Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды менеджмента




Еще в 50—60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о

менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный

объект. На сегодняшний день объектов, изучаемых менеджментом, существует

несколько, и число их продолжает расти.

Речь идет об организационной деятельности, производстве, материалъно-

техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах,

учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добави-

лось распространение знаний.

В зависимости от объекта управления выделяют следующие виды менеджмента:

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации,

формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выра-ботку

норм, регламентов, правил, инструкций и проч.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление

ос-новной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло,

коорди-нации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно

по-нимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу,

банку, агрофирме);

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор

стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции,

организация трудового и технологического процесса, их регулирование,

устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование,

расстановка кадров и т. п.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения

хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья,

материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их

предпродажной подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он

имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследо-

ваний, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, вне-

дрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инноваци-

онной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование

творчества.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегод-

няшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением

фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те-

кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование ка-

налов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Персонал-менеджмнет решает задачи подбора, расстановки, обучения,

повыше-ния квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и

стимулиро-вания; отвечает за создание благоприятного морально-психологического

климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной

органи-заций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и

финан-сового плана организации; формированием и распределением фонда ее

денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного

финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются

риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается

поиском законных способы оптимизации величины уплачиваемых организацией

налогов.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа

дан-ных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми

показателя-ми, результатами деятельности других организаций с целью

своевременного выяв-ления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного

использования имею-щегося потенциала.

В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний,

управляю-щем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения,

придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью

фильтрации, син-теза, облечения в новые формы и проч., позволяющих потребителям

более эффек-тивно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний

связан с соз-данием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди

постоянно обме-ниваются информацией и есть все возможности для ее эффективного

усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями сострит в том, чтобы облегчить вы-

явление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передо-вого

опыта, творческих возможностей.

Это важно и потому, что в перспективе все крупные организации должны де-

литься на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно неболь-

шого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут

добывать и ассимилировать чужие знания.

Далее представлена более подробная характеристика видов деятельности, их

особенности и необходимость, а также рассмотрен круг вопросов, решаемых

каждым из них.

Производственный менеджмент

Производственный менеджмент — комплексная система обеспечения

конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В

производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и

практические вопросы организации производственной деятельности.

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды

менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др.

Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью

прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии,

производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации

производства, инновационной политики и др.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

• организационная структура системы управления (управляющая под-система);

• производственная структура (управляемая подсистема);

• прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

• организация основного производства;

• организация обслуживающего производства;

• организация подготовки производства новой продукции;

• реализация стратегии маркетинга.

Графоаналитическая модель системы производственного менеджмента должна быть

простой и доступной для понимания, а самое главное — при-емлемой для

практического применения в повседневной деятельности ме-неджеров. Поэтому она

должна отвечать требованиям системного подхода к моделированию как структуры

производственного менеджмента, так и процессов, происходящих в нем.

К компонентам «входа» системы производственного менеджмента относятся

методическая, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация,

сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые

трудовые ресурсы, внешняя информация.

На «выходе» системы производственного менеджмента — выпускаемый товар

(выполняемая услуга) соответствующих количества, качества, ресурсоемкости,

поставленные в установленные сроки.

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся тре-бования,

рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в

связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями НТП,

инновациями и другими факторами.

При обработке системы менеджмента сначала следует на основе мар-кетинговых

исследований конкретизировать «выход», затем проанализи-ровать качество

внешней среды и «входа».

К функциям производственного менеджмента относятся: стратеги-ческий

маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация,

регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих

один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации,

соединенная с каждой функцией.

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент — комплексная система управления эффективностью

инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов

инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном

менеджменте рассматриваются теоретические и практические основы, а также

практические рекомендации по построению организационных структур, выборов

направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению

конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым,

экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами

управления персоналом инновационной фирмы. Все вопросы должны разрабатываться

с применением совокупности научных подходов, принципов и методов менеджмента.

Теоретические вопросы рассматриваются с учетом всех видов инноваций и стадий

их жизненного цикла. Методические и практические вопросы должны подробно

рассматриваться по стадиям маркетинга, НИОКР, организационно-технологической

подготовки производства в увязке с остальными стадиями.

Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности

компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной

деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе

рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых

ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов

экономического механизма менеджмента.

Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики

и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов

продукции. Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с

помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых

технологических возможностей.

Процесс инновационного менеджмента требует о организационных структур

способности быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент — это совокупность концепций, правил и методов

выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения

направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения

касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в

будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с

финансовыми или реальными активами.

Финансовый менеджмент — комплексная система обеспечения устойчивости,

надежности и эффективности управления финансами. Финансовый менеджмент

является видом профессиональной деятельности, направленной на управление

движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между

хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей

управления финансами и осуществления воздействий на них с помощь методов и

рычагов финансового механизма. Целями финансового менеджмента являются:

• максимизация прибыли;

• платежеспособность;

• рост стоимости собственного (акционерного) капитала.

Основная задача финансового менеджмента — принятие решений по обеспечению

наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками

ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком

финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее

эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является

центральным вопросом в финансовом менеджменте.

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми

ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

• объема требуемых средств;

• формы их предоставления (долго- или краткосрочный кредит, де-нежная

наличность);

• степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным

видом ресурсов;

• риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников

гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление

активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных

инвестиционных решений:

• оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды

(материальные, трудовые);

• целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и

структура;

• оптимальность оборотных средств;

• эффективность финансовых вложений;

Основные функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

• финансовом анализе и планировании на основе показателей фи-нансовой

отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего

управления финансами и внешней отчетности;

• принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной

структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,

• принятии долгосрочных решений по выбору источников финан-сирования и

формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения

капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;

• управлении оборотными активами фирмы;

• выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением,

консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного

обеспечения, реорганизацией предприятия.

Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому

анализу и планированию в виде общей оценки:

• активов предприятия и источников их финансирования;

• величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для под- держания

достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его

деятельности;

• источников дополнительного финансирования;

• системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых

ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.