Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древнего Востока

 

3.2. Искусство Древней Месопотамии (Передняя Азия, Междуречье).

 

 

Передняя Азия как территория, имеющая выгодное историко-географическое положение, которая стала ареной борьбы для многочисленных народов и государств. На протяжении трёх тысяч лет здесь создавались и гибли, сменяя друг друга различные раннерабовладельческие деспотии. Местоположение Передней Азии и древних городов-государств находившихся на её территории, на карте. Соседние государства.

 

Периодизация древних городов-государств Междуречья

1) Шумеро-Аккадские государства

· Древние Шумеры 4 тыс. до н.э. – 25в. до н.э.

· Искусство Аккада 24 – 23вв. до н.э.

· Искусство Шумера 23 -21вв. до н.э.

2) Древний Вавилон 19 – 12 вв. до н.э.

3) Ассирия (9 -7 вв. до н.э.)

4) Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)

 

 

1) Шумеро-Аккадские государства

 

Достижения и открытия Шумеров в области астрономии, медицины, математики, философии, архитектуры, литературы и изобразительного искусства. Сказание о Гильгамеше как древнейшее в мире литературное произведение, переводившееся на все бытовавшие в Передней Азии языки.

 

Появление самых первых шумерских городов-государств Ур, Урук, Лагаш, ассоциирующихся с зарождением цивилизации. Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

 

Крашеная керамика как наиболее древние и характерные археологические находки в местах возникновения первых земледельческих цивилизаций. Основные формы шумерских сосудов. Применение геометрических узоров коричнево-красного и фиолетового цветов.

 

 

Древние Шумеры

 

Строительное искусство

 

Развитие строительного искусства от плетёных хижин, обмазанных глиной до первых монументальных форм. Остатки первых храмов в Уруке. «Белый храм». Конструктивные особенности монументального творчества шумеров. Возведение платформ. Возникновение такого типа сооружений как зиккураты.

 

Зиккурат - тип культовых прихрамовых сооружений, созданных шумерами. Представлял собой высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца. Ступеней чаще всего было три, и они были разных цветов: нижняя – чёрная, средняя - красная, верхняя - белая.

 

Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н.э.) как один из самых древних и лучше других сохранившихся памятников эпохи. Основные параметры: ширина основания 65x43 м, общая высота 21 м. Монументальность и ясность художественного решения, конструктивные особенности сооружения. Художественный образ «ступеней ведущих в небо» возникающий при восприятии зиккурата. Функциональное назначение зиккурата для религиозных мистерий, а так же в качестве обсерваторий.

 

Полихромия в монументальной декорации. Ковровый орнамент в виде цветных шляпок, глиняных гвоздей, декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи украшающей стены.

 

Мозаичное искусство

 

Штандарт из Ура

Найденные в гробницах Ура образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей.

 

 

Пластика

 

Преобладание мелкой скульптуры, так называемых вотивных статуэток.

 

Вотивный – посвящённый богу.

 

Это пока ещё очень примитивные скульптурки, изображающие фигуры людей в юбках, напоминающие собой конусы с молитвенно сложенными на груди руками, клювообразным огромным носом и большими глазами. Художник не стремился к передаче реалистичности, главное для него символика: большие глаза – символ созерцания невидимых тайн, большие уши – символ неустанного внимания к советам старших, и т.д.

 

 

Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство миниатюрной резьбы на цветных и драгоценных камнях. У шумеров это по преимуществу рельефы на печатях и амулетах.

 

Цилиндрические печати как наиболее характерная форма глиптики для искусства Двуречья. Использование оттисков печатей во влажной глине в качестве личного знака на правовых и административных документах. Размещение на небольшой, округлой поверхности печатей многофигурных композиций отличающихся большим мастерством исполнения. Излюбленные мифологические сюжеты, встречающиеся на печатях. Характерные черты для печатей-цилиндров Шумера - орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра.

 

 

Шумерский рельеф

 

Шумерский рельеф середины 3 тысячелетия, вырезался обычно на плоскости небольшого мягкого камня в честь какого-нибудь торжественного события.

 

Характерные особенности шумерского рельефа середины 3 тысячелетия:

 

· Горизонтальное членение плоскости по поясам. Читать такой рельеф нужно снизу вверх.

· Канон в изображении фигуры: голова и ноги в профиль, а плечи и глаз фронтально.

· Фигуры не одинаковые по размерам, правители или должностные лица изображаются крупнее остальных.

 

Эти принципы рельефных композиций Древнего Шумера, пройдя через века, найдут отклик в искусстве всех стран Передней Азии.

 

Стелла царя Эанатума («Стелла коршунов») как типичный пример рельефной композиции Древнего Шумера.

 

 

Искусство Аккада.

 

Возвышение в 24в. семитского города Аккада. Объединение страны и создание могущественного Шумеро-Аккадского государства Саргоном I. Развитие экономики и культуры. Рост реалистических тенденций в изобразительном искусстве.

 

Победная стела царя Нарамсина как одно из лучших произведений эпохи. Высота 2м, выполнена из красного песчаника. Прогресс в сторону реалистичности изображения, хорошая моделировка обнажённых тел воинов. Умелое противопоставление в композиции полных энергии воинов Нарамсина и молящих о пощаде неприятелей. Отказ от поясов, разделявших изображение в рельефе царя Эаннатума. Появление пейзажа и удачное использование приёма диагонального построения, показывающего восхождение войск на гору. Каноничность в развороте плеч и профильном изображении головы и ног, а так же в условной разномасштабности фигур царя и воинов.

 

 

Изделия из меди и золота

 

Высокий уровень художественного ремесла и металлопластики Шумеро-Аккадского искусства. Роскошная утварь гробниц, выполненная из драгоценных металлов и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.).

 

Золотой шлем из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически.

 

Скульптура из меди условно называемая Головоа Саргона I - резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, смелость и вместе с тем тонкость исполнения.

 

Особенная выразительность в изображении животных. Пример: голова быка, украшавшая деку арфы. Верная передача мощной, полной жизни головы быка. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин.

