Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика бизнеса

«Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. XX века в США. К началу 80-х гг. она стала важнейшим предметом изучения для специалистов. Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго».

Этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной деятельности.

Основные концепции в этике бизнеса:

I. Теория, основанная на религиозной этике. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Но прямое использование имеют определенные ограничения:

– глобализация (различные религии);

– абсолютные нравственные ценности мало что могли дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора.

Другие три подхода опираются на три различные этические традиции:

II.

1. Теория утилитаризма. Основатель – Иеремий Бентом (1748–1832). Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого действия. Таким образом, необходимо количественное измерение всех благ и полезностей.

Теория утилитаризма лежит в основе метода анализа расходов и прибыли. Используют, в частности, для определения эффективности инвестиций.

Проблемы использования теории: несоизмеримость, различная ценность для каждого, отсутствие возможности прогнозирования.

2. Деонтическая этика – теория моральных прав. Основатель – Иммануил Кант (1724–1804).

Принципы деонтической этики:

– универсальность: личные мотивы должны быть универсальными (а что если бы все поступали бы так?);

– обратимость: личные мотивы должны быть такими, чтобы лицо, их реализующее, могло желать их использования другими лицами (а что если бы с тобой поступили также?). Сосредоточена на внутренних мотивах, а не на последствиях действий.

3. Этика справедливости. Исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей – человеческое равенство и справедливость как его выражение. Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости:

3.1. Эгалитаризм. Согласно этой теории (от фр. egalite – равенство) между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Следовательно, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: «Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ».

3.2. «Капиталистическая» справедливость требует распределения благ с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).

3.3. «Коммунистическая» справедливость. Согласно этой теории трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями.

3.4. Концепция Д. Ролза. Его теория справедливости основана на следующих принципах:

1. Каждый человек имеет право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей.

2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы обеспечивались:

а) максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;

б) доступ в равной мере для каждого в учреждения и к должностным лицам, которые являются носителями власти.

Согласно Д. Ролзу, принцип 1 должен быть приоритетным по отношению к принципу 2б, а в рамках принципа 2 положение а должно рассматриваться как приоритетное по отношению к положению б.

Современная корпоративная этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

· создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

· прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

· приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л.Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности, Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое, истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т.Гоббса и Дж.Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

4. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной И.Бентомом и Дж.С.Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж.Руссо и Т.Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А.Смита и учении В.Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.

«В структуре этики бизнеса выделяют макроэтику: та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; и микроэтику».

Проблемы макроэтики:

1) отношения между корпорациями;

2) отношения между корпорациями и государством;

3) отношения между корпорациями и потребителями (реклама!!!);

4) отношения между корпорациями и инвесторами;

5) отношения между корпорациями и локальными сообществами;

6) отношения между корпорациями и окружающей средой;

7) отношения между корпорациями и социальными меньшинствами.

Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже её уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д.

Экономические меры имеют, однако, оборотную – моральную – сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом. В соответствии с неконсервативной концепцией, основывающейся на буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества.

Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности).

Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху».

Снизу – членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции.

Сверху – специальными государственными структурами и законами, прежде всего по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды.

При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями-производителями и потребителями возникает очень часто. Система отношений между организациями-производителями и потребителями будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получит достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. В связи с этим в отношениях возникают две этические проблемы: 1) проблема безопасности и качества продукции; 2) проблема рекламы (точности, правдивости получаемой потребителями информации и манипулирования потребителем).

Организации должны также помнить о своей ответственности перед владельцами (инвесторами). Основная часть из множества существующих способов обмана инвесторов распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей и активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.

Руководство организации может также злоупотреблять инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Наиболее часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов, другой общепринятый ход – завышение счета с последующим дележом разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи конфиденциальной информации организации-конкуренту или ее использования для игры на фондовой бирже.

Моральные проблемы возникают и в отношениях организаций с местным сообществом. Речь идет об участии организаций в обеспечении его экономической стабильности, развитии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ.

На организациях также лежит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддержке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина, благоустройство и организация досуга).

Взаимоотношения между организациями и окружающей средой являются одной из острейших проблем современности. С одной стороны, возникла новая и обширная сфера приложения капитала, с другой стороны, возросли затраты капитала на соответствие предъявляемым требованиям со стороны природоохранного законодательства.

Реальная практика свидетельствует: многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер, – наиболее распространенные методы нарушений.

«Под микроэтикой понимают исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным стимулом и ее работниками, а также держателями акций».

Проблемы микроэтики:

1) власть и подчинение;

2) проблема служебных разоблачений;

3) проблемы работающих женщин;

4) этика выгодных связей;

5) проблемы социальной ответственности.

Выделяют четыре группы основных аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений, неправильных с этической точки зрения:

· уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т.е. на самом деле не является аморальной;

· уверенность в том, что данная деятельность отвечает интересам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

· уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

· уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает организации, то она отнесется снисходительно и даже защитит человека, ею занимающегося.

Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат.

Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения.

Женщины в организации продолжают сталкиваться с серьезными проблемами: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам («ты – мне, я – тебе»).

Как правило, проблемы микроэтики находят свое отражение в кодексах поведения компаний.

Способы повышения уровня этичности организации

Выделяют следующие инструменты повышения уровня этичности организации:

этические кодексы (описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов);

«карты этики» (набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских фирмах);

комитеты по этике (Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации);

социальные ревизии (предложены для оценки составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации);

обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Включение этики как предмета в курсы обучения управлению персоналом и государственному управлению является ещё одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы);

этическая экспертиза (представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), который вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или её конкретных проектов);

♦ этическое консультирование (проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны).

 

Пример теста на проверку уровня этичности сотрудников:

Оцените утверждения (сс – совершенно согласен; с – согласен; нс – не согласен; снс – совершенно не согласен).

1. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству…………………………………………………….. сс – с – нс – снс

2. Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом……………………………………. сс – с – нс – снс

3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов, поэтому иногда в отчетах необходимо давать примерные цифры……. сс – с – нс – снс

4. Бывают случаи, когда нужно скрыть негативную информацию от начальства……………………………………………………………. сс – с – нс – снс

5. Нам всегда следует поступать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий…...сс – с – нс – снс

6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время, и ничего страшного в этом нет………………………………………… сс – с – нс – снс

7. Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников………………………………………………………………………сс – с – нс – снс

8. Я бы раскрыл «желательную» дату отгрузки заказов, чтобы заполучить этот заказ…………………………………………………….. сс – с – нс – снс

9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания……………….. сс – с – нс – снс

10. Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства, которые мы применили............................................................................................... сс – с – нс – снс

11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики организации, я дам на это разрешение……………………………………………………….. сс – с – нс – снс

12. Без нарушения политики организации и существующих инструкций жить совершенно невозможно…………………………………….. сс – с – нс – снс

13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы фиксировалась «нехватка», а не «излишки» полученных товаров………………………………………………………………………….сс – с – нс – снс

14. Использовать время от времени копировальную технику организации для личных целей вполне приемлемо……………………………… сс – с – нс – снс

15. Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пишущих машин и т. д.) – допустимая дополнительная льгота………………………………………………….. сс – с – нс – снс

16. Если есть возможность работать по совместительству в организации конкурента, то это частное дело работника и оно вполне приемлемо………………………………………………………………….сс – с – нс – снс

17. Заниматься посторонними делами или своим личным бизнесом в помещении организации и в рабочее время допустимо, если это не вредит организации, не снижает ее доходы…………………………… сс – с – нс – снс

18. Предложить лицам, ответственным за закупки ваших товаров, выгодную работу, сделку допустимо…………………………………… сс – с – нс – снс

19. Принять подарки, деньги от другой организации вполне допустимо………………………………………………………………………сс – с – нс – снс

20. Клевета, ложь, пренебрежительное замечание о конкурентах допустимы, если они сделаны в интересах организации……………… сс – с – нс – снс

21. Принцип «взаимности», или «ты мне – я тебе», вполне приемлем и укрепляет отношения с партнерами…………………………………. сс – с – нс – снс

22. Обманывать коллег, делать ложные заявления в целях организации допустимо……………………………………………………………. сс – с – нс – снс

23. Если нужно, то вполне допустимо использовать мощь организации для запугивания конкурентов ради достижения своих целей……. сс – с – нс – снс

24. Предъявить организации счет за несъеденные обеды, неизрасходованный бензин, неиспользованные авиабилеты допустимо и является небольшой добавкой к личному доходу…………………………… сс – с – нс – снс

25. Угрозы по отношению к наемным работникам в целях решения задач организации допустимы…………………………………………..сс – с – нс – снс

26. Использование грубости и насилия по отношению к подчиненным в случае крайней необходимости допустимо…………………………...сс – с – нс – снс

27. Ношение оружия на территории организации с согласия администрации допустимо………………………………………………………сс – с – нс – снс

28. Сексуальные домогательства на территории организации не являются слишком грубым нарушением этических отношений……….. сс – с – нс – снс

29. Запугивание подчиненных в интересах повышения уровня дисциплины допустимо………………………………………………………….. сс – с – нс – снс

30. Работать и не нарушать российское законодательство невозможно……………………………………………………………………..сс – с – нс – снс

31. Дискриминация по признакам цвета кожи, религии, возраста, национальности, инвалидности, стажа работы может быть допустима с различными оговорками……………………………………...сс – с – нс – снс

 

Подсчитайте результаты:

Баллы

сс……………. 3

с…………….. 2

нс…………… 1

снс………….. 0

 

Если вы набрали в сумме:

0………………………….. Готовьтесь к церемонии канонизации в качестве святого

1-10……………………… Вам можно идти в епископы

11-20……………………. Высокий этический уровень

21-30……………………. Приемлемый этический уровень

31-48…………………… Средний этический уровень

49-61…………………… Требуется моральное совершенствование

62-79…………………… Происходит быстрое соскальзывание в пропасть

Свыше 80……………… Охраняйте ценности от самого себя

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как поступать в ситуациях морального выбора? | Предмет муниципального права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.