Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджер и его функции




а) Менеджер как субъект управленческой деятельности
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях. Поскольку предпринимательской деятельности свойственны риск и неопределенность результата, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новых методов управления и т.д.
Термин "менеджер" применим:

  • к организатору работы в рамках отдельных подразделений;
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.


Качества‚ необходимые менеджеру:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства;
  • владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;
  • принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;
  • практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;
  • умение управлять людьми - основная функция.


Функции менеджера:

  • организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
  • руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;
  • управление людьми;
  • административная деятельность в соответствии с современными методами управления.

б) Уровни управления
Перед фирмой стоят задачи разного уровня - стратегические, тактические, оперативные. Следовательно‚ их должны решать менеджеры разных уровней. Во всех организациях возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников. Поэтому в любой компании существует иерархия управления, то есть организационная структура, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления.
По месту‚ занимаемому в системе управления организацией‚ выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.
Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).
Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном‚ это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.
Руководители высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

в) Характеристика управленческих ролей и навыков
Положение менеджера в иерархии определяется степенью власти над другими людьми. Занимая какое-либо звено в управленческой иерархии, менеджер выполняет свойственные этому звену функции, вступает во взаимодействие с вышестоящим руководством, подчиненными и людьми равного положения. Эти отношения могут быть описаны как роли или модели поведения:

  • межличностные роли - роли представителя, руководителя, посредника. В качестве представителей менеджеры выступают от имени фирмы на презентациях, официальных мероприятиях и т.д. В качестве руководителей менеджеры могут нанимать, обучать, стимулировать служащих, направляя их на достижение целей организации. В качестве посредников менеджеры связывают между собой группы отдельных людей и индивидуумов как внутри‚ так и вне компании (поставщиков, конкурентов, потребителей и т.д.)
  • информационные роли -" сборщик информации " - занимается опросом служащих, поиском других источников для получения полной картины; роль распространителя информации - менеджеры доносят информацию до служащих и вышестоящих руководителей; " глашатаи " - предают информацию вне кампании на встречах с советом директоров, по почте и т.д.
  • роли, связанные с принятием решений: организаторы - координируют деятельность, ищут пути улучшения использования технологий и ресурсов; специалисты по чрезвычайным ситуациям - основная задача -преодоление неожиданных проблем, которые могут угрожать достижению поставленных целей; специалисты по распределению ресурсов; специалисты по ведению переговоров - заключают сделки с поставщиками, потребителями и т.д.


Управленческие навыки
Независимо от вида и размеров организации менеджеры должны обладать 3 основными типами навыков: техническими, коммуникативными и аналитическими. Применение этих навыков зависит от занимаемого уровня в иерархии. На всех уровнях необходимы коммуникативные навыки; аналитические навыки более необходимы на высшем, технические - на низшем уровнях управления.
Технические навыки - способность выполнять определенную работу. Технические навыки необходимы руководителям низшего звена. Кроме этого‚ все управляющие должны иметь "технические" управленческие способности‚ - административные навыки. Это умение составлять расписание, читать компьютерные распечатки и т.д.
Коммуникативные навыки - навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Это навыки общения, обмена информацией; умение выбирать информационные средства(устное -письменное общение); общение посредством "хождения в народ" и т.д.
Аналитические навыки -способность видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между ее частями. Включают: получение и, обработку, анализ информации, установление взаимосвязей, выявление проблем, благоприятных возможностей‚ формулирование выводов, принятие решений, составление планов и т.д.


Сегодня к руководителю предъявляются достаточно высокие требования. Эффективность управления процессами и людьми в ситуациях большого информационного насыщения, постоянно изменяющихся условий и быстро растущих оборотов, зависит от образования и образованности менеджера, стремления к развитию и обучению, личностных качеств и способностей, уровня зрелости и ответственности и хорошо развитого набора профессиональных управленческих компетенций.
В разных политических условиях, на разных этапах социально-экономического развития, в разных сферах бизнеса, требования, выдвигаемые к знаниям и умениям руководителя, будут различными, а, следовательно, будет разным и набор компетенций. Он будет меняться в зависимости от среды, внешних условий, стратегических и тактических задач компании.
Говоря о современном менеджере, без учета отраслевых особенностей бизнеса, и претензии на единственность предлагаемой модели, можно выделить ряд управленческих задач, присутствующих как на уровне стратегического, так и оперативного управления:
• управление задачами
• управление ресурсами
• управление людьми
• управление информацией
• управление качеством
• управление проектами
• управление изменениями.

Опираясь на эту модель, обозначим ключевые компетенции современного менеджера:
(Для справки: Компетентность – это то, что человек умеет, знает. Компетенция – это круг прав и полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется. То есть понятие компетенции включает в себя понятие компетентности, но не тождественно ему. Можно сказать так, что в границах компетенции нужно обладать компетентностью)

· Понимание особенностей бизнеса и системный взгляд на него.

· Лидерство, включающее в себя: осознанную и ответственную «Я» позицию, умение видеть будущее и побуждать других идти за ним.

· Коммуникативная компетенция, умение взаимодействовать с разными людьми, что называется «перемешаться по уровням».

· Способность к саморазвитию и самообучению.