 

 

Искусство Шумера.

 

Завоевание Аккадского государства кочевыми племенами гутиев. Новый расцвет старинных шумерских городов Ура и Лагаша. Развитие торговли и знакомство с культурой других народов.

 

Расцвет искусства, новый этап в развититии монументальной скульптуры.

 

Прогрессивные черты искусства и развитие пластического чувства у скульпторов этого времени на примере статуй правителя Гудеа.

 

Проявление в скульптуре сочетания обычной для шумеро-аккадского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой попыткой наметить складки одежды. Отличия в трактовке верхней и нижней части статуи.

Появление стремления к передаче портретного сходства в трактовке лица.

 

 

2) Древний Вавилон

 

Выдвижение Вавилона в 19в. до н.э. в качестве государственного центра. Правление легендарного царя Хаммурапи. Первый свод законов царя Хаммурапи. Культура Вавилона. Завоевание Вавилона касситами.

 

Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи, как лучшее из сохранившихся произведений старовавилонского искусства.

 

 

3) Ассирия

 

Завоевательные войны и территория Ассирии.

Светский характер ассирийского искусства, преобладание бытовых сцен над религиозными.

 

Архитектура.

Преобладание строительства дворцов над строительством храмов.

Дворец Саргона Ⅱв Дур-Шаррукине

Характерный элемент оформления дворцовых ворот в Ассирии – привратная скульптура в виде огромных фантастических быков с человеческими головами, так называемые чудовища «Щеду».

 

Ассирийский рельеф.

Рельеф как главный элемент украшения парадных дворцов Ассирии, его отличительные черты. Рельефы с изображениями животных и сценами охоты: «Раненая львица», «Охота Ашшурбанипала» и др.

 

Сравнительный анализ изображения людей и животных.

Изображения людей:

- статичность, отсутствие мимики

- преувеличенная мускулистость

- тщательная проработка деталей (завитки в бороде, одежда)

 

Изображения животных:

- большая наблюдательность в передаче движений

- правильное анатомическое построение

- драматизм в передаче состояния раненого зверя

 

Библиотека Ашшурбанипала.

 

 

4) Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)

 

Восстановление независимости Вавилона, и расширение его могущества.

 

Расцвет нововавилонского зодчества.

Памятники нововавилонского царства: «Висячие сады Семирамиды». Зиккурат «Э-теменаки». «Дорога процессий». «Ворота Иштар»

 

Многоцветие и декоративность в искусстве Нового Вавилона. Постепенный упадок искусства, переход к условности и схематизму. Падение Вавилонского царства.

 

3.1. Искусство Древнего Египта

Миф – основа культуры, усложнение и упорядочение мифа. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные и идеологические корни искусства. Канон в искусстве Древнего Египта. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры. Архитектура. Формирование канона заупокойного культа. Скульптура. Эволюция портрета.

Прикладное искусство.

Историко-культурное значение искусства Древнего Египта.

 

 

Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования цивилизации Древнего Египта. Периодизация истории культуры Древнего Египта. Сакральный характер культуры. Символы культуры. Особенности религиозной веры.

 

Периодизация:

1) Додинастический период (4-3 тыс. до н.э.)

2) Древнее царство (28- 23 вв. до н.э.) ® первый период распада

3) Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) ® второй период распада

4) Новое царство (16-11 вв. до н.э.)

 

 

1) Додинастический период

 

Появление царей-фараонов. Формирование заупокойных верований связанных с посмертным существованием души. Первые захоронения. Сложение канона в изображении человека. Письменные руководства для художников. Статус художника в Древнем Египте.

 

«Шиферная плита фараона Нармера» - первый памятник, демонстрирующий все признаки сложившегося канона в древнеегипетском искусстве:

- размер фигур зависит от социального положения

- изображение разных частей тела с разных точек зрения (голова и ноги в профиль, глаз и плечи в фас)

- сцены расположены поясами, одна над другой

 

 

2) Древнее царство

Переход от первобытного строя к образованию первых городов-государств. Создание «второй природы», самоутверждение человека как «венца творения», возникновение культа гигантского и величественного, утверждение идеала исполина, героя. Возникновение рабства.

 

Этапы возникновения пирамидальной формы гробниц:

 

a) Мастаба (по-арабски значит «скамья») – первые гробницы знати. Состояли их подземной части, где ставили гроб с мумией и массивной надземной надстройки имеющей прямоугольную форму.

 

b) «Ступенчатая пирамида фараона Джосера». Архитектор Имхотеп. Состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. В ней реализовалась идея увеличения строения не в ширину, а по вертикали. Имела высоту 60 м. Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды.

 

c) Пирамиды фараонов Ⅳ династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Масштабы и композиционное расположение пирамид, идейная составляющая. Архитектурный комплекс вокруг пирамид. Царские заупокойные храмы.

Большой сфинкс фараона Хефрена – фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой царя. Был особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона.

 

Три основных типа колонны египетской архитектуры:

· пальмовидные колонны

· колонны в виде связок распустившихся папирусов

· в виде связки бутонов лотоса

 

Появление нового вида сооружений – так называемые солнечные храмы. По сути это обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте.

 

Скульптура

 

Сравнительный анализ царских статуй и изображений придворных и слуг.

 

Царские статуи:

- соблюдение канона

- строго фронтальные, однообразные, неподвижные позы, сидящие на кубообразных тронах

- преувеличенная мускулатура

- монументальность и величие

 

Изображения придворных и слуг:

- не скованные каноном, отличаются большей жизненностью

- правильное анатомическое построение

- передача характерных поз и движений

 

Общее свойство всех изображений выполненных в Древнем Египте их поразительная реалистичность. Знаменитое портретное искусство Египта возникло на основе верований, что душа после смерти человека переселяется в статую, изображающую умершего, при этом должно быть максимально передано портретное сходство, иначе душа не узнает двойника.

 

Не смотря на удивительное портретное сходство, выражение лица остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Преходящие переживания не интересовали, ведь изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность.

 

Примеры скульптур: «Писец Каи», «Портрет царского сына Каапера» («Сельский староста»), Мужская голова из коллекции Сальт в Лувре.

