Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 14. Макроэкономическая нестабильность, которую спровоцировал экономический спад 2009г., является вызовом для формирования благоприятной инновационной среды




Макроэкономическая нестабильность, которую спровоцировал экономический спад 2009г., является вызовом для формирования благоприятной инновационной среды. В то же время экономический спад открывает новые возможности, поскольку высвобождаются значительные ресурсы, становятся очевидными наиболее уязвимые места, и предприимчивые рыночные игроки, особенно те, кто проявляет инновационную активность, получают возможность занять новые ниши. В 2007 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приступила к разработке Инновационной стратегии. Перед министрами стран – членов ОЭСР стояла задача формирования общего видения, изложенного в едином документе, который бы позволил связать отдельные точки роста инноваций, элементы инновационной инфраструктуры, а также усилия различных субъектов в единую систему. Принятие и реализация Инновационной стратегии странами – членами ОЭСР являются актуальными и в период кризиса: инновации станут движущей силой посткризисного устойчивого развития. Инновационная стратегия ОЭСР не только учитывает основные существующие характеристики развития глобальной экономики и общества, но и направлена на формирование более справедливого процесса глобализации, основанного на принципах «устойчивого роста» и более равномерного распределения произведенных благ между развитыми и развивающимися странами. Этим же целям служат смежные инициативы ОЭСР, такие как поиск новых глобальных механизмов управления многосторонним сотрудничеством в области науки, технологий (НТ) и инноваций для совместного поиска ответов на глобальные вызовы: изменение климата, доступ к энергоресурсам, развитие здравоохранения, поддержание безопасности и сохранение водных ресурсов. На встрече министров науки и технологий стран – членов «Группы восьми» и семи других стран (Бразилии, Китая, Индии, Мексики, Филиппин, Кореи и ЮАР), состоявшейся 15 июня 2008 г., была подтверждена значимость науки и технологий для понимания и выработки адекватных ответов на глобальные вызовы, стоящие перед обществом. Сфера НТ и инноваций является одной из наиболее подверженных глобализации. Глобализация технологий происходит благодаря высокой скорости появления инноваций, международным сетям, которые соединяют государственные и частные исследовательские центры, а также процессу стандартизации. Важной характеристикой инноваций является ускоряющееся распространение технологий в международном масштабе и одновременное сокращение длительности производственного цикла и внедрения технологических инноваций Особенность инновационной политики заключается в ее тесной взаимосвязи со смежными областями государственного регулирования: политикой развития малых и средних предприятий, стимулирования конкуренции, охраны Социальные аспекты инновационной деятельности ОЭСР Принципы и приоритеты инновационной деятельности, а также рекомендации в области инновационной политики Организации экономического сотрудничества и развития будут окончательно оформлены в Инновационной стратегии ОЭСР в 2010 г. Инновационная стратегия инкорпорирует такие важные социальные аспекты, как принципы устойчивого («зеленого») роста, проблемы образования и занятости в сфере науки и инноваций, ориентация инновационной активности на повышение благосостояния граждан и поиск ответов на глобальные вызовы. В своей исследовательской и нормативной деятельности в сфере инноваций ОЭСР учитывает роль нетрадиционных факторов инновационного процесса (пользователей, исследовательских университетов и др.), а также новые подходы к измерению инноваций. Адаптируя и применяя разработки ОЭСР, повышая результативность реализации собственных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу науки и новаций, а также более последовательно участвуя в международных программах кооперации, Россия может ускорить переход к инновационной модели развития. окружающей среды и др. Такая взаимоувязка может быть обеспечена не только за счет одновременных действий, но и посредством обеспечения согласованности целей, задач и соответствующих показателей, а также межведомственной и межуровневой координации. ОЭСР является одним из значимых факторов глобального экономического управления. Например, организация сыграла ведущую роль в либерализации движения капитала посредством разработки «Кодекса либерализации движения капитала» (Codes of Liberalisation of Capital Movements), а также «Кодекса либерали, а также «Кодекса либерализации текущих невидимых операций» (Codes of Liberalisation of Invisible Operations). Кроме того, процессу глобализации способствовали политические документы, направленные на дерегулирование экономики и рыночную либерализацию, принятые некоторыми странами – членами ОЭСР. Благодаря активной работе по проведению исследований с последующей выработкой рекомендаций для национальных правительств стран-членов ОЭСР успешно заняла «нишу» престижного международного аналитического центра (thinktank). По некоторым своим характеристикам (например, сложная и длительная процедура принятия новых членов) ОЭСР до сих пор остается «клубом для избранных» объединяя «сильных и успешных», т.