· Креативность, умении видеть и преодолевать ограничения и находить нестандартные пути решения стоящих задач.

· Гибкость и готовность к постоянным изменениям, плюс умение инициировать эти изменения и управлять ими.

· Эмоциональная компетентность, состоящая в умении осознавать свои чувства и эмоции, понимать их причину и управлять своим эмоциональным состоянием; и эмпатии по отношению к другим людям и умения влиять на их эмоциональное состояние.

· Умение видеть возможности и ресурсы людей и уметь взращивать и развивать подчиненных.

· Толерантность к неопределенности и умение принимать решения в ситуациях недостатка информации и временных ресурсов.

· Умение работать с информацией, отбирать и синтезировать ее в соответствии с приоритетами.

· Умение предлагать комплексные решения с учетом интересов всех сторон.

· Предпринимательское мышление, сфокусированное в умении видеть возможности и сосредотачивать ресурсы в нужное время в нужном месте.

Конечно, этот список можно продолжить, уточнить, формализовать в зависимости от компании, ее стратегии продвижения и развития, корпоративной культуры и уровня менеджера в управленческой иерархии.
К тому же, эта модель выглядит красиво и кажется идеальной, но она становится реально осуществимой, если мы вспомним о том, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны. И если мы говорим о подборе специалиста-управленца, то предполагаем, что он должен быть уже компетентен в каких-то областях и в достаточно высокой степени, а какие-то компетенции потребуют развития или формирования.
Или занимаясь подготовкой кадрового резерва в компании, мы можем пойти по пути определения недостаточно развитых компетенций и составить индивидуальный план развития сотрудника, опираясь на идею подтягивания слабых функций и выравнивания профиля. А можем предложить сотруднику развивать свои сильные компетенции, предполагая возможность делегирования задач, лежащих в области недостаточно развитых компетенций, подчиненным.
Например, руководитель, знает, что он недостаточно хорошо и быстро умеет работать с информацией. Тогда он может делегировать часть задач, лежащих в области этой компетенции, например, своему секретарю, и регулярно получать от него готовую информационную выборку по той или иной теме, что называется «сухой остаток», с которым он и будет дальше работать.
Но есть такие вещи, которые делегировать просто невозможно, потому что эти компетенции являются основой управленческой деятельности, входят в «первую десятку». Вы можете себе представить делегированное лидерство, саморазвитие, эмоциональную или коммуникативную компетенции?
И тогда приходит мысль об обреченности современного менеджера, обреченности на постоянное развитие и обучение. Лучшее, конечно враг хорошего, но движение возможно только при отсутствии покоя. А уверенность в том, что вы уже всего достигли, может стать точкой покоя, после которой карьерная лестница может превратиться в эскалатор, едущий вниз.


«Все меня настырно учат – от зари и до зари:
«Это – мама… это – туча… Это - ложка… Повтори!..»
Ну а я в ответ молчу. Или – изредка – мычу.
Говорить я не у-ме-ю, а не то что – не хочу…»
Р.И. Рождественский

В 1982 г. была впервые опубликована, а затем в 1999г. переиздана с новыми комментариями статья Джона Коттера, ныне профессора в отставке Гарвардской бизнес-школы, известного свои ми исследованиями в области лидерства и управления изменениями, «Что же на самом деле делают эффективные генеральные менеджеры?».
В статье были проанализированы результаты хронометрических описаний рабочих дней менеджеров 9-ти корпораций. В результате выяснилось, что от 70 до 90% своего рабочего времени эти менеджеры уделяли общению. Если говорить о том, из чего состояло это деловое общение, то его можно описать как цепь несвязанных между собой «малых разговоров», блиц-сессий из вопросов и ответов, десятиминутных деловых обсуждений, шуток и попыток влияния.
Если сделать фотографию рабочего дня современного российского руководителя, и, в общем, посмотреть на его деятельность, то она будет состоять примерно из следующих видов активности:
Работа с документами
• Написание и чтение e-mail
• Поездки
• Встречи и переговоры
• Телефонные разговоры
• Запланированные совещания
• Работа с информацией
• Думание
• «Малые разговоры» и беседы с подчиненными
• Незапланированные встречи и совещания

К списку могут быть добавлены какие-то специфические виды деятельности и разница в процентном соотношении временных затрат на ту или иную деятельность у разных руководителей может быть различной, но это не изменит картину в целом.
Внимательно рассмотрев эту фотографию, можно сказать, что основной составляющей деятельности руководителя является общение устное или письменное, и тогда ключевой компетенцией, необходимой для эффективной деятельности современного менеджера мы назовем коммуникативную компетенцию. Не говоря уже о том, что для постановки задач, делегирования, мотивирования, подачи и получения обратной связи и контроля необходимо владеть навыками конструктивного общения и эффективного делового взаимодействия.
Коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые знания, умения и навыки, для того, чтобы вести деловую переписку и переговоры, выполнять представительские функции, как в большом, так и в малом кругу, общаться со своими подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, разрешать напряженные и конфликтные ситуации.
При этом важно помнить, что коммуникация включает в себя и общение и взаимодействие. Общение больше направлено на создание атмосферы, формирование отношений, неформального влияния, а взаимодействие предполагает не только обмен эмоциями и информацией, но и определенную деятельность в результате (рис 1).

Рис.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.