КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассудок
РАЗУМ I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДУШИ РАЗУМ, как высшая духовная сила человека, предназначен жить в Боге, познать его. Для этого Бог наделил разум способностями видеть, познавать, созерцать Бога, т.е. разум есть «око души», или ум. Под созерцанием понимается деятельность ума, которым усматривается и рассматривается Бог. Деятельность души полностью зависит от того состояния, в котором находится разум его. Здоровым разум называют тогда, когда через созерцание прилепляется к Божественному Свету, вращаясь вокруг него и одновременно в самом себе. Разум может зреть естественн о, проникая в значение и сущность вещей через умозрение и чувственное восприятие, а может зреть сверхъестественно, получая непосредственно от Бога откровение о Себе как Творце и о всем сущем.
Идеи всех вещей, всего мира содержатся в уме Божием и облекаются Богом разными силами и стихиями. У каждой вещи есть идея, заложенная в нее Богом. Усилиями человеческого разума постигаются эти идеи, облекаясь в невидимые мысли и через них посильно постигаются свойства Ума Божия.
Задача Адама, как и каждого человека в том, чтобы: - познавать идеи тварных вещей; - затем познать собственную природу, созерцая в Боге и через Бога себя самого как Бог, а не как человек; - после этого ум человека должен взирать и простираться к безначальному Богу, возлюбить божественную и превосходную сверхъестественную красоту, возвысившись до уподобления Богу. Когда внимание разума устанавливается на сверхъестественной и единой природе Божией, тогда чувства не нужны, движения рассудка прекращается (нет перехода от одной мысли к другой), нет созерцания (признак Иисусовой молитвы), поскольку существо Бога не созерцаемо. Разум проникает в область Божественную, становясь выше собственной природы, где находятся сокровища всякого знания. Такое состояние разума возможно лишь в случае его чистоты и к нему должен стремиться каждый человек.
Грехопадением прародителей закрылись очи души человека. Поврежденный разум не созерцает даже естественное. Человек духовно ослеп, тогда у него открылись очи неразумные «очи чувств» (то зрение, как у нас), от действия которых образовалась в нем мудрость земная, душевная, бесовская, мудрость мира сего, чуждая духовных интересов, мудрость отвергнутая Богом, как безумная. Отсюда разные философские системы – собрание ложных познаний. Разум полностью доверяется рассудку, от которого взял сложность и разделение. Отсюда познание стало рассудочным, логическим, опосредованным. Разуму присуще движение, а ниспадая в рассудочную область, разум стал рассеянным, увлекаться пустым, осуетился. Далее разум ниспал в чувственную область (она отвечает за вещественные предметы, где нет Бога), отсюда забывчивость Божественного, мечтательность, он влечется к вещественному миру, увлекая за собой и душу – это действие дьявола – первый фантазер, наполнил свой ум образами равенства Богу. Так и человеку внушил стать таким, как Бог. Разум человека, приняв ложь за истину, повредился и начал стремиться ко злу, представляющемуся ему добром.
Следующей познавательной силой человека является РАССУДОК – ниже разума. Его задача – познание видимого, тварного, конечного. Он не может постигать невидимое и бесконечное. Сознание, проходящее через рассудок, является нам в виде интеллекта. Рассудок образует понятия чувственного мира, материал для себя берет от чувств: зрения, слуха, осязания. Он опирается на воображение и память, через них все чувственное входит в душу. Весь этот мысленный материал обрабатывает рассудок. Телесным органом рассудка является головной мозг. Мозг это НЕ аппарат познания, а лишь инструмент, которым пользуется рассудок, производя свои мыслительные процессы. Целью всей усилий мозга является покой, который достигается тогда, когда он решит, исследует незнакомые ему явления, т.е. в результате своей деятельности рассудок делает вывод о познаваемом объекте, его содержании.
Рассудок, подчиняясь разуму, доставляет тому материал об исследованном явлении чувственного мира – это нормальный здоровый процесс. Благодаря такому взаимодействию появляется РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ – источник и корень всех добродетелей.
После грехопадения очи разума закрылись и открылись телесные очи рассудка, появилось страстное зрение. Рассудок стал мыслить себя центром, для которого существует все в мире. Критерий истинности знания всего окружающего видит только в себе. Дух гордыни поврежденного рассудка не дает правильно отличать истину от лжи, т.к. не ведает Бога и не сознает свою немощь. В своем познании рассудок опирается на опыт, основанный на осязании, рассудок заболевает рационализмом, признавая истинным только то, в чем можно осязательно увериться, и что можно проверить рассудочным способом. Мир духовный рассудку не доступен – его нет, нет и Бога, а все происходящее – случайность. Бери от мира все и сейчас – вывод рассудка. Христианские подвижники учат, что рассудок должен обсуждать всякие помыслы вместе с разумом, определяя их характер, источник и качество и бороться с греховными помыслами (от рассудка помыслы и мечтания).
Помысл рождается от рассудка. Выделяют 3 рода причин возникновения помыслов:
1. Физиологические. Возникают помыслы от чувственных (5 чувств) представлений мирских предметов, о каких человек слышит и видит. 2. Психологические. Появляются без внешнего возбуждения. Рождаются или от «естественной плотской похоти» или от прежних впечатлений (память), или от «душевной склонности» - навыков. 3. Духовные – их причины – мир духовный – Бог, ангелы и души человеческие.
Все эти помыслы воздействуют на душу.
Таким образом, мышление человека, выйдя из-под контроля разума и Бога, подверглось неудержимому наплыву разных помыслов, как своих, так и чужих, не имея возможности не только ими управлять, но и просто замечать. Отсюда у людей
- в понятиях: запутанность, сбивчивость, нестройность; - в суждениях: поспешность, изменчивость, отсутствие оценки, болтливость, поверхностность; - в заключениях: недальновидность, предположительность, предрассудки.
Пока рассудок не подчинится разуму, а разум – Богу – невозможно освободить ум от мрака и неведения. Кроме РАЗУМА И РАССУДКА у человека есть силы низшего порядка, которыми осуществляется чувственное и эмпирическое познание.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |