Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип единства политики и экономики




Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность.

Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность.

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации и децентрализации.

Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

Принцип пропорциональности в управлении.

Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

Принцип единства распорядительства в управлении.

Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

Принцип экономии времени.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

Принцип делегирования полномочий.

Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

Принцип обратной связи.

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

Принцип экономичности.

Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

Принцип эффективности.

Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

Принцип мотивации.

Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Принципы менеджмента.

Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.К некоторым современным принципам менеджмента относят:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
  • обостренное чувство ответственности за дела организации;
  • ориентация на конечные результаты деятельности;
  • стремление к нововведениям;
  • ориентация на лидеров;
  • энтузиазм персонала;
  • развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
  • опора на общечеловеческие ценности;
  • высокие стандарты деятельности;
  • опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
  • решение новых проблем новыми методами;
  • возрастание роли неформальной организации.
  • свобода и жесткость одновременно;
  • постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
  • поступки должны быть решительными, но взвешенными;
  • концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

Частными принято называть принципы управления, от­носящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно вы­делить две подгруппы.

Первая подгруппа включает в себя принципы, касающие­ся осуществления отдельных функций управления. Сюда вхо­дят принципы планирования, организации, учета, контро­ля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подраз­деление, организация, отрасль, национальная экономика).

Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель—задача—функция наивысший при­оритет имеет цель, затем задача и потом функция.

Принцип приоритета функций над структурой при созда­нии организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реали­зации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразде­лений организации в соответствии с набором функций, рас­сматриваются иные варианты построения организации, ис­ходя из приоритета цели, достижению которой должны слу­жить вышеупомянутые функции.

В сформировавшихся и нормально функционирующих органи­зациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляют­ся, а излишние постепенно отмирают.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следую­щее содержание. В процессе создания организации ее учре­дители должны избирать в соответствии со своими потребно­стями и возможностями трудовой коллектив, характер дея­тельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления орга­низации должны назначаться в соответствии с характерис­тиками и потребностями конкретных структурных подраз­делений.

К принципам соответствия относятся принцип соответ­ствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип со­ответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децент­рализации производства и управления.

Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели дол­жен соответствовать набор финансовых, сырьевых, матери­альных, энергетических и человеческих ресурсов, позволя­ющий обеспечить достижение указанной цели.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руково­дителей.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, со­гласно которому любые дополнительные затраты организа­ции должны быть оправданы предполагаемым или фактичес­ким повышением эффективности ее функционирования.

Формулировка принципа оптимального сочетания центра­лизации и децентрализации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие орга­низации функционируют гораздо менее эффективно, чем орга­низации, имеющие средний размер. Построение процесса организации осуществлять­ся на основании следующих принципов:

- Комплексный подход к изучению управляемых и неуп­равляемых факторов, влияющих на процесс организации.

• Обеспечение объективности протекания процесса.

• Наиболее оптимальное и полное информационное обес­печение процесса.

• Жесткая регламентация операций и процедур всех эта­пов проектируемого процесса.

• Соответствие свойств процесса техническим, экономичес­ким, социальным и организационным ресурсам организации.

К принципам организации и осуществления управленчес­кого учета относятся:

• непрерывность деятельности предприятия;

• использование единых для планирования и учета еди­ниц измерения;

• оценка результатов деятельности как предприятия в це­лом, так и каждого его структурного подразделения в от­дельности;

• преемственность и многократное использование первич­ной и промежуточной информации в целях управления;

• формирование системы показателей внутренней отчет­ности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными струк­турными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;

• применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;

• полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпыва­ющую информацию об объектах учета;

• периодичность, отражающая производственный и ком­мерческий циклы предприятия, установленные учетной по­литикой.

Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционирования имеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персона­лом должно осуществляться в строгом соответствии с целя­ми и потребностями функционирования организации.

Смысл принципа первичности функций управления пер­соналом заключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управ­ления персоналом, а также характер информационных свя­зей и взаимодействия между ними находятся в прямой зави­симости от содержания функций управления персоналом.

Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафун­кций управления персоналом определяет необходимые про­порции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом.

Сущность принципа оперативного реагирования на из­менения специфики функционирования организации зак­лючается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятель­ности в сравнении с функциями, направленными на вспо­могательную деятельность.

Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно пре­рывать процесс ее функционирования. Иными словами, каж­дый работник должен быть в состоянии выполнять служеб­ные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.

Сущность принципа ситуации заключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конк­ретную сложившуюся ситуацию.

Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кад­ров.

Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры та­ким образом, чтобы отрицательные качества одного работни­ка компенсировались положительными качествами другого.

Принцип динамизма устанавливает необходи­мость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдви­жению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабиль­ность необходима для осуществления долгосрочных программ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.