 

Пример рельефа: «Зодчий Хесира».

 

Художественное ремесло в период древнего царства.

 

 

3) Среднее царство

 

Смута и период распада Египта на отдельные номы. Новое объединение в 21 в.до н.э. под властью фиванских правителей и образование Среднего царства. Изменение социально-экономических условий, отразившихся на строительстве гробниц. Уменьшение масштабов и качества строительства, негативно сказавшееся на сохранности памятников династий среднего царства (Ⅴ-Ⅵдинастии).

 

Рост реалистических тенденций в скульптурном портрете Среднего царства одновременно с усилением канона в изображении фигур человека.

 

Высокий уровень развития декоративного искусства и художественных промыслов в Среднем царстве. Расширение цветовой палитры. Успехи художников в изображении животных.

 

 

4) Новое царство

 

Победа над кочевыми племенами и третий, последний подъём египетского государства. Усиление власти жрецов, расцвет архитектуры храмов преобладающей над архитектурой царских гробниц. Гробницы в Новом царстве перестают быть наземными сооружениями и перемещаются в ущелья скал.

 

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Аллея сфинксов. Привратные колоссы и пилоны. Гипостильные залы. Утеря целостности образа пирамид, появление дробности и запутанности. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры.

 

Иероглифы, опоясывающие стены храмов и гробниц как характерная черта египетского искусства. Иероглиф как синтез знака и образа, письма и искусства. Фризово - ритмическая композиция.

 

Правление Аменхотепа Ⅳ(Эхнатона).

Социальная и религиозная реформы Эхнатона. Разрыв с традициями и создание новой столицы Ахетатона. Культ солнца. Формирование нового стиля в искусстве – так называемого «амарнского стиля».

 

Проявления нового реализма в изобразительном искусстве Амарны:

  • Отход от идеализированного изображения представителей царской династии
  • Отказ от канонизированных неподвижных поз, изображение царя и царицы в необычных, живых ракурсах
  • Появились изображения царя в повседневной жизни и в кругу семьи
  • Проявления лиризма и интимности (показываются взаимоотношения между членами семьи, не скрываются проявления любви между ними)

 

Произведения: портреты Эхнатона и Нифертити, рельефы с изображением царя и царицы в кругу семьи.

 

Эволюция стиля в рельефе «Плакальщицы». Отход от параллелизма, равномерности интервалов и канонической распластанности. Усложнение ритмов, усиление экспрессии, появление «живой» линии и динамики.

 

Влияние амарнского стиля на искусство второй половины Нового царства.

 

Произведения из гробницы Тутанхамона.

Рельеф на спинке трона, где изображены фигуры Тутанхамона и его жены полные свободы и изящества. Золотые статуэтки четырех богинь, охраняющих саркофаг.

 

 

5. Древняя Греция

 

5.1. Эгейское искусство

 

Искусство Эгейского мира, как связующее звено между искусством Востока и античности. Легенды и сказания, способствовавшие открытию Трои и Крито-микенской культуры. Открытие Эгейского мира археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом.

 

Периодизация:

- 20в. до н.э. – появление на Крите первых дворцов

- 17в. до н.э. – расцвет эгейской цивилизации

- 15в. до н.э. – упадок культуры

 

a) Искусство Крита.

 

Архитектура дворцов.

 

Размеры и особенности планировки Кносского дворца:

- общая площадь 24 тыс.кв.м., и запутанный план породивший мифы о лабиринте

- отсутствие крепостных стен вокруг дворца

- расположение дворцовых помещений на разном уровне, в крайне запутанном чередовании

- характерная черта эгейской архитектуры - расширяющиеся кверху колонны

- многочисленные световые колодцы, создававшие разнообразие освещения

Всё это способствовало живописности общего впечатления.

 

Монументальная живопись.

 

Фрески Кносского дворца.

Сюжеты: сцены охоты, кошки ловящие птиц, многочисленные животные, сцены с быками, изображения празднеств.

Сравнить Эгейское и Египетское искусства, которые развивались одновременно. На фоне общности сюжетов выявить принципиальные отличия в мироощущении и в стиле.

Египет: строгая числовая мера, канон, величественность форм, правильное анатомическое построение фигур.

Эгейское искусство: непринуждённость, сказочность, свободная, не скованная правилами линия рисунка.

 

Примеры фресок Кносского дворца: «Царь-жрец», «Дамы в голубом» («Парижанки»), изображения всевозможных игр с быками, грифонов лежащих среди лилий.

 

Керамика.

 

Росписи ваз. Стиль Камарес. Изображение растений и морские мотивы.

Пример: «Ваза с осьминогом»

Влияние Крита на художественную культуру соседних территорий.

 

b) Искусство Микен.

Периодизация: расцвет микенской культуры относится к 15 – 12 вв. до н.э.

 

Архитектура.

Дворцы в Микенах, Тиринфе (Балканский п-в) и Трое (побережье Малой Азии). «Циклопическая» кладка стен в дворцовых укреплениях. Особенности архитектуры, повлиявшие в дальнейшем на конструкцию античных сооружений:

  • Мегарон – большой, прямоугольный зал, с очагом посередине, четырьмя колоннами по сторонам очага.
  • Портик – наружный вход с двумя колоннами по сторонам.

 

Монументальные сооружения.

«Львиные ворота» в Микенском акрополе.

 

Декоративно-прикладное и ювелирное искусство.

«сокровищница Атрея», «маска Агамемнона».

 

Близость позднемикенской и раннегреческой культуры. Значение эгейской культуры для сложения греческого искусства.

 

 

5.2. Искусство Древней Греции.

 

Географическое положение. Причины, способствовавшие высокому развитию искусства в Древней Греции. Мифология и искусство.

 

Периодизация:

1) Гомеровский период (12 – 8 вв. до н.э.)

2) Архаика (8 -7 вв. до н.э.)

3) Классика (5 – 4 вв. до н.э.)

4) Эллинистический период (кон. 4 – 1 вв. до н.э.)

 

 

1) Искусство гомеровского периода. Сложение основных мифологических циклов. Отставание изобразительного искусства от литературы. Вазопись – как основная форма изобразительного искусства эпохи. «Дипилонские вазы» – как пример перехода в рамках «геометрического» стиля от условно-декоративной орнаментации к фигуративным композициям, содержащим изображения человека и животных.

Скульптура. Мелкая пластика, культового характера, имеющая весьма условные, схематические формы.

 

2) Искусство эпохи архаики. Греческий полис – основа античной культуры. Понятия эллины и Эллада. Проведение Олимпийских игр. Дух гражданственности. Архаика как переходный период от консервативных культовых традиций к реализму в изобразительном искусстве. Архитектура и вазопись как наиболее прогрессивные искусства периода архаики. Относительное отставание скульптуры.

 

Архитектура. Появление каменного храма. Ордерная система – как основа архитектурного мышления Древней Греции. Отражение идей демоса в греческом храме. Дорический и ионический ордера. Сложение основных типов греческих храмов – «в антах», «простиль», «амфипростиль», «периптер», «диптер». Переход от тяжеловесных и приземистых форм храмов к более стройным и гармоничным пропорциям. Формирование принципов архитектурного ансамбля.

 

Изобразительное искусство. Керамика. Ориентализирующий стиль. Повествовательная, сюжетная вазопись. Возникновение многообразия пластических форм сосудов. Взаимосвязь формы сосуда и композиционного размещения рисунка. Реалистические искания художников-вазописцев, опережающие развитие скульптуры.

 

Чернофигурный стиль в вазописи – чёрные фигурки на красноватом фоне обожжённой глины. Одно из достоинств – выразительность силуэтов.

Пример чернофигурной вазописи: «Аякс и Ахилл, играющие в кости».

 

Краснофигурная вазопись со светлыми фигурами на чёрном фоне. Возникла позднее чёрнофигурной, имела больше возможностей для передачи объёма и проработки деталей.

Пример краснофигурной вазописи: «Пелика с ласточкой» (Эрмитаж)

 

Скульптура эпохи архаики. Изображение богов и героев, «куросов» и «кор» - как первые шаги на пути формирования идеального образа человека в скульптуре. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека. Воспитательная роль греческой скульптуры, пафос гражданственности. Преобладание героических, типически-обобщённых человеческих свойств над индивидуальным портретным сходством в греческих скульптурах.

 

Характерные черты скульптур «куросов»:

· Симметрия и схематизм

· Строгая фронтальность

· Тщательная почти декоративная отделка деталей: волос, одежды и др.

 

Проявления попыток преодолеть схематизм архаической скульптуры и придать большую жизненность статуям:

· «Архаическая улыбка» - имела условный характер, должна была оживлять лицо куроса и выражать состояние жизнерадостности и уверенности;

· Одна нога выдвигалась вперёд, а рука сгибалась в локте, изображая движение фигуры.

 

 

3) Искусство эпохи классики. Афины – ведущий художественный центр. Победа молодого демократического государства в Греко-персидских воинах. Причины возвышения Афин. Другие художественные центры.

 

Задачи, стоявшие перед искусством ранней классики:

· Поиски реалистичного изображения человека;

· Способы передачи движения;

· Объединение многофигурной композиции в единое целое на основе смысловых связей, а не при помощи декоративной симметрии;

· Синтез скульптуры и архитектуры;

· Отражение в искусстве общественного идеала.

 

 

Архитектура эпохи классики. Развитие ордерной системы. Коринфский ордер. Ансамбль как характерная черта архитектуры эпохи классики. Главные принципы древнегреческого ансамбля. Афинский акрополь как пример классического ансамбля. Выдающиеся образцы архитектуры эпохи – Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.

 

Характерные особенности греческих храмов и архитектурных комплексов:

  • Соразмерность пропорциям человека;
  • Соразмерность отдельных частей и целого, рациональность (продуманность), и ясная простота;
  • Гармоническое единство с природой и вместе с тем превосходство рационального, созданного человеком сооружения над окружающим ландшафтом;
  • Греческие храмы и архитектурные комплексы были рассчитаны на восприятие в движении. Во время праздничных процессий, человек воспринимал одни и те же постройки с разных ракурсов и расстояний, вследствие чего их образ последовательно развивался, открывая всё новые и новые грани;
  • Динамическое равновесие. То есть части архитектурного комплекса уравновешивались не при помощи простой симметрии, а по средствам более сложных композиционных приёмов. Например, массивный Парфенон, на Акрополе, был уравновешен маленьким и изящным Эрехтейоном, за счёт того, что последний обладал более сложной структурой и декором по сравнению с ясной геометрией Парфенона.

 

Оптические поправки в архитектуре греческих храмов.

 

Скульптура эпохи классики.

 

Фидий. Работы Фидия в украшении Афинского Акрополя. Бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»). Рельефы Парфенона. «Ника, развязывающая сандалию».

 

Мирон. Мастер мгновенных состояний.

  1. «Дискобол». Изображение человека находящегося в напряжённом, стремительном движении. Сохранение равновесия, не смотря на кульминационный момент в движении. Ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Образный строй скульптуры.
  2. «Афина и Марсий». Столкновение разных характеров в скульптурной группе. Идея превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами.

 

Поликлет и его «Канон». «Дорифор» («Копьеносец»). Изображение спокойно стоящей фигуры. Образы мужественности, героизма и достоинства. Архитектоника в построении человеческой фигуры.

 

Скопас. Бурное, драматическое напряжение духовных сил в скульптурных образах Скопаса. Проблема передачи переживаний человека. Противоречивость, экспрессия и надрыв, нарушающие гармоническую ясность образов классики. «Менада».

Изображение борьбы греков с амазонками в «Галикарнасском мавзолее».

 

Пракситель. Образы, проникнутые духом ясной гармонии, спокойной задумчивости и созерцательности. Отход от героических сюжетов. Мягкость и живописность обработки мрамора Праксителем. Сочетание духовной и телесной красоты. «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар. Ложно-идеализирующее направление в искусстве поздней классики. «Аполлон Бельведерский» - образ скорее внешне эффектный, чем внутренне значительный. Внешне красивое, но лишенное подлинной жизненной убедительности произведение.

