КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Понятие государственного регулирования
Государственное регулирование экономики = ГРЭ. В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует свободы рынка. Правительства этих стран осознают, что необходимо учитывать весь спектр реально действующих факторов, которые вынуждают в большей или меньшей степени ограничивать свободу поведения субъектов экономических отношений. Теория ГРЭ, обосновывающая необходимость государственного вмешательства необходимостью исправления и предотвращения фиаско рынка (т.е. негативного проявления рыночного механизма), подвергается критике, потому что она в большей степени представляет собой, что государство должно делать, нежели чем теорию о том, что государство реально делает. Нормативная экономическая теория изучает законы рынка (что должно быть в идеале). Дескриптивная экономическая теория разбирает реально сложившуюся ситуацию.
Многие государственные действия вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые бы прекрасно функционировали без государственного вмешательства. Кроме того, может проявиться действие закона непредвиденных последствий – это тенденция, согласно которой попытка правительства что-то изменить даёт иные результаты, чем те, на которые рассчитывали её проводники. Это связано с тем, что присутствующий при формировании экономической политики элемент поиска экономической выгоды предполагает существование тенденций, согласно которым государственные действия не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, т.е. к фиаско Правительства. Государство всегда выбирает между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Наличие фиаско Правительства говорит о том, что государство, также как и рынок, институт несовершенный, и, принимая решение о том, будет та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо сопоставлять возможность фиаско Правительства с возможностью фиаско рынка. Т.о. мы должны оценить риски государственного вмешательства/невмешательства.
ГРЭ – это целенаправленная деятельность, предпринятая государством с макроэкономических позиций, т.е. с точки зрения возможности участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. (Это определение с точки зрения макроэкономического подхода). ГРЭ – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающая комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. (Это определение дано с точки зрения процесса осуществления ГРЭ).
Для характеристики ГРЭ выделяют 3 его стороны: 1) социально-экономическая → позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы, а также на результаты хозяйственной деятельности. Данная сторона ГРЭ отражает единство технико-экономических и социально-экономических отношений. Отвечает на вопрос, кто собственник ресурсов, из которых будет произведена продукция. Кто собственник результатов деятельности. В СССР собственником всех ресурсов было государство. Оно же устанавливало стоимость ресурсов. Данная сторона даёт понять возможности государства; определяет возможности, что можем. 2) организационная → проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она представляет собой систему органов управления, постановку для них задач и распределения функций. (Это, по сути, система государственного управления и система МСУ). Отвечает на вопрос, как мы можем сделать. 3) методологическая → характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент, обеспечивающий выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Данная сторона определяет наш инструментарий: что мы можем использовать при наших возможностях и органах управления. Конституция РФ – социальный контракт. Она разграничивает и делегирует права и обязанности. Мы отдали часть своих прав, получили обязанности. Т.о. дали государству право на насилие. Государство – особый экономический институт.
Государство в ряде случаев рассматривается как особая организация, возникающая на основе делегирования гражданами части своих прав государству. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в Конституции, играющей роль социального контракта. Добровольный отказ от части своих естественных прав и передача их государству связывается гражданами с уверенностью, что государство успешнее их справится с реализацией ряда функций. В результате государство – это особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в ряде сфер. В этих сферах государство получает легитимное, т.е. основанное на социальном контракте, право на принуждение и насилие.
Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт (ВНП), Национальных доход (НД). ВВП = C+I+G+-Xn, где: Xn = Ex - Im. С – конечное потребление; I – инвестиции в фирму = валовое накопление капитала (покупка станков, запасов, др.); G – государственные расходы; Xn – чистый экспорт; Ex - экспорт; Im - импорт. Валовой внутренний продукт (ВВП) -рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства (труд, земля, капитал). Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП - это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг. ВНП = ВВП + сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первичным доходам относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов). ВНП = ВВП + разница между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране. ВНП (ЗП↑, нас больше) > ВВП.
Национальный доход (НД) – важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определённый период времени (обычно за 1 год). НД – обобщающий показатель экономического развития страны (вновь созданная в материальном производстве стоимость). НД складывается из: - ЗП рабочих и жалований служащих; - дополнительных выплат; - рентных доходов владельцев собственности; - чистого процента по потребительским кредитам; - прибылей корпораций; - доходов собственников. Т.о. НД – доход, полученный от всех факторов производства в этой стране (ЗП, рента, %, прибыль). НД = ВНП – (амортизационные отчисления (износ основных средств) + косвенные налоги на предпринимателей). НД – в экономических моделях – денежный поток, направленный о фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.
Прямой налог взимается с налогоплательщика: - подоходный налог; - налог на прибыль; - налог на наследование и дарение; - имущественный налог.
Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу: - акциз; - таможенная пошлина; - экологический налог; - налог на добавленную стоимость.
Эффективный спрос – спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами населения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |