Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Желательные силы

 

С оживлением духа оживает деятельная сила – совесть, которая направляет все силы души к Богоугождению. При этом совесть сама изменяется под действием благодати Божией.

Совесть с помощью разума начинает обсуждать те или иные действия человека, с целью его исправления и совершенствования. Если она видит несоответствие с законом Божиим действие слов и мыслей человека, то она может наказать его через силу чувств, например, болезненное сокрушение в грехе, от которого он избавляется покаянием. Покаяние очищает разум и сердце, что обеспечивает чистоту и чувствительность совести. Если человеческие действия согласуются с Законом Божиим, то совесть одаривает человека радостью и покоем. Исполняя требования совести, человек получает истинную свободу от греха и вечной смерти. В основе совести лежит ревность к Богоугождению, постоянному исканию воли Божией. Воля человеческая согласуется с волей Божией с помощью действий разума и совести.

 

В чем состоит воля Божия? Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божие и, наоборот, все, что приводит нас к Богу – согласно с волей Божией.

У человека появляется желание нечто сделать. Тогда разум и совесть обсуждают это, а воля активизирует силы человека, чтобы осуществить задуманное. Частое повторение действий, согласных с волей Божией, приводит к навыку и вырабатывает в воле человека Божественные качества: чистоту, доброту, благоразумие и желание жить в согласии с законом Божиим. Такая воля перестает служить страстям и плотским похотям, становится выносливой в трудах и злостраданиях, желает добра ближним. Она исполняет желания духа, совпадающие с желаниями Бога. На высшей стадии развития воля прекращает всякое самовольные действия, полностью предавая себя Богу, отказываясь от своих желаний, желая того, что желает Бог.

Душа желает свои низшие хотения отвлечь от чувственности и приучить их к предметам духовным. Чтобы очистить дух и восстановить его силу, необходимо высвободить душу от плотских, чувственных пожеланий. По мере устремления к духовному, душа избавляется от склонности к чувственному и приятному, не ищет чувственных удовольствий, хотя и не может не испытывать их. К приятностям она относится бесстрастно, а затем и игнорирует их, как препятствующие испытывать истинные духовные наслаждения, забывает о сне, голоде, холоде и других лишениях. Ослабляется и прекращается действие родовой функции, т.е. плотской похоти. Когда к душе прикасается Дух Божий, человек весь устремляется к Богу, утрачивает сочувствие ко всем предметам мира сего.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В Священном Писании встречаются понятия «ветхий» человек и «новый» человек. Это один человек, который живет то в самоугодии и страстях, то во всем ревнует угождать Богу. Душа ветхого человека – самоугодие, а душа нового человека – самоотверждение. Самоугодие умерщвляется самоотверждением, и наоборот. Силами того и другого направления является одна и та же сознательная воля человека.

Душой ветхого человека является самолюбие – искаженная любовь человека к самому себе из-за отсутствия любви к Богу, а содержанием души нового человека будет являться правильная любовь к себе, рождаемая из любви к Богу – Боголюбие. Чтобы погубить самолюбие необходимо отвергнуть эгоистическое направление к себе и перенести центра жизни на Христа.

Этот процесс мучителен, поскольку требует от человека отказаться от греховных привычек и наклонностей. Ему необходимо изменить направление всех сил души и обратить их к Богу. Душа проходит три возраста: начало веры, преуспение в ней и совершенство.

1) Начало веры – это младенчество, когда нет еще определенных понятий о Боге и духовной жизни. Бог, как родитель, печется о своем чаде, помогает ему. Первое чувство обращающегося к Богу – чувство рабского страха грешной души от действия на нее благодати Божьей. Затем Бог оставляет душу без явного попечения, чтобы душа испытала действие страстей и бесов, чтобы она осознала свою немощь и устремилась к Богу. Поразив душу скорбью и унижением, в ней подавляются тщеславие и гордость и приобретается смирение – основа нового человека. Все доброе от Бога, а грехи от себялюбия. Этот период духовного возраста человека характеризуется телесными трудами и подвигами, как, например, описывает преподобный Иоанн Лествичник: «послушание, пост, вретенце, пепел, слезы, исповедание, молчание, смирение, бдение, мужество, стужа, труд, злострадание, уничижение, сокрушение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, простая не любопытная вера, беспопечение о мире, непорочная ненависть к родителям, беспристрастие, простота с незлобием, произвольная худость». Эти 24 добродетели открывают доступ к изучению духовной жизни.

 

2. После того, как устанавливаются добрые формы жизни, человек вступает в юношеский возраст, в котором все силы направляются на получение образования и формирование сознание. Начинается изучение науки подвижничества, состоящее в упражнениях по искоренению страстей и насаждении добродетелей. В роли учителя выступает Святой Дух. Он учит явными ощутительными для телесных чувств методами, т.к. человек – младенец духом и живет «телесной» жизнью. Благодать Божия, например, сохраняет человека от гибели в опасной ситуации или помогает ему в жизненных затруднениях, чтобы человек уразумел Помощь Божию и доверился Богу.

По мере возрастания благодать вводит его в область мысленную, духовную, показывает ему хитросплетения мыслей, внушаемые бесами, посрамляя врагов, человек уповает только на Бога, приобретает мудрость, призирает бесов. Появляется в духовном юноше чувство силы в Боге. Начинается духовное в е дение. Сознание еще не совершенно и нуждается в постоянных умственных упражнениях для приобретения смиренномудрия.

 

3. По мере образования сознания подвижник подходит к совершенству – это состояние, когда он не совершает в своей жизни зло ни словом, ни делом, ни мыслями. Имеет рассуждение добра и зла, знает безначального Бога, Который открывает ему свои тайны, питает его твердой пищей духовного ведения, возрастая в «мужа совершенна».

Душой такого человека является самоотвержение, включающее в себя три силы:

 

1. Смирение как отсутствие любви к суетной славе;

2. Нестяжание как нелюбовь к чувственному;

3. Воздержание – нелюбовь сладостей плотских.

 

Центром жизни нового человека является любовь к Богу и миру духовному. Сознательным проявлением любви является смиренномудрие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние чувствующих сил | Кривошипно-шатунный механизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.