 

Лисипп. Последний великий мастер поздней классики. Поиски характерно-выразительного, психологического, а не идеально-совершенного в образе человека. «Апоксимен». Передача состояния усталости. Новые выразительные оттенки состояния героя, рождающиеся при обзоре фигуры с разных точек зрения.

 

Живопись эпохи классики. Аполлодор Афинский. Сикионская и фиванско-аттическая школа живописи. Вазопись. Полихромный стиль. Художественное и историческое значение вазописи.

 

 

4) Искусство эпохи эллинизма. (IV – I века до н.э.). Отход от мифологического отношения к природе. Восточные влияния. Религиозный синкретизм. Особенности эллинистической архитектур. Архитектурный ансамбль эпохи эллинизма. Пергамский алтарь. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Дворцовые сооружения. Скульптура эпохи эллинизма. Нарастание гедонистического начала в пластике и живописи. Александрийская, пергамская и родосская школы. Расцвет глиптики и торевтики.

 

Искусство Древней Греции – как одна из абсолютных вершин мирового искусства.

 

6. Искусство Древнего Рима

 

Искусство этрусков (VII – IV века до н.э.). Культурные связи Этрурии с Востоком и Грецией. Архитектура. Особенности этрусского храма. Конструктивные основы архитектуры. Тосканский ордер. Свод. Скульптура. Ее связь с культом предков. Влияние этрусского искусства на формирование искусства Древнего Рима.

 

Искусство Рима республиканского периода и периода ранней империи. Этрусская и греческая составляющие римского искусства. Архитектура. Типы зданий и сооружений Древнего Рима. Римская ордерная аркада, или архитектурная ячейка. Новые техники и материалы. Forum Romanum – как образец архитектурного ансамбля республиканского периода. Скульптура. Формирование и развитие традиций римского скульптурного портрета. Монументальная живопись. Основные стили. Содержание. Художественные достоинства. Эллинистические тенденции в искусстве второй половины I века н.э.

 

Искусство Рима эпохи расцвета империи. Греко-римское и «варваризирующее» течения в искусстве II века н.э. Архитектура. Усиление влияние эллинистических традиций. Форумы императоров как примеры нового типа ансамбля. Принципы архитектурного ансамбля. Скульптурный портрет. Рельеф. Развитие темы триумфа в искусстве. Искусство римских провинций. Фаюмский портрет.

 

Искусство Рима III – IV веков н.э. Распространение христианства. Возникновение раннехристианских форм искусства, формирование языка символов. Живопись катакомб. Искусство периода официального признания христианства при Константине Великом.

 

Значение искусства Древнего Рима.

  1. Искусство Древнего Рима

 

Периодизация.

 

1) Этрусское искусство.

 

Общественный строй Этрурии, господство военной аристократии. Морская торговля, контакты с другими народностями, развитие культуры.

 

Архитектура

Роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры.

 

Элементы архитектурной планировки городов и храмов, оказавшие влияние на римское зодчество:

  • Правильная планировка городов
  • Размещение храма на высоком подиуме
  • Фронтальная ориентация храма, фасад которого украшался глубоким портиком, остальные стороны храма замыкались глухой стеной
  • Существование круглых в плане жилищ. Изобретение купола.

 

 

Скульптура.

 

Зарождение этрусского скульптурного портрета, связанного с погребальным культом. Литьё из бронзы.

Статуя «Капитолийская волчица», наблюдательность художника при создании образа хищного зверя. Умение художника усилить натурные детали, для большей выразительности образа.

 

2) Искусство римской республики

 

Географическое положение.

Влияние италийских племён, Этрусков, и греческой цивилизации на римское искусство.

Завоевательная политика и превращение Рима, из небольшого города-государства в огромную мировую державу.

 

Отличия мировоззрения и культуры римлян в сравнении с культурой древних греков:

  • Ведущая роль официальной гражданской архитектуры, и тех видов искусства, которые имели практическое значение: потокольно-повествовательного исторического рельефа, индивидуального портрета;
  • Меньше влияние мифологии, больше прозаичности;
  • Отсутствие изображений богов, на ранней стадии развития искусства.

 

 

Архитектура

 

Архитектура как ведущее искусство Древнего Рима.

Преобладание сооружений, воплощавших идеи могущества государства и направленные на завоевание популярности у народа: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, дворцы, виллы, инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги и.т.д.).

 

Изобретение бетона древними римлянами. Возникновение сводчатых перекрытий.

 

Сложение в республиканский период основных типов зданий: театр, амфитеатр, храмовые сооружения.

 

Амфитеатр – круглое в плане сооружение, представлявшее собой, как бы соединение между собой двух полукруглых театров. Замкнутое и изолированное от природы внутреннее пространство римского театра, предназначенного для травли зверей и гладиаторских боёв.

 

Псевдопериптер, как основной тип храмового сооружения в Древнем Риме. Соединение элементов греческого периптера и этрусского храма. Колонны, окружающие здание открыты только с одной, фронтальной стороны с остальных сторон, они как бы входят в стену, превращаясь в полуколонны. Акцентирование фасада здания при помощи портика и лестницы. Использование высокого подиума, на котором стоит храм.

 

Римский форум, как центр деловой и общественной жизни. «Форум Романум». Площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями.

 

Архитектура жилых домов

Атриум – внутренний, закрытый дворик.

Тип дома с атриумом, обогащённым перистилем – внутренним двориком, окруженным колоннами. Виллы богачей. Непременные атрибуты виллы: водоём, фонтаны, сад, беседки, скульптура и др. Стенные росписи вилл. Росписи «Вилы Мистерий», связанные с мистическим культом Диониса.

 

Скульптура

 

Доминирующее положение портрета в римской скульптуре. Зарождение портрета связанное с погребальным культом и обычаем снимать с покойника восковую маску. Возникновение традиции точной передачи внешнего облика человека.

 

Отличия римского скульптурного портрета от греческого:

  • В Греции достойным увековечения считался только выдающийся человек, задача римского мастера увековечивание лица ни чем не примечательного, от художника требовалось только портретное сходство;
  • Греческий мастер выявлял в портрете обобщённо-типические черты, (отбрасывая всё лишнее и оставляя только то, что служит раскрытию образа, подчёркивая общечеловеческие свойства), римский скульптор буквально копировал все мельчайшие детали лица портретируемого, вне зависимости от того способствует ли это созданию целостного образа или делает его запутанным и непонятным.
  • Римский портрет на ранних стадиях не раскрывает внутреннего мира человека, а скорее походит на посмертную маску.

 

Тогатус (изображение облачённого в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей), как наиболее распространённый тип статуи в Древнем Риме, воплощающий общественные идеалы. Отсутствие внутреннего порыва, несоответствующее торжественности постановки фигуры.

Пример: статуя «Оратора».

 

 

  1. Искусство Римской империи

Римская империя – время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима 5 в. н.э.

Военная диктатура императора. Особый подъём архитектуры в период правления династии Флавиев.

 

Архитектура эпохи римской империи

 

Амфитеатр Флавиев («Колизей»), как одна из вершин римской архитектуры. План Колизея. Размещение зрителей по социальным признакам. Новшества и инженерные сооружения, использованные при строительстве амфитеатра. Тектоническая логика многоярусной аркады Колизея. Фасад здания как пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Композиционная цельность и единство здания исчерпывающе раскрывающегося со всех сторон.

 

Триумфальная арка Тита.

 

Колонна Траяна. Спиральная лента рельефа, покрывающая 38-метровую колону. Рельефы колонны Траяна, как пример специфически римского скульптурного жанра – повествовательного исторического рельефа.

  • Подробное перечисление всех деяний императора Траяна, изображённого на 200-метровом рельефе 90 раз.
  • Жертвование плановостью (близкие и дальние предметы даны с одинаковой чёткостью) и ясностью композиции ради большей детализации и повествовательности.
  • Склонность к назидательности

 

Время правления императора Андриана, как период роста культуры и искусства и одновременно период усиления противоречий римского государства. Усиление влияния провинций, распространение мистических культов, египетских, иранских богов, возникновение христианства.

 

Архитектор Аполлодор Дамасский.

Пантеон – храм всех богов, как новый тип храмовой постройки:

  • Перемещение акцента с внешнего облика здания на внутреннее пространство;
  • Переход от периптеральной к цилиндрической (ротонда) в плане форме;
  • Контраст между простотой внешнего облика и значительностью архитектурного образа интерьера;
  • Применение купола, появление грандиозного и целостного подкупольного пространства, не расчленённого колоннами.

 

Пантеон как пример единства глубокой образной идеи и архитектурных форм её выражения.

Идея храма, посвящённого не одному какому-либо божеству, а всем богам воплощается следующим образом:

  • Громадный купол (диаметр – 43 м.), господствующий над всем огромным, нерасчленённым пространством ротонды, является символом небесного свода царящего над землёй, рождает ощущение целостности;
  • Сквозь большое (диаметром – 9 м.) круглое окно центре купола видно голубое небо, солнечные лучи, проникающие в храм, образуют сноп света, перемещающиеся в соответствии с движениями солнца. Таким образом купол становится связанным непосредственно с небесным сводом и движением солнца;
  • Гармоничные пропорции (размеры ротонды и купола почти равны) архитектурных форм создают впечатление равновесия, и силы.

 

 

Виллы Адриана в Тибуре (Тиволи). Черты эклектизма.

 

 

Скульптура эпохи римской империи

 

Скульптура 1в. н.э. (Портрет династии Флавиев)

  • Появление в римском портрете образной характеристики персонажа и художественного обобщения;
  • Оживление лица портретируемых мимикой;
  • Черты характера, в том числе и отрицательные, выявляются с беспощадной объективностью;
  • Возрастает мастерство обработки мрамора, его моделировка отличается особой телесностью, ощутимостью.

 

Пример: «Портрет римлянки в высокой причёске из завитых локонов». Этот портрет отличается реалистической правдивостью: за благородной внешностью знатной дамы угадываются главные черты её характера – эгоизм, душевная холодность. Следует отметить техническую изощрённость в обработке мрамора.

 

В качестве примеров можно также привести портреты императоров Веспасиана и Вителлия.

 

Искусство Рима 3 – 4 веков н.э.

 

Эпоха крайней неустойчивости экономического и политического положения империи. Непрерывные междоусобные войны, постоянная насильственная смена императоров, утрата чувства уверенности, нарастание тревоги. Принятие римским императором Константином Великим христианства (313 г.), в поисках новой объединяющей религии, взамен многобожия.

Возникновение раннехристианских форм искусства, синтез античного реализма и христианского символизма. Живопись катакомб.

 

7. Искусство Средневековья

 

7.1. Искусство Византии

 

Временные рамки существования Византии:

395 г. – разделение Римской империи на Восточную и Западную, возникновение Византии

1453 г. – завоевание турками Константинополя, прекращение существования Византии.

 

Судьба Византии и её особое значение после завоевания варварами Западной Римской империи. Периодизация искусства Византии. Византия как хранительница великих достижений античности.

 

Византийская архитектура.

 

Формирование образа византийского храма. Отражение в нём христианского миропорядка. Разработка в архитектуре интерьеров как бы вовлекавших человека, изолировавших его от всего остального мира, делающих его причастным к тайной общине.

 

1) Базилика – основной тип раннехристианского культового здания. Это продольно вытянутый храм, разделённый внутри рядами колонн на 3 (5) длинных части, которые назывались – нефы.

Связь с римскими базиликами.

 

Трансепт – поперечный неф, пересекавший продольное здание храма в месте расположения алтаря и придававший храму форму креста. Возник в результате позднейшего превращения базилики в крестово-купольный храм.

 

Апсида – полукруглая ниша, в противоположной входу стене. Перед апсидой помещался алтарь.