е. экономически развитые страны с высоким уровнем жизни. Содержательное взаимодействие с третьими странами также выстраивается, прежде всего, исходя из экономической мощи и потенциала государств. На долю 30 стран, входящих в ОЭСР, приходится около 60% мирового ВВП и всего 18,5% населения земного шара. В то же время повестка дня ОЭСР в XXIв. претерпела существенные изменения, охватив не только традиционно «левые» вопросы «зеленого роста» и социальной справедливости, но и пересмотр самих правил управления глобальной экономикой Например, вопросы воздействия глобализации на международный рынок труда, социальной защищенности работников и справедливых условий широко представлены в публикации ОЭСР «Обзор занятости2009». Кроме того, на встрече Комитета по научно-технической политике ОЭСР высокого уровня в марте 2008 г. делегаты подтвердили необходимость переоценки политических документов и правил, регулирующих международное научное сотрудничество а на встрече Совета министров ОЭСР в июне 2009 г. была подписана «Декларация о зеленом росте» (Declaration on Green Growth). Эта проблематика, выходящая за пределы узко-экономической трактовки прогресса в обществе, нашла отражение и в Инновационной стратегии ОЭСР. Характерной чертой современного общества становится распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в особенности Интернета, среди широких слоев населения. В результате возникают новые возможности для сетевого взаимодействия и научного сотрудничества субъектов из различных секторов общества. Кроме того, в последние годы повысился общий уровень информированности населения о нетехнологических и организационных инновациях, и роль пользователей, потребителей и других нетрадиционных субъектов инновационного процесса стала более заметной. В странах-членах и за пределами ОЭСР гражданское общество и общественные организации также играют все более важную роль, и государственные служащие учитывают растущий запрос со стороны общества на демократизацию сферы науки и инноваций, а также областей их приложения. Этот аспект создания инноваций получил название «инновации, основанные на спросе» (demanddriven innovation), или, в более узком понимании, «ин1В Стратегии взаимодействия с третьими странами (Outreach Strategy) ОЭСР сформулировала ряд критериев, которым должны удовлетворять потенциальные члены ОЭСР, в том числе значимость на международной арене (Significant player) и глобальный характер развития (Global considerations).2На саммите «Группы восьми» в июне 2007 г. в Хайлигендамме было принято решение об организации под эгидой ОЭСР диалога между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в Группу «O5» (Outreach five), – Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, ЮАР. В то же время более крупные по числу участников, но менее экономически значимые международные объединения развивающихся стран, например «Группа77», находятся вне поля зрения стран «Группы восьми» и ОЭСР.3Соглашение о присоединении Чили к ОЭСР было подписано Генеральным секретарем ОЭСР А.Г. Гурией и министром финансов Чили А. Валеско 11 января 2010 г. После утверждения соглашения о присоединении национальным парламентом и соблюдением других формальных требований процедуры присоединения государство Чили станет 31м членом ОЭСР. Более подробно о процессе присоединения Чили к ОЭСР см. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL: http://www.oecd.org/country/0,3377,en_33873108_39418658_1_1_1_1_1,00.html (дата обращения: 02.03.2010). 4Например, проект ОЭСР «Измерение прогресса в обществе».АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ29новации, создаваемые пользователями» (userdriven innovation). Среди стран, в которых факторы активно внедряют инновации, создаваемые пользователями, можно назвать Данию и Финляндию. Меры стимулирования инноваций, создаваемых пользователями, включают вовлечение потребителей в инновационный процесс, изучение потребностей потребителей (например, через «живые лаборатории»5), повышение информированности граждан об инновациях, создаваемых пользователями, поддержку открытых инновационных сетей и поиск специальных решений вопросов интеллектуальной собственности. Инновационная стратегия ОЭСР учитывает все основные тенденции инновационного развития: ориентацию на спрос, вовлечение потребителей и открытый процесс выработки научно-технических приоритетов. Принимая во внимание то обстоятельство, что документ был инициирован с целью формирования общего видения, проект «Инновационная стратегия ОЭСР» в то же время имеет очень конкретное практическое приложение: по его результатам будет разработана серия политических документов. Большинство основополагающих принципов (проекта) Инновационной стратегии ОЭСР напрямую касаются социальной проблематики– улучшения качества жизни и привнесения соответствующих изменений в инновационную политику Граждане возлагают все большие ожидания на правительства по обеспечению своего благосостояния и качества жизни. В то же время общества столкнулись с рядом беспрецедентных вызовов, включая экономический спад 2009г. Именно поэтому необходима эффективная политика развития инноваций на благо прогресса в интересах человека. Многие сегодняшние проблемы выходят за пределы государственных границ, поэтому их решение будет основываться на инновациях и новых формах международного сотрудничества. Произошли существенные подвижки в распространении благ, произведенных благодаря инновациям. Сегодня люди могут получить доступ, произвести обмен и значительно расширить свои знания посредством сети Интернет. Кроме того, знания генерируются и распространяются совершенно новыми способами, например, самими пользователями инновационных продуктов. Общество, включая бизнес, ожидает от правительств создания политических механизмов, которые бы стимулировали инновации, но в то же время обеспечивали социальную защиту в случае экономических неудач. Инновационная политика должна ориентировать инновации на повышение качества жизни граждан, улучшение условий работы бизнеса и на благо общества в целом. Инновационная стратегия ОЭСР постулирует центральную роль индивидов: и как потребителей, и как производителей инноваций. Роль правительств заключается не только в повышении экономической результативности, но и в нахождении ответов на глобальные вызовы и повышении благосостояния граждан в национальном и глобальном масштабе. Первый крупный блок вопросов проекта краткого аналитического отчета по «Инновационной стратегии» посвящен развитию человеческого потенциала: мотивации людей к производству инноваций, развитию необходимых навыков и компетенций и программам мобильности студентов, ученых и специалистов. Здесь, прежде всего, следует упомянуть инновации в образовательном процессе, а также обеспечение универсального равного доступа к среднему образованию, в том числе усилиями правительств стран – членов ОЭСР. Например, в Стратегии подчеркивается важность развития на протяжении всей жизни таких компетенций, как критическое мышление, творческие способности, уверенность в себе, коммуникабельность, работа в команде, а также специальные профессиональные навыки и знание языков. Другой важный аспект инноваций в образовании – это образование потребителей инноваций, граждан и компаний, являющихся участниками инновационного процесса. Результатами этого процесса являются информированный выбор потребителей и поддержание конкуренции среди компаний. В периоды экономического спада сфера образования подвержена противоположным тенденциям: с одной стороны, имеют место бюджетные ограничения – происходит сокра5«Живая лаборатория» (Living Lab) – исследовательская методология, в центре которой находится потребитель. Направлена на определение, создание, апробацию, валидацию и проработку комплексных решений, применимых в жизни. Это экспериментальная система встраивания потребителя в инновационную цепочку. Обобщение финансовых поступлений со стороны государства, домохозяйств и бизнеса; с другой стороны, растущая безработица повышает спрос на подготовку кадров. Таким образом, государственная политика в этой области играет важную роль в поддержании необходимого уровня инвестиций в образовательные программы и программы профессиональной переподготовки.В сфере образования ОЭСР рекомендует правительствам стран сделать вузы катализаторами инноваций, особенно в местном и региональном масштабе. Другими важными атрибутами вузов должны стать достаточная степень автономности и разнообразие компетенций для соответствия потребностям инновационной системы. Авторы Стратегии предлагают укрепить связь между профессиональным образованием и общеприменимыми навыками, которые приобретают выпускники и которые являются базой для их последующего обучения на протяжении всей жизни, мобильности на рынке труда и карьерного роста. Такую связку можно предусмотреть, например, посредством привлечения работодателей и профсоюзов к разработке учебных программ, а также посредством разделения расходов на образование (выше среднего) между правительством, работодателем и студентами. В странах ОЭСР бизнес финансирует большую долю исследований и разработок (ИиР) в секторе высшего образования и государственном секторе. В странах – членах ЕС в 2006 г. компании профинансировали 7,4% всех ИиР, выполненных государственными организациями и университетами, по сравнению с 3,2% в США и 2,2% в Японии (среднее значение по странам ОЭСР составило 5,3% в 2006г.) [10, с. 12].