, многие сельскохозяйственные предприятия расширяют свое производство за счет соседних сельскохозяйственных угодий и животноводческих ферм неэффективных соседних хозяйств.

Рылько Д. выделяет три основные формы деятельности новых операторов: предоставление производственных сельскохозяйственных услуг сторонней организацией по контракту с землевладельцами; соглашение о совместной хозяйственной деятельности на ферме; организация сельскохозяйственного производства на арендованной земле.

Возможность формирования новой формы предпринимательства в виде сельскохозяйственных операторов является привлекательной сферой деятельности для иностранных инвесторов. Как показывает опыт России, через эту модель организации бизнеса в сельское хозяйство, с одной стороны, входят иностранные операторы, с другой стороны, иностранные поставщики средств производства видят в новых операторах надежных партнеров по бизнесу.

По размерам оборота капитала и количеству занятых сельскохозяйственные предприятия, как и в других отраслях производства, делятся на крупные, средние и малые. Развитие малого бизнеса в рассматриваемой сфере, несмотря на достаточную ограниченность его возможностей в формировании продовольственных рынков по сравнению с крупным и средним бизнесом, в настоящее время позволяет решить ряд таких проблем, как создание благоприятных предпосылок для трудоустройства значительной части безработного сельского населения, сокращение до минимума потерь сельскохозяйственной продукции, обеспечение более глубокой переработки сырья и, в конечном счете, повышение экономической эффективности сельского хозяйства. В агросекторе, как и в других отраслях экономики, государством оказывается поддержка развитию малого бизнеса. Так, в статье 18 Закона Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяются конкретные формы поддержки хозяйствам, которые согласно Закону РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» попадают под рассматриваемую категорию, а именно, имеют среднегодовую численность работников не более 50 человек и общую стоимость активов в среднем за год не выше шестидесятитысячекратного расчетного показателя. В частности, малые фермерские хозяйства пользуются преимущественным правом при размещении заказов для государственных нужд; получают статистические и информационные услуги, а также научно-технические разработки и технологии на льготных условиях в пределах средств, предназначенных в государственном бюджете на соответствующий год в рамках государственной финансовой поддержки малого предпринимательства; вправе платить подоходный налог на основе налогового патента, либо фиксированной суммы налогов, либо по упрощенной системе определения налоговой базы и ведения налогового учета и т.д.

Административно-правовое регулирование государством деятельности малых предприятий АПК выражается в форме устранения правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих возможности доступа субъектов малого предпринимательства рассматриваемой сферы на рынки средств производства, земли, информационных ресурсов, продовольствия без ограничений. Государство создало более упрощенные условия и удешевило процедуры регистрации, установило регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами и структурами. Кроме того, Президентом республики был объявлен на определенный период времени мораторий на проверки субъектов предпринимательства различными органами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.