 

Примеры раннехристианских базилик: Сан Аполлинаре нуово, Сан Аполлинаре ин классе в Равенне.

 

Композиционные приёмы, в планировке базилики, призванные создать чувство сильного душевного порыва, одухотворённости:

  • Резкий контраст между простотой внешнего вида и богатством отделки внутреннего пространства;
  • Вся композиция (ряд убегающих вперед колонн, их мерный повторяющийся ритм), была рассчитана на движение зрителя вглубь, к алтарной части – фокусу композиции
  • Выделение центрального нефа светом, падающим через боковые окна;
  • Алтарная апсида, всегда располагалась на востоке, свет проникавший сквозь её окна, создавал особый эффект по утрам, выделяя алтарь;
  • Лёгкость, бестелесность архитектурных форм (вместо тяжёлого антаблемента – арка, опирающаяся на тонкие колонны с ажурными капителями, прорезанные окнами и украшенные мерцающими мозаиками стены нефа, также кажутся тонкими и невесомыми, это способствуют дематериализации архитектурной массы);

 

Отличительная черта византийских церквей – присутствие наряду с одухотворённостью пышности, светского, торжественно - репрезентативного характера, отвечающего запросам власти.

 

2) Разработка в раннехристианском зодчестве типа центрических культовых построек (круглых, гранёных, крестообразных и др.), возводившихся над могилами святых и мучеников и потому имевших характер мавзолея. Замкнутая, округлая форма, вызывавшая ощущение сосредоточенности и гармонии, соответствовала характеру постройки, созданной как место памяти.

Пример центрической постройки: церковь Сан Витале в Равенне.

 

3) Превращение базилики в купольный храм путём объединения типов центрической и базиликальной церквей.

 

Пример купольной постройки: храм святой Софии в Константинополе.

Решение сложнейшей задачи возведения круглого купола над прямоугольной базиликой при помощи парусов, опирающихся на 4 столба, спрятанных в стены.

Парус – треугольные изогнутые своды, напоминающие надутые паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы, а верхними сторонами, поддерживающие свод.

 

Гармоничность образа Святой Софии. Идея храма, реализующаяся в архитектурной форме. Новшества, внедрённые архитекторами при строительстве храма.

 

4) Формирование типа крестово-купольного храма.

 

 

Монументальная живопись. Ее истоки и эволюция. Развитие византийской живописи по четырём основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Переход от земного, пластического восприятия явлений окружающего мира к представлениям о духовном начале как основном качестве художественного произведения.

Мозаика как основной вид живописи в византийском храме.

 

Художественная выразительность византийской мозаики:

  • Чистые кубики смальты рождают редкостный по красоте многоцветный декоративный эффект;
  • Мерцающий золотой фон и лучистость способствуют дематериализации фигур и одухотворённости образов;
  • С другой стороны мозаика создавала эффект ослепительного богатства, репрезентативности.

 

Византийская икона.

Иконопись как новый вид искусства. Возникновение. Источники влиявшие на формирование ранней иконописи. Традиции ритуального фаюмского портрета предшествовавшей эпохи. Идейно-художественные традиции, перешедшие из ритуального портрета в раннюю иконопись. Эволюция. Смысл иконы как отражение «невидимого в видимом». Свет как основополагающая категория православного искусства. Сложение основных иконографических изводов. Иконография Христа. Иконография Богоматери. Техника и технология.

 

Всемирно - историческое значение искусства Византии.

 

 

7.2. Искусство Западной Европы в эпоху Средневековья

 

Европа после падения Западной Римской империи. Два пути европейской культуры: западный и восточный. Их специфика.

 

Периодизация искусства эпохи Средневековья:

 

  1. Раннее Средневековье:

 

5 -8 вв. - искусство эпохи Меровингов (эпоха великого переселения народов)

9 -10 вв. - искусство эпохи Каролингов

 

  1. Развитое Средневековье:

11 – 12 вв. - романское искусство

12 -14 (15) вв. - готическое искусство

 

  1. Раннее Средневековье.

 

Роль церкви в становлении и развитии культуры варварских государств. Слияние античной и языческой традиций. Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям. Искусство ирландцев и англосаксов. Высокий культурный уровень населения кельтской Ирландии. Звериный (тератологический, чудовищный) стиль в декоративно-прикладном искусстве и книжной миниатюре. Каменные придорожные кресты, покрытые руническими письменами.

 

Искусство эпохи Меровингов. Франкские племена как основоположники искусства Меровингов. Хлодвиг - первый король франков, принявший христианство и объединивший под своей властью разрозненные племена. Расцвет декоративно-прикладного искусства и книжной миниатюры. Черты наивно-фантастического понимания действительности. Орнамент.

 

Искусство эпохи Каролингов. Феномен «Каролингского возрождения». Личность Карла Великого. Обращение к античной раннехристианской традиции и искусству Византии.

 

Архитектура.

 

Аахенская капелла (805 г.). Здание центрического типа, перекрытое куполом. План сооружения: восьмиугольный зал, окружённый более низким шестнадцатиугольником. Мозаики в оформлении стен. Взаимосвязь с церковью Сан Витале в Равенне.

 

Базилики. Базилика как господствующая форма зданий аббатств и монастырей. Несоответствия сооружений центрического типа потребностям католического культа.

 

Книжная миниатюра эпохи Каролингов.

Основные школы книжной миниатюры: «школа Годескалька», «школа евангелия Карла Великого» (дворцовая школа), «реймская школа», «турская школа». Стилевые особенности разных школ.

 

Архитектура. Формирование основных элементов средневекового храма.

 

Монументальная живопись и скульптура. Фрески и мозаики в оформлении монастырских помещений и дворцов. Попытка возрождения античных приёмов живописи, основанных на зрительной иллюзии. Высокий уровень литья из бронзы. Статуэтка Карла Великого.

 

 

  1. Развитое Средневековье.

 

1) Романское искусство. Происхождение и смысл термина «романский», его условность. Распад империи Карла Великого, эпоха феодальной раздробленности. Романское искусство как синтез искусства варварских народов и Византии. Общеевропейский характер романского стиля и локальные школы.