Новые навыки и компетенции, которые сегодня необходимы для производства инноваций, находятся в сфере менеджмента, лидерства, маркетинга и развития бизнеса, а также навыков сотрудничества и работы в команде. Следовательно, руководителям организаций, внедряющих инновации, необходимо обеспечить систему подготовки и переподготовки перспективных кадров, сочетающую навыки и компетенции, что в итоге может потребовать пересмотра учебных программ, систем переподготовки и образования взрослых. Для развития исследовательского потенциала университетов и государственных научных центров многие страны провели реформы этих категорий учреждений с целью повышения их автономности, а также расширения применения конкурсных механизмов распределения финансирования. Одним из показателей результативности реформ образовательной сферы стран ОЭСР является увеличение в 3 раза числа иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, с 1980 по 2009 г. (с 2000 по 2006г. данный показатель увеличился в 2 раза). В США обучается наибольшее количество иностранных докторантов – более 92 тыс. человек, на втором месте находится Великобритания – 38 тыс. человек и Франция – 28 тыс. человек [10, с. 8].Персонал, занятый исследованиями и разработками, является основным автором инноваций. В большинстве стран ОЭСР доля персонала, занятого ИиР, в 2008 г. составляла более четверти занятых в экономике. Темпы роста занятости персонала в сфере ИиР в странах ОЭСР превысили темпы роста общей занятости. В сфере услуг средний ежегодный темп роста варьируется от 1,1% в США до 6,3% в Испании. Тем не менее в сфере промышленного производства доля работников в ряде стран (включая Люксембург, США, Японию и Швецию) сократилась. Явно выраженной характеристикой занятости в НТ-сфере является растущая доля женщин, например, в Венгрии, Польше и Словакии среди занятых в НТ-сфере в 2008 г. 60% составили женщины [10, с. 17].Большое внимание в документе уделяется применению инноваций для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, прежде всего, социально-экономического развития в интересах самых бедных стран и регионов мира, а также развития инноваций в самих этих странах и регионах и диверсификации их экономики. Глобальные вызовы проистекают из основных тенденций развития глобальной экономики и общества, в том числе изменения географии инноваций и более сложного разделения труда между городами, регионами и странами. Значимым вызовом для стран ОЭСР является проблема старения населения, которая оказывает прямое воздействие на географию инноваций и может быть решена посредством структурной перестройки экономики, миграции, повышения квалификации работни


ков и аутсорсинга. Серьезной проблемой в области государственного управления для большинства стран является адаптация инновационной политики к изменениям в характере инновационной деятельности, проявляющимся главным образом в ее транснациональном контексте (в том числе к способам и скорости появления инноваций, потребности в новых инструментах управления рисками и др.). Сегодня организации, активно внедряющие инновации, все более тесно сотрудничают с внешними нетрадиционными факторами (поставщиками, клиентами, исследовательскими университетами и др.) для получения новых знаний, расширения аудитории и разделения рисков и расходов. Государственные структуры могут способствовать налаживанию такого взаимодействия на национальном и международном уровнях, например, через снижение административных (визовых, таможенных и проч.) барьеров и стимулирование обмена знаниями. Последний содержательный блок Стратегии посвящен проблематике измерения инноваций. Инновационная политика базируется на точных, своевременных и регулярных измерениях инновационной активности основных акторов. Качественная система измерения инноваций позволяет государственным служащим оценить не только эффективность проводимой политики и государственных вложений, но и вклад инноваций в достижение


социально-экономических целей развития общества, а также легитимировать государственные программы поддержки инноваций посредством повышения подотчетности обществу. ОЭСР проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы оценки инноваций, в том числе посредством анализа дезагрегированных данных, которые лучше отражают разнообразие и связи между основными факторами и инновационными процессами. Подходы к измерению сферы НТ и инноваций рассматриваются и в ряде других документов ОЭСР, например, в Руководстве по индикаторам экономической глобализации [4]. Значительное внимание в нем уделено и измерению социальных аспектов глобализации. Тематика измерения инноваций концептуально и практически увязана с нестандартным пониманием и измерением прогресса в обществе. Прогресс не отождествляется ОЭСР исключительно с ростом экономических и финансовых показателей, а опирается на концепт «устойчивого развития». В такой трактовке прогресс происходит при условии сбалансированного развития окружающей среды, экономики и общества, и соответствующие индикаторы должны лучше отображать все три сферы, а также их взаимное влияние (положительное и отрицательное). Специалистами ОЭСР были разработаны базовые наборы индикаторов, отражающие основные тенденции и политические переменные, которые могут быть полезны для оценки достижения общих политических целей, а также для получения сопоставимых данных отдельными странами. Такие базовые наборы индикаторов могут быть в дальнейшем адаптированы для различных целей, в том числе для отслеживания реализации плановых документов и получения информации о бюджетных расходах. В то же время уже существующие базовые наборы индикаторов ОЭСР для окружающей среды пересекаются с индикаторами для сферы сельского хозяйства, транспорта и энергетики. Римская конференция ОЭСР 2000 г. по измерению прогресса в обществе продемонстрировала, что индикаторы устойчивого развития уже широко использовались многими странами в политическом процессе. Перспективными направлениями деятельности являются разработка индикаторов социальных аспектов устойчивого развития и индикаторов взаимодействия с заинтересованными сторонами и обществом в целом. Новые направления измерения инноваций, прорабатываемые ОЭСР, связаны с измерением инвестиций в инновации6, совершенствованием инфраструктуры статистики для измерения детерминант и воздействия инноваций, измерением инноваций в государственном секторе, измерением результативности инноваций7 и учетом новых факторов и стимулов инноваций8.Раздел Инновационной стратегии ОЭСР, посвященный проблематике измерения инноваций, будет наполнен и реализован с учетом результатов проектов Группы национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI) ОЭСР9. «Дорожная карта» деятельности NESTI на 2009–2010 гг. была в значительной степени составлена с учетом общей задачи формирования Инновационной стратегии и, более конкретно, измерения инноваций в условиях финансово-экономического кризиса. Эта деятельность включает анализ микродан6Оценивается не только объем инвестиций в ИиР, но и во внедрение новой организационной структуры, программное обеспечение и образование сотрудников.7Под результативностью в том числе понимается вклад в повышение качества жизни и социальное воздействие в целом.В том числе инновации, создаваемые пользователями, новые/возникающие технологии (enabling technologies) и инновации на рабочем месте. 9NESTI, являясь структурным подразделением Комитета по научно-технической политике ОЭСР, оказывает содействие стандартизации статистики в области науки и инноваций стран-членов в сфере инноваций, оценку человеческих ресурсов и государственных стимулов инновационной деятельности. Новыми направлениями деятельности NESTI станут инновации в государственном секторе (в том числе оценка результативности государственных услуг населению), оценка государственных исследовательских организаций, а также разработка подходов к измерению ключевых для инновационной деятельности компетенций10.В заключение хотелось бы отметить, что большинство стран-членов и наблюдателей ОЭСР активно вовлечены в формирование Инновационной стратегии – ее содержательное наполнение с использованием результатов проектов, выполненных структурными подразделениями ОЭСР. Именно такой, активный подход к формированию данного политического документа позволяет предположить, что основные рекомендации Стратегии будут реализовываться странами – лидерами мировой экономики. Многие из этих стран уже разработали и приняли свои национальные инновационные стратегии, предусматривающие все перечисленные социальные аспекты инновационной деятельности. Россия, которая в ближайшем будущем станет полноправным членом ОЭСР, безусловно, может и должна формировать политическую повестку дня этой организации, в том числе посредством ежедневной проектной деятельности Комитета по научно-технической политике ОЭСР и его групп. ОЭСР последовательно, на протяжении уже более 10 лет, продвигает идеи и инструменты альтернативного понимания и измерения прогресса в обществе, которые применяются за пределами ее стран-членов. Финансово-экономический кризис обострил внимание к этой проблематике и создал необходимые условия и импульс для пересмотра долгосрочных целей роста: смещения от преимущественно экономических целей в пользу социальных, что нашло свое отражение в Инновационном и Антикризисном стратегических документах ОЭСР. Российские нормативно-правовые документы, регулирующие сферу науки и новаций, во многом уже направлены на развитие человеческого капитала. Необходимо лишь повысить результативность, достигая намеченных целей по повышению доли конкурсного финансирования и внедряя эффективную систему мониторинга и оценки результативности запланированных мероприятий. Кроме того, более активное вовлечение России в международную инновационную кооперацию, учитывая последние тенденции в этой сфере, ускорит переход России к инновационному развитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.