 

Архитектура. Замок. Город в эпоху зрелого феодализма.

 

Утверждение и дальнейшее усложнение формы базилики в церковной архитектуре. Храм-крепость. Дух воинственности и потребности в самозащите.

Решение проблемы перекрытия главного нефа при помощи свода из клинчатых камней. Стена и свод – как конструктивная основа зодчества. Типы сводов. Взаимоотношение массы и пространства в романской архитектуре. Уменьшение размера окон и увеличение ширины стен, несущих массивный каменный свод.

 

Для внешнего вида романских церквей характерно:

 

- простота, строгость и ясность конструкции;

- массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, полуцилиндр, конус, пирамида);

- отражение во внешнем облике внутренней структуры церкви (снаружи отчётливо различаются не только различная высота нефов, но и членение пространства на различные ячейки).

 

Пример романского храма: собор св. Петра в Вормсе (Германия).

 

Романский храм как основа синтеза искусств. Преобладание скульптуры в романском храме и её неразрывная связь с архитектурой.

 

Скульптура.

 

Характерные особенности романской скульптуры:

- плоскостность и взаимосвязь со стеной (трактовка фигур находится в зависимости от членений архитектуры);

- декоративность;

- разномасштабность фигур (размер зависит от иерархической значимости того кто изображён);

- любовь ко всему сумрачному, чудовищному, изображение всевозможных фантастических существ (связь со звериным стилем варваров).

 

Наряду с грубостью и наивным простодушием романскому искусству присуще: искренность и страстность, в нём чувствуется жизненная стихия и острая выразительность.

Пример: рельефы на дверях церкви св. Михаила в Гильдесгейме (Германия).

 

Монументальная живопись. Книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство. Преобладание выразительного начала в романском искусстве.

 

2) Готическое искусство. Происхождение и смысл термина «готика». Ведущая роль города в формировании основ готического искусства.

 

Архитектура, ее ведущая роль в искусстве XIII – XV вв. Готический храм-базилика, его конструктивная основа и образный строй. Каркасная конструкция. Свод на нервюрах, стрельчатая арка, аркбутан, контрфорс.

 

Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная опора (столб), связанная со стеной аркбутаном. Предназначены для усиления несущей стены путем принятия на себя тяжести свода.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) — наружная полуарка, передающая давление от сводов постройки на опорный столб — контрфорс.

Нервюра (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

 

Преимущества нервюрного свода:

 

  • позволял перекрывать большие пространства и пространства неправильной формы;
  • достигалась большая экономия материала;
  • благодаря тому, что свод опирался не на стены, а на столбы-устои, стены становились излишними и вместо них появились громадные окна, а вместо фресок - витражи.

 

Сравнительные характеристики готической и романской архитектуры:

  • Готический храм асимметричен, необозрим и сложен для восприятия в сравнении с простыми, ясными, легко обозримыми формами романского зодчества.
  • Романские церкви, гладью стен были чётко изолированы от окружающего пространства, в готических соборах, напротив, идёт сложное взаимодействие, взаимопроникновение внутреннего пространства и окружающей среды (огромные проёмы окон, сквозная резьба башенных шатров, проникновение в пространство при помощи «отростков» аркбутанов и контрфорсов).
  • В романской архитектуре акцент был сделан на средокрестии, над которым располагались массивные башни, в готической архитектуре акцент перемещён на центральный фасад здания (стройные башни фланкируют западный портал, богато украшенный скульптурой, его размеры значительно увеличились).
  • В готических храмах появляется большое, круглое окно, заполненное витражами, так называемая готическая роза.

 

Образный строй готических храмов:

  • Для готических храмов характерна устремлённость ввысь, массивные и грузные в своём основании формы постепенно утончаются, становятся всё стройнее, создавая ощущение взлёта.
  • Готический храм – символ средневекового мира, с его необозримыми внешними и внутренними объёмами, населёнными различного рода скульптурой, начиная от изображений святых и заканчивая всевозможными чудовищами, химерами.
  • Образ готического храма строится на противоречиях и контрастах:

 

- контраст между материальностью скульптуры во внешнем убранстве собора и бестелесностью мерцающих витражей в интерьере (это должно было соответствовать состояниям мистического порыва, религиозного экстаза молящихся);

 

- контраст между суровостью колорита каменных стен и сияющими красками витражей и церковной утвари создавал противоречивые ощущения праздничной торжественности, ликования и сумрачности одновременно;

 

Особенности ранней, зрелой и поздней («пламенеющей») готики.

Примеры:

Ранняя готика – собор Парижской богоматери;

Зрелая готика – Реймский собор;

Поздняя готика – Руанский собор.

Архитектура как основа синтеза искусств.

 

Скульптура и рельеф. Появление реалистических элементов. Жанровые сцены в миниатюре и рельефных композициях.

 

Образ страдающего, оскорблённого человека в готической скульптуре. Образы, связанные с мученичеством и мучительством. Сравнительный анализ характерного типа Христа в Западном искусстве и в русской иконописи.

 

Противоречия в готической скульптуре:

  • Вытянутые по вертикали, бесплотные фигуры на расстоянии воспринимаются как декоративные элементы стены, но с другой стороны, когда приближаешься к ним вплотную, внимание привлекает большая реалистичность и психологическая выразительность статуй.
  • Под множественными, ломаными готическими драпировками не чувствуется тела. Они не передают объем, а скорее привносят беспокойное движение и драматизм.
  • Сочетание реализма и мистики: с одной стороны скульпторы начинают с большой наблюдательностью передавать сцены из повседневной жизни (жанровые, бытовые), с другой стороны они сильно преувеличивают состояния религиозного экстаза, экзальтации, любят всё сумрачное и мистическое.

 

Разобрать характерные особенности готической пластики на примере отдельных произведений, обратить внимание на элементы психологизма и одухотворённости образов.

Примеры:

  • рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Шартрский собор. Франция);
  • рельеф «Иов и его друзья» (собор Парижской Богоматери).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №11 | Математичні основи цифрової